Шестеренный насос

 

Использование: в аварийных системах изделий авиационной и ракетной техники. Сущность изобретения: в корпусе установлены ведущая и ведомая шестерни, находящиеся в зацеплении. Выходной вал муфтой предельного момента связан с ведущей шестерней. Насос содержит устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненных в виде волновой передачи, выходной элемент которой связан с ведомой шестерней. Выходной элемент снабжен храповым колесом, ведущая шестерня втулкой с подпружиненными собачками, входящими в зацепление с храповым колесом. Зубья колеса выполнены наружными. Втулка выполнена охватывающей колесо. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в аварийных системах изделий авиационной и ракетной техники.

Известен шестеренный насос, содержащий корпус, установленный в нем вал и качающий узел с шестернями, через муфту предельного момента связанный с ведущим валом, а также устройство для устранения заклинивания шестерен.

Недостатком этого насоса является его неработоспособность в режиме периодического слива рабочей жидкости из насоса вследствие приклеивания торцов шестерен к корпусу.

Этого недостатка лишен шестеренный насос, содержащий корпус, установленные в нем ведущую и ведомую шестерни, находящиеся в зацеплении, выходной вал, посредством муфты предельного момента связанный с ведущей шестерней, а также устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой передачи, выходной элемент которой связан с ведомой шестерней при помощи подвижной втулки, снабженной венцом с зубьями.

Недостатками такого шестеренного насоса являются низкое быстродействие и нагрузочная способность, что является нежелательным при использовании насоса в аварийных системах. Низкое быстродействие обусловлено кинематической схемой насоса, в которой при заклинивании шестерен подвижная втулка должна провернуться до тех пор, пока ее зуб не войдет в зацепление с зубчатым колесом шестерни насоса. Наличие на венце втулки участков без зубьев необходимо для работы насоса в штатном режиме. Низкая нагрузочная способность обусловлена гибкостью венца втулки, что обеспечивает прохождение первого зуба венца через зуб зубчатого колеса, однако это и вызывает снижение передаваемого момента.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение быстродействия и нагрузочной способности. Этот результат достигается за счет того, что в известном шестеренном насосе, содержащем корпус, установленные в нем ведущую и ведомую шестерни, находящиеся в зацеплении, выходной вал, посредством муфты предельного момента связанный с ведущей шестерней, а также устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой передачи, выходной элемент которой связан с ведомой шестерней, согласно изобретению, выходной элемент снабжен храповым колесом, а ведущая шестерня - втулкой с подпружиненными собачками, входящими в зацепление с храповым колесом. С целью снижения износа зубья храпового колеса могут быть выполнены наружными, а втулка выполнена охватывающей храповое колесо.

На фиг. 1 приведен пример конкретного выполнения шестеренного насоса, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 и 4 - разрез Б-Б на фиг.1.

Шестеренный насос содержит корпус 1, установленные в нем ведущую 2 и ведомую 3 шестерни, находящиеся в зацеплении, и выходной вал 4, посредством муфты предельного момента связанный с ведущей шестерней 2, а также устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой передачи с двухвенцовым гибким колесом 5 и двумя жесткими колесами 6 и 7, снабженной двумя соосными кулачковыми генераторами волн 8 и 9. Генератор 8 соединен с выходным валом 4, а генератор 9 - с ведущей шестерней 2. Колесо 6 выполнено на корпусе 1, а колесо 7, являющееся выходным элементом передачи, на подвижной втулке 10. Гибкое колесо 5 имеет венцы 11 и 12, которые выполнены одинаковыми и входят в зацепление с колесами 6 и 7, параметры которых тоже выполнены одинаковыми. В корпусе установлены крышки 13 и 14, контактирующие с торцами шестерен 2 и 3. Крышка 14 поджимается к торцам шестерен тарельчатой пружиной 15. Втулка 10 снабжена храповым колесом 16, а ведущая шестерня 2 - втулкой 17 с собачками 18, установленными на ее валу. На корпусе 1 выполнены каналы 19 и 20 для подвода и отвода рабочей жидкости. Собачки 18 подпружинены пружинами 21. Шестеренный насос работает следующим образом: при вращении выходного вала 4 от приводного электродвигателя (не показан) начинает вращаться по часовой стрелке (смотря со стороны вала 4) установленный на нем генератор 8. Он создает в гибком колесе 5 волну деформации, вращающуюся со скоростью вала 4, увлекающую за собой генератор 9, который также приходит во вращение со скоростью . При этом деформированное гибкое колесо 5 играет роль муфты, передающей вращение с генератора 8 на генератор 9. Из-за равенства зубьев венцов 11 и 12, а также колес 6 и 7 колесо остается неподвижным. Гибкое же колесо 5 совершает (из-за разности зубьев с жесткими колесами) медленное вращение с угловой скоростью = :i где i - передаточное отношение волновой передачи с неподвижным колесом 6 и подвижным колесом 5. Генератор 9 вращает шестерни 2 и 3, которые перекачивают жидкость из канала 19 в канал 20, при этом втулка 17 вращается по часовой стрелке, а собачки 18 проскакивают по зубьям колеса 16, которое в штатном режиме неподвижно. В случае заклинивания шестерен или присыхания их торцов к крышкам 13 и 14 шестерни 2 и 3 неподвижны. При вращении вала 4 начинает вращаться генератор 8. Но генератор 9 остается неподвижным, так как связан с неподвижной в данный момент шестерней 2. Вследствие того, что генератор 9 неподвижен, венец 12 оказывается неподвижно соединен с колесом 7 и приводит его и втулку 10 во вращение по часовой стрелке со скоростью , при этом величина крутящего момента на втулке 10 составит М = Мд i k, где k - КПД волновой передачи, Мд - момент, создаваемый на валу 4. Колесо 16 начинает вращаться по часовой стрелке и проворачивает через собачки 18 втулку 17 и, следовательно, шестерню 2. Из-за значительного момента на втулке 10 значительным будет и усилие на втулке 17, что приведет к преодолению момента сопротивлению и провороту колеса 17 и шестерен 2 и 3, после чего возобновляется нормальный режим работы насоса. Для снижения износа собачек их масса и усилие пружин 21 могут быть подобраны таким образом, что собачки при вращении втулки 17 за счет центробежных сил будут отходить от зубьев колеса 16 и не касаться их, что иллюстрировано фиг.4 и отражено в п. 2 формулы изобретения. При заклинивании величина центробежных сил становится равной нулю и собачки поджимаются пружинами к зубьям колеса 16, обеспечивая зацепление. В результате быстродействие насоса (время на преодоление заклинивания) улучшается в 5-6 раз, и момент преодоления заклинивания повышается практически вдвое, что весьма существенно в объектах авиационной и космической техники.

Формула изобретения

1. ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус, установленные в нем ведущую и ведомую шестерни, находящиеся в зацеплении, выходной вал, посредством муфты предельного момента связанный с ведущей шестерней, а также устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой передачи, выходной элемент которой связан с ведомой шестерней, отличающийся тем, что выходной элемент снабжен храповым колесом, а ведущая шестерня - втулкой с подпружиненными собачками, входящими в зацепление с храповым колесом.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что зубья храпового колеса выполнены наружными, а втулка выполнена охватывающей храповое колесо.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных устройствах, например в гидроприводах

Изобретение относится к роторным машинам объемного вытеснения и может быть использовано в качестве двигателя (например, приводного на транспортном средстве) или насоса для подачи жидкости

Насос // 2022174
Изобретение относится к области объемных насосов и может быть использовано в системах, требующих подачу перекачиваемой жидкости при постоянном значении давления в нагнетательном патрубке насоса

Насос // 2022174
Изобретение относится к области объемных насосов и может быть использовано в системах, требующих подачу перекачиваемой жидкости при постоянном значении давления в нагнетательном патрубке насоса

Изобретение относится к машиностроению, а именно гидравлике и может быть использовано в других областях промышленности

Изобретение относится к машинам с циклически изменяющимися объемами рабочих камер, которые могут быть использованы в качестве насоса, компрессора, детандера, мерного устройства, двигателей внешнего, внутреннего сгорания

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к гидравлическим машинам, которые могут быть использованы в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машинах

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к гидравлическим машинам, которые могут быть использованы в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машинах

Изобретение относится к способу эксплуатации многофазного винтового насоса с по меньшей мере одним подающим винтом, заключенным в корпус, имеющий по меньшей мере один всасывающий и по меньшей мере один напорный патрубок, причем всасываемая среда малопульсирующим непрерывно подаваемым потоком перемещается параллельно винтовому валу и непрерывно выводится через напорный патрубок, при этом с напорной стороны соответствующую жидкую фазу отделяют от газовой фазы за счет того, что уменьшают скорость выходящего из подающего винта потока среды и/или целенаправленно изменяют его направление

Изобретение относится к насосостроению, а именно к осевым насосам, предназначенным для перекачивания однородных и неоднородных жидкостей или масс

Насос // 2103551
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в любых областях народного хозяйства в качестве насоса для перемещения жидких веществ

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям роторных машин, и может быть использовано в гидравлических или пневматических передачах различных устройств

Насос // 2103553
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к насосостроению, компрессоростроению, вакуумной технике, и может быть использовано в нефтяной, газовой к других отраслях производства
Наверх