Устройство для контроля углового положения коленчатого вала двигателя с ограниченным доступом к валу

 

Сущность изобретения: устройство содержит диск (лимб) с делениями в угловых градусах, закрепленный неподвижно на корпусе автомобиля, и указатель, закрепленный на рукоятке ручной заводки двигателя. Лимб и указатель снабжены элементами крепления устройства на время проведения регулировочных работ. С помощью предлагаемого устройства можно повысить точность установки второго и последующих цилиндров двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к области автомобильной техники и преимущественно может быть использовано на автомобилях с ограниченным доступом к торцу коленчатого вала двигателя.

Известно устройство контроля угла поворота коленчатого вала автомобильных двигателей, встроенное в конструкцию, включающее шестерню привода распределительного вала с меткой (подвижная метка), выступ на корпусе крепления распределительного вала (неподвижная метка) и рукоятку ручной заводки двигателя. Таким является конструкторское решение на легковых автомобилях типа ВАЗ, которое принято за прототип.

Необходимость точного знания угла поворота коленчатого вала двигателя определяется конструктивными особенностями газораспределительного механизма. При регулировке зазоров между клапанами и толкателями у легковых автомобилей типа "ВАЗ" и "Москвич" необходимо проворачивать коленчатый вал перед регулировкой зазоров в очередной паре клапанов на 180о. При регулировке зазоров между коромыслами и клапанами у грузовых автомобилей типа "ГАЗ" и "ЗИЛ" коленчатый вал периодически надо проворачивать на углы 90, 120, 360о (см. технические описания и инструкции по эксплуатации указанных типов автомобилей).

Недостатком всех существующих конструкций контроля угла поворота коленчатого вала является то, что точная установка его возможна только при исходном (первоначальном) положении, когда ориентировка осуществляется по штатным меткам. В дальнейшем угол поворота коленчатого вала контролируется в значительной мере "на глаз" (по отношению заводной рукоятки). Иногда отсчитывают заранее определенное число провернувшихся зубьев шестерни распределительного вала, что соответствует требуемому углу поворота коленчатого вала. Во всех технических описаниях есть указание, что следующая группа клапанов регулируется после поворота коленчатого вала на определенный угол, но конструктивно не обеспечено каким образом осуществлять точный контроль поворота коленчатого вала на этот заданный угол.

Известно также устройство для контроля угла поворота коленчатого вала двигателя, содержащее диск, установленный на валу двигателя, на торцевой поверхности которого нанесены метки, разбивающие окружность диска на 360о, а на корпусе двигателя установлена неподвижная стрелка-указатель, причем нулевая метка (начало отсчета) при совмещении ее со стрелкой-указателем соответствует положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке (А. Ф. Гогин. Судовые дизели. М. Транспорт, 1988). Угловое положение вала в градусах контролируют по угловым меткам на диске, находящимся напротив стрелки-указателя.

Однако данное устройство возможно применить на двигателях, у которых свободный доступ к торцу коленчатого вала и удобный обзор установленного устройства контроля, то есть именно на судовых дизелях. Большинство отечественных легковых и грузовых автомобилей конструктивно выполнены так, что доступ к торцу коленчатого вала закрыт радиатором.

Целью настоящего изобретения является разработка устройства, позволяющего повысить удобство контроля и точность установки второго и последующего цилиндров в заданном на углу поворота вала положении на автомобильных двигателях с ограниченным доступом к коленчатому валу.

Поставленная цель достигается тем, что устройство имеет в своем составе лимб, устанавливаемый неподвижно относительно корпуса автомобиля и указатель, устанавливаемый на рукоятку ручной заводки двигателя.

На фиг. 1-3 приведен общий вид предлагаемого устройства и элементы его крепления.

Лимб 1 представляет собой жесткий диск (металлический, пластмассовый и т. п.) с нанесенными на лицевой стороне делениями в угловых градусах и центральным отверстием для рукоятки ручной заводки двигателя 2. На оборотной стороне лимба укреплена резиновая прокладка 3 и пружины крепления 4.

Указатель 5 закреплен на пластине 6, к которой изнутри приклеена (или прикреплена) резиновая прокладка 7. Пластина 6 снабжена хомутиком крепления 8.

Работает устройство следующим образом.

Лимб 1 устанавливают на бампер автомобиля (или к другому удобному для наблюдения месту, например, к радиатору) и крепят зацепами пружины 4. Резиновая прокладка 3 предотвращает смещение лимба при случайных толчках и соприкосновениях с ним. Указатель 5 устанавливают на рукоятку ручной заводки двигателя и крепят хомутиком 8.

По конструктивным штатным меткам устанавливают исходное положение коленчатого вала для начала регулирования зазоров в механизме газораспределения и выставляют указатель 5 против "0" лимба. Устройство подготовлено к работе. После регулировки зазоров в очередной паре (группе) клапанов поворачивают коленчатый вал рукояткой ручной заводки, а требуемый угол поворота контролируют по шкале лимба.

Применение предлагаемого устройства позволит повысить точность установки коленчатого вала в любое требуемое положение. Кроме того, значительно повышается удобство проведения регулировочных работ и сокращается время установки коленчатого вала в любое требуемое положение.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ К ВАЛУ, содержащее метку на валу двигателя, метку на его корпусе и рукоятку ручного запуска, кинематически связанную с валом двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения точности установки второго и последующего цилиндров двигателя в заданном по углу поворота вала положении, устройство дополнительно содержит диск с делениями в угловых градусах, закрепленный на корпусе автомобиля, причем отверстие диска совпадает с отверстием для установки рукоятки запуска, а на последней установлен указатель в виде стрелки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к методам и средствам для испытаний турбокомпрессоров с полнопоточной турбиной

Изобретение относится к испытаниям энергетических установок, в частности к удалению осадка продуктов сгорания без слива воды и прекращению испытаний, и может быть использовано на предприятиях, занимающихся испытаниями энергетических установок

Изобретение относится к технике нанесения тонких покрытий на движущуюся гибкую подложку и может быть использовано при производстве фотографических и других тонкослойных материалов для оценки работоспособности элементов узла нанесения, а также для прогнозирования качества выпускаемого материала

Изобретение относится к строительным и дорожным машинам и может быть использовано для экспериментального определения переходной характеристики скрепера

Изобретение относится к области испытания лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания и может найти применение при испытании турбокомпрессоров в локомотивных депо

Изобретение относится к технике железнодорожного транспорта, точнее к устройствам для определения нагрузки на колесо подвижного состава путем определения нагрузки на каждое колесо

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх