Распорный дюбель
Использование: в машиностроении в качестве крепежных элементов. Сущность изобретения: дюбель выполнен в виде полого стержня 1 с головкой 4 и заходным участком 6. Распорная часть дюбеля содержит большое число последовательно расположенных распорных дисков 2 и 3. Стержень в распорной части представляет из себя два продольных гибких элемента. Четные диски расположены на внутренней стороне одного гибкого элемента, а нечетные - аналогично на другом гибком элементе. Диски 2 и 3 выполнены с эксцентричными отверстиями. Отверстия частично совмещены и образуют винтовой канал, в который ввинчивают крепежный винт. При ввинчивании винта распорные диски перемещаются наружу в противоположных направлениях и надежно зажимают дюбель как в монолитном, так и в пустотелом материале. Дюбель выполнен из синтетического материала. 6 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к крепежным элементам.
Известен распорный дюбель, выполненный из синтетического материала и содержащий два распорных элемента с каналом между ними под крепежный винт [1]. При ввинчивании винта в дюбель распорные элементы перемещаются в разные стороны от винта. Если такой распорный дюбель введен в отверстие кладки, то распорные элементы будут прижаты к стенке отверстия, благодаря чему достигается прочное удерживание распорного дюбеля в отверстии. Дюбели такого типа в монолитных твердых строительных материалах обеспечивают высокие удерживающие усилия. В более мягких строительных материалах с пустотами, как, например, в многодырчатом кирпиче, применение таких распорных дюбелей возможно только с ограничениями. Известен распорный дюбель, содержащий стержень с распорными элементами в виде дисков, расположенных на стержне последовательно один за другим с образованием внутри стержня суженного винтового канала под крепежный винт и с возможностью радиального перемещения при ввинчивании крепежного винта в упомянутый канал [2]. Цель изобретения - создание распорного дюбеля для закрепления как в монолитном строительном материале, так и в материале с пустотами, обеспечивающего высокие удерживающие усилия. Это достигается тем, что диски выполнены с эксцентричными отверстиями, при этом отверстия соседних дисков частично совмещены для образования винтового канала. При ввинчивании крепежного винта диски смещаются в зависимости от эксцентричного отверстия. Отверстия соседних дисков преимущественно смещены одно относительно другого. Благодаря этому все время попеременно один диск смещается в одну сторону, а следующий - в другую. Если распорный дюбель вставлен в монолитный строительный материал, то распорные диски прижимаются к стенке отверстия в противоположном направлении. При использовании распорного дюбеля в строительном материале с пустотами распорные диски входят в эти пустоты, что позволяет достичь геометрического замыкания в любой кладке в зоне любой стенки, ограничивающей плоскость. Стержень в зоне расположения дисков выполнен в виде двух продольных противолежащих гибких элементов, при этом четные диски расположены на одном гибком элементе, а нечетные - на другом. Диски расположены на внутренней стороне гибких элементов, при этом диски на одном элементе смещены вдоль оси относительно дисков на другом элементе и размещены между последними с перекрытием их. В преимущественной форме выполнения заходная часть стержня распорного дюбеля выполнена в виде усеченного конуса с осевым отверстием, а противоположный заходной части конец стержня выполнен в виде втулки с головкой. В осевое отверстие усеченного конуса с зацеплением входит крепежный винт, благодаря чему возможно осевое заклинивание участка дюбеля в зоне расположения дисков. Наиболее благоприятно выполнение распорного дюбеля с крепежным винтом, шаг резьбы которого кратен целому числу толщин дисков. Отдельные распорные диски в этом случае могут заклиниваться между сторонами профиля резьбы и взаимно опираться. При такой форме выполнения смонтированный в кладке распорный дюбель приобретает большую прочность и тем самым более высокую несущую способность. На фиг. 1 изображен распорный дюбель с распорными дисками, общий вид; на фиг. 2 - поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - поперечный разрез распорного дюбеля перед его монтажом; на фиг. 5 - поперечный разрез распорного дюбеля в смонтированном состоянии; на фиг. 6 - распорный дюбель, вид сбоку; на фиг. 7 - распорный дюбель, укрепленный в пустотелом строительном материале. Распорный дюбель выполнен в виде рамного дюбеля, который при сквозном монтаже можно вставлять через отверстие подлежащей закреплению рамной конструкции в отверстие в строительном материале. Распорный дюбель содержит стержень 1 с распорными элементами в виде дисков 2 и 3. Верхняя часть дюбеля выполнена в виде гладкой втулки с воронкообразно расширяющейся головкой 4, предназначенной для размещения в ней потайной головки крепежного винта 5. Заходная часть стержня выполнена в виде усеченного конуса 6 с осевым резьбовым отверстием 7. Стержень в зоне 8 расположения дисков выполнен в виде двух продольных противолежащих гибких элементов 9 и 10. Диски 2 и 3 выполнены с эксцентричными отверстиями 11 и 12 соответственно и расположены на стержне последовательно один за другим. Четные диски расположены на внутренней стороне одного гибкого элемента, а нечетные - на внутренней стороне другого гибкого элемента. При этом диски на одном элементе смещены вдоль оси относительно дисков на другом элементе и размещены между последними с перекрытием их. Отверстия 11 и 12 соседних дисков частично совмещены и образуют внутри стержня вокруг продольной оси 13 суженный винтовой канал 14 под крепежный винт 5. Диаметр резьбы крепежного винта приблизительно равен диаметру отверстий 11 и 12. Шаг резьбы крепежного винта кратен целому числу толщин дисков. Крепление дюбелем осуществляют следующим образом. На строительный материал с пустотами, например многодырчатый кирпич 15 со стенками 16 и 17, в которых выполнены соосные отверстия 18 и 19, укладывают рамную конструкцию 20, имеющую сквозное отверстие 21. В отверстиях 21, 18 и 19 размещают дюбель, а затем ввинчивают в него крепежный винт с потайной головкой 22. При ввинчивании крепежного винта в канал 14 диски радиально перемещаются и зажимают дюбель с геометрическим замыканием в зоне стенок 16 и 17. В зоне перехода отверстий 18 и 19 в полости 23 и 24 гибкий элемент 9 в результате различного отклонения дисков 3 имеет выпуклость 25. Крепежный винт завинчивают до прилегания его потайной головки к внутренним стенкам воронкообразной головки 4 дюбеля. При большом усилии завинчивания часть дюбеля в виде усеченного конуса 6 испытывает тянущее усилие в направлении к головке дюбеля. В результате этого диски перекашиваются и дюбель приобретает очень высокую жесткость, которая гарантирует надежное закрепление. Шаг крепежного винта выбирают таким, чтобы он был кратным целому числу толщин дисков. В приведенном на фиг. 7 примере шаг винта соответствует ширине четырех распорных дисков 2 и 3.Формула изобретения
1. РАСПОРНЫЙ ДЮБЕЛЬ, содержащий стержень с распорными элементами в виде дисков, расположенных на стержне последовательно один за другим с образованием внутри стержня суженного винтового канала под крепежный винт и с возможностью радиального перемещения при ввинчивании крепежного винта в упомянутый канал, отличающийся тем, что диски выполнены с эксцентричными отверстиями, при этом отверстия соседних дисков частично совмещены для образования винтового канала. 2. Дюбель по п.1, отличающийся тем, что стержень в зоне расположения дисков выполнен в виде двух продольных противолежащих гибких элементов, при этом четные диски расположены на одном гибком элементе, а нечетные - на другом. 3. Дюбель по п.2, отличающийся тем, что диски расположены на внутренней стороне гибких элементов, при этом диски на одном элементе смещены вдоль оси относительно дисков на другом элементе и размещены между последними с перекрытием их. 4. Дюбель по одному из пп.1 - 3, отличающийся тем, что заходная часть стержня выполнена в виде усеченного конуса с осевым отверстием, а противоположный заходной части конец стержня выполнен в виде втулки с головкой. 5. Дюбель по одному из пп.1 - 4, отличающийся тем, что стержень выполнен из двух половин, сцепленных распорными элементами. 6. Дюбель по одному из пп.1 - 5, отличающийся тем, что он выполнен из синтетического материала. 7. Дюбель по одному из пп. 1 - 6, отличающийся тем, что он снабжен крепежным винтом, шаг резьбы которого кратен целому числу толщин дисков.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7