Раздаточная коробка
Использование: на транспортных средствах - в автомобилях-тягачах, автомобилях повышенной проходимости, дорожной и сельскохозяйственной технике и т.д. Сущность изобретения: в опорах корпуса 1 установлены валы 2, 13. На валу 2 свободно установлены шестерни 3 - 7, причем шестерни 5 - 7 объединены в блок 8. Шестерни 3 - 5 зацеплены с шестернями 9 - 11, свободно установленными на валу 13. На валу 13 установлен трубчатый вал 14 с шестерней 16, к которой крепится корпус дифференциала 19. Муфта А установлена на ступице вала 2 между шестернями 3, 4. Сдвоенная муфта - между шестернями 4, 5 и 10, 11, муфта С - на ступице вала 14 между шестернями 11, 15. Муфта D совмещена с шестерней 17. Муфта Е блокировки дифференциала установлена между валом 24 и корпусом 19. 4 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел и распределением крутящего момента между выходными валами, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия / Под ред. А.И.Гришкевича. - Мн.: Выс.шк., 1985, - 240 с.). Эти агрегаты конструктивно сложны, металлоемки. Наиболее близкой к предлагаемой раздаточной коробке (РК) является раздаточная коробка автомобиля КАЗ-4540, совмещенная с восьмиступенчатой коробкой передач. РК состоит из корпуса с размещенными в нем валами, шестернями внешнего зацепления, дифференциалом, муфтами переключения передач и блокировки дифференциала. Такая РК конструктивно сложна, металлоемка. В ней имеются 16 шестерен, дифференциал и 4 муфты управления. Цель изобретения - упрощение конструкции РК и снижение ее металлоемкости. Указанная цель достигается тем, что РК выполнена двухвальной, один из выходных валов дифференциала используется как вал шестерен РК, все шестерни на валах установлены свободно. На фиг. 1 изображена схема РК, имеющей восемь передач для движения вперед и четыре передачи заднего хода; на фиг.2 - схемы включения пар шестерен на различных передачах (положения муфт: Л - левое, П - правое, Н - нейтральное); на фиг.3 - лучевая диаграмма РК с двумя ускоряющими передачами; на фиг. 4 - то же, с одной ускоряющей передачей (горизонтальный луч соответствует передаточному числу 1,0; луч, направленный вниз, указывает на замедляющую передачу, вверх - на ускоряющую). В опорах корпуса РК 1 расположен первичный вал 2, на котором свободно установлены шестерни 3-7, причем шестерни 5-7 объединены в блок 8. Шестерни 3-5 зацеплены с шестернями 9-11 соответственно. Шестерни 9 и 10 объединены в блок 12 и вместе с шестерней 11 свободно установлены на валу 13. На этом валу также расположен трубчатый вал 14, на котором свободно установлена шестерня 15, зацепленная с шестерней 6 первичного вала. На фланце вала 14 закреплена шестерня 16, которая может зацепляться с шестерней заднего хода 17, установленной на оси 18. К шестерне 16 крепится корпус дифференциала 19, на крестовине (оси) 20 которого установлены сателлиты 21, зацепленные с шестернями 22 и 23. Шестерня 22 закреплена на валу 13 привода переднего моста, выполняющего роль вторичного вала, шестерня 23 закреплена на валу 24 привода заднего моста. Дифференциал может быть как коническим, так и цилиндрическим. Муфта А установлена на ступице первичного вала между шестернями 3 и 4, сдвоенная муфта В размещена на обоих валах между шестернями 4-5 и 10-11. Муфта С расположена на ступице трубчатого вала 14 между шестернями 11 и 15. Муфта D совмещена с шестерней 17. Муфта блокировки Е дифференциала установлена между валом 24 и корпусом 19. Работа РК осуществляется следующим образом. 1-я передача Крутящий момент с первичного вала 2 по муфте А в левом положении, шестерням 3-9, трубчатому валу 12, муфте В в правом положении, шестерням 11-5, трубчатому валу 8, шестерням 6-15, муфте С в правом положении поступает на трубчатый вал 14, дифференциал 19 и распределяется на валы 13 и 24 (фиг.1 и 2). На лучевой диаграмме (фиг.3) эта передача представлена лучами, выходящими из т.0 и направленными налево-вниз к т.1: 3-9, 11-5, 6-15. 2-я передача Передвигаем муфту В в левое положение, при этом происходит замена пары шестерен 11-5 на пару 10-4. 3-я передача Переключаем муфты А и В в правое положение. Момент с первичного вала поступает на шестерни 4-10, по муфте В на шестерни 11-5, затем, как на предыдущих передачах. 4-я передача Перемещаем муфту В в левое положение, из трехпарного зацепления получаем однопарное. Момент с первичного вала по муфтам А и В, шестерням 4, 5, валу 8 поступает на шестерни 6-15 и далее, как и раньше. 5-я передача Изменилось положение муфты С, выключилась из работы пара шестерен 6-15. Изменили также положение муфт А и В. Момент передается шестернями 3-9 и далее по валу 12, муфте В, шестерне 11 на муфту С и вал 14, далее, как на предыдущих передачах. 6-я передача Передвигаем муфту В в левое положение. Момент передается по шестерням 3-9, валу 12, шестерням 10-4, муфту В, шестерням 5-11, муфте С и далее, как на предыдущих передачах. 7-я передача Переключаем муфты А и В в правое положение. До шестерен 4-10 момент поступает, как на 3-ей передаче, далее, как на 5-й передаче. 8-я передача Передвигаем муфту В в левое положение. До шестерен 5-11 момент поступает как на 4 передаче, далее, как на 6-й передаче. Задний ход Переключаем муфту D из левого положения в правое и включаем шестерни заднего хода 7-17-16, муфту С переключаем в нейтральное положение и выключаем из работы шестерни 6-15. Четыре передачи заднего хода соответствуют аналогичным передачам для движения вперед, но вместо шестерен 6-15 работают шестерни 7-17-16. Изменяя передаточные числа пар шестерен, можно получить другое распределение передач. Например, уменьшив передаточные числа пар 5-11 и 4-10, увеличив 3-9 и 6-15, получим ряд передач с одной ускоряющей передачей (фиг. 4). Если увеличить передаточное число крайней пары шестерен 6-15, то можно получить два отдельных поддиапазона передач: 1-4 и 5-8. Экономический эффект выражается в упрощении РК и снижении ее металлоемкости - вместо 16 шестерен у прототипа имеем только 11 шестерен, также уменьшилось число валов и опор.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4