Способ определения навигационных параметров и вертикали места

 

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано в навигации морских, воздушных и наземных объектов, а также для гравиметрических и маркшейдерских работ. Цель изобретения - упрощение реализации способа при повышении его точности. В способе выходные параметры вырабатываются по сигналам акселерометров и датчиков углов качек не менее двух гироплатформ, в двухосном кардановом подвесе с трехстепенным гироскопом каждая, а управляющие сигналы гироскопов задаются так, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистических девиаций. Закон поведения скоростной девиации у гироплатформ задают из условия наименьшего влияния инструментальных погрешностей на точность выработки выходных параметров. 1 ил.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано преимущественно для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов, при геодезических и гравиметрических работах.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированного сигнала при помощи гироскопа и вычисление навигационных параметров и вертикали места на основе информации о составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника.

Недостатком известного способа является необходимость использования в нем гироплатформы с двумя трехстепенными гироскопами и трехосным подвесом гироплатформы, что усложняет реализацию способа и не обеспечивает требуемой точности.

Целью изобретения является упрощение реализации способа при повышении его точности.

Цель достигается тем, что в известном способе дополнительно измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных не менее чем на одной дополнительной гироплатформе, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, а также из условия минимизации инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, при этом горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, или по углам разности наклона осей кинематических моментов гироскопов относительно плоскости горизонта гироплатформ с учетом величин скоростных девиаций гироплатформ, а вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, с использованием информации о горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости.

Существенная особенность известного способа заключается в том, что исходной информацией для определения выходных параметров являются выработанные три проекции абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, моделирующего географический трехгранник Дарбу. Это значит, что в известном способе в том числе измеряется и формируется сигнал о вертикальной составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехгранника от азимутального гироскопа гироплатформы инерциальной системы.

В известном способе гироплатформа включает в себя два трехстепенных гироскопа. Обязательной составной частью гироплатформы полуаналитической инерциальной системы является гироскоп, стабилизирующий гироплатформу в азимуте.

Другой ее особенностью является то, что карданный подвес, связывающий стабилизированную гироплатформу с объектом, выполнен в виде трехосного карданного подвеса. При этом одно карданное кольцо азимутальное, обеспечивающее свободу вращения гироплатформы вокруг вертикальной оси, имеет неограниченный угол поворота.

Для передачи электрических сигналов с неподвижной части прибора на гироплатформу и обратно на оси азимутального кольца монтируется специальная переходная контактная колонка, коллектор, кольца которого и контакты выполняются из золота, платины и иридия. При этом само азимутальное кольцо в значительной степени определяет конструктивы гироскопического модуля центрального прибора инерциальной системы.

В предложенном способе выработка навигационных параметров и вертикали места обеспечиваются без использования сигналов об азимутальном направлении гироплатформы в пространстве от гироскопа, стабилизирующего гироплатформу в азимуте. В предложенном способе сигнал об азимутальном направлении гироплатформы в азимуте вырабатывается аналитически.

Другими техническими результатами предложенного способа являются активное воздействие на влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, а также уменьшение влияния случайных погрешностей на точность выработки навигационных параметров.

Управляющие сигналы гироскопов задаются таким образом, чтобы обеспечить разную величину скоростной девиации у каждой стабилизированной гироплатформы и в то же время обеспечить отсутствие баллистической девиации.

Неодинаковое значение скоростных девиаций позволяет по разности сигналов одноименных акселерометров или по разности сигналов одноименных датчиков углов двух или более гироплатформ определить горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу. По известным значениям горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу по сигналам акселерометров и по сигналам датчиков углов качек объекта относительно стабилизированной гироплатформы определяют выходные параметры.

Задаваемые зависимости величин и их законов скоростных девиаций в каждой гироплатформе отражают влияние инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров. Из теоретического обоснования также следует, что в способе случайные инструментальные погрешности входящих гироплатформ уменьшаются за счет их осреднения.

Предварительные конструктивные проработки дают основание полагать, что по сравнению с существующими или разрабатываемыми компактными инерционными системами объем гиромодуля может быть уменьшен в 5-6 раз при использовании одних и тех же гироскопов и акселерометров.

Миниатюрное исполнение гиромодуля делает возможным использование его для буровых установок при разведке и добыче полезных ископаемых. Доукомплектование инерциальной системы по предлагаемому способу гравиметром позволит использовать его при гравиметрических работах. При этом в инерциальной системе миниатюризация гиромодуля осуществляется без ухудшения точностных параметров.

На чертеже представлена функциональная блок-схема инерциональной системы для осуществления способа.

Инерциальная система состоит из двух конструктивно идентичных стабилизированных гироплатформ 1 и 1' и блока 2 управления и выработки выходных параметров БУ ВВП. На каждой стабилизированной гироплатформе расположен один трехстепенной гироскоп 3 и 3'. При этом кинетический момент каждого гироскопа совпадает с направлением приборной вертикали данной стабилизированной гироплатформы. Гироскопы имеют датчики 4, 5 и 4', 5' моментов и датчики углов 6, 7 и 6, 7'. Кроме того, на каждой стабилизированной гироплатформе установлены акселерометры 8, 9 и 8', 9'. Оси чувствительности акселерометров на каждой гироплатформе ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы. Ось одного акселерометра параллельна внутренней оси 10 и 10' карданного подвеса гироплатформы. Наружная ось 11 и 11' карданного подвеса параллельна продольной оси объекта. Выходы датчиков 6, 7 и 6', 7' углов гироскопов 3 и 3' через посредство усилителей 12, 13 и 12'. 13' соединены с входами следящих двигателей 14, 15 и 14', 15', которые связаны с осями карданного подвеса. С этими же осями связаны датчики углов качек 16, 17 и 16', 17' относительно плоскости гироплатформы. Входы датчиков 4, 5 и 4', 5' момента гироскопов 3 и 3' соединены с соответствующими выходами блока 2 управления и выработки выходных параметров. Выходы акселерометров 8, 9 и 8', 9' и датчики углов качек 16, 17 и 16', 17' соединены с соответствующими входами БУВВП-2.

Выходами БУВВП для потребителей являются К курс объекта, V путевая скорость, - широта места, - долгота места, и углы бортовой и килевой качек. На гироплатформы могут быть установлены гравиметрические чувствительные элементы. Гравиметрический чувствительный элемент может быть установлен на отдельной платформе и удерживаться в горизонте по сигналам и выходов БУВВП.

Функционирует предлагаемая система следующим образом. Каждая гироплатформа с помощью следящих двигателей 14, 15 и 14', 15' соответственно по сигналам рассогласования датчиков углов 6, 7 и 6', 7' гироскопов 3 и 3' все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа.

Кожух каждого гироскопа вместе с гироплатформой приводится в положение, соответствующее заданному значению скоростной девиации для данной гироплатформы, с помощью моментов, накладываемых через датчики моменты 4, 5 и 4', 5' гироскопов 3 и 3' токами управления по сигналам, вырабатываемым в БУВВП. Поскольку заданные значения скоростных девиаций различные для каждой гироплатформы и, в свою очередь, пропорциональны горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, разности показаний одноименных датчиков углов качек 16 и 16' и 17, 17' являются исходными источниками информации для определения горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу.

Выработку всех трех составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу, выходных параметров и влияние инструментальных погрешностей на точность выработки выходных параметров предлагаемым способом подтвердим теоретически.

В качестве исходной системы координат выберем трехгранник Дарбу , повернутый вокруг вертикальной оси относительно географического трехгранника на угол К, соответствующий курсу объекта.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранника на его соответствующие оси обозначим р, q, r.

Проекции ускорения вершины трехгранника на его горизонтальные оси суть W R(+rp); W R(-+rq), где R радиус Земли, принятой за сферу.

Кажущееся ускорение по оси О W +g-R(p2+q2), где g ускорение силы тяготения.

Рассмотрим поведение двух гироплатформ.

С кожухом гироскопа первой гироплатформы жестко свяжем правую систему координат х1 y1 z1. С кожухом гироскопа второй гироплатформы систему координат x2 y2 z2.

Системы координат x1 y1 z1 и x2 y2 z2 образуются из системы координат путем поворота вокруг осей о1 oy1, oy2 на углы 12; 1 и 2.

Управление гироскопом каждой гироплатформы осуществляют по сигналам акселерометров через датчики моментов. Оси чувствительности акселерометров совпадают соответственно с осями ЛХ1, ОY1 и ОХ2, ОY2.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников X1Y1Z1 и X2Y2Z2на их оси ОX1; ОY1; ОХ2; ОY2 будет: = p+-r1; = p+-r2; = q+-r1; = q+-r2.

Проекции ускорения, замеряемые акселерометрами, будут a= R(+rp-W1)+a; a= R(+rp-W2)+a; a= R(-+rq-W1)+a; a= R(-+rq-W2)+a, где ax1;ay1;ax2;ay2 инструментальные погрешности акселерометров.

В соответствии с прецессионной теорией гироскопа = + p1; = + q1
для первой гировертикали;
= + p2; = + q2
для второй гировертикали, где Mx1,My1,Mx2,My2 управляющие моменты гироскопов;
Н кинетический момент гироскопа;
р1;р2;q1;q2 дрейфы гироскопов.

Потребуем, чтобы скоростные девиации гироплатформ удовлетворяли условиям
01= 01=
02= 02= (1) тогда 1=01+1;1=01+1; 2=02+2;2= 02+2, где 1;1;2;2 погрешности отклонения гироплатформ от заданного положения. Здесь и далее углы 1;2;1;2 полагаютcя малыми, так что sin 1; sin 2; sin 1; sin 2;
cos1=cos2=cos1=cos2=1;
o частота Шулера;
n1 и n2 заданные функции времени.

Одновременно обеспечим отсутствие баллистических девиаций при произвольном пространственном движении объекта.

Достаточным условием для выполнения этих требований является создание моментов вокруг осей прецессии гироскопов по законам, обеспечивающим
n1(+rp)пр+pпр+
n1(--rq)пр+qпр-
n2(+rp)пр+pпр+
n2(-+rq)пр+qпр-
Уравнения движения гироплатформ в этом случае примут вид
p+-r n1(+rp)пр+pпр+ +p1+r01+
p+-r n1(-+rp)пр+qпр- +q1-r01+
p+-r n2(+rp)пр+pпр+ +p2+r02+
q++r n2(-+rq)пр+qпр- +q2-r02+
где 01,01,02 и 02 -к погрешность неперпендикулярности осей чувствительности акселерометров с осью кинетического момента гироскопа;
l1 и l2 смещение центра тяжести гироподвеса вдоль оси кинетического момента;
m масса гироскопа.

Имея ввиду, что
(+rp)пр= +rp-+
(-+rq)пр= --rq++
где


Для случая, когда горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу определяются по данным датчиков углов качек гироплатформ 11 и 22
pпр= p- +
qпр= q+ где 1-2; 1-2; 1-2; 1-2;
1; 2; 1;2 инструментальные погрешности датчиков углов качек. получим следующие уравнения ошибок системы:
+rpпр+ + + (+r++r)
-r-pпр= +r+ -(n1-n2) (2)
-+rqпр- + + (-r-+r)
-+r-qпр= -r+ n1n2--(n1-n2),
где p q
p1-p2,
q1-q2,

p
l1-l2,

=
=
Горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу могут определяться также по сигналам акселерометров гироплатформ.

Если условия эксплуатации объекта таковы, что вертикальные ускорения объекта не вызывают существенных погрешностей,
pпр= qпр=
Для объектов, где могут быть недопустимо большие вертикальные ускорения
pпр= qпр= где az1и az2 сигналы акселерометров, оси чувствительности которых параллельны соответствующим осям кинематических моментов гироскопов (на функциональной блок-схеме они не указаны). Выходы этих акселерометров могут быть связаны с соответствующими входами блока управления и выработки выходных параметров.

Уравнения ошибок в этом случае не будут содержать погрешностей датчиков углов качек. Их место займут погрешности акселерометров, вырабатывающие сигналы az1 и az2-az1иaz2:
a= W-R(+rp) -R(-+rq) +a;
a= W-R(+rp) -R(-+rq) +a
Система уравнений (2) характеризует поведение погрешностей выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости трехгранника и ошибки выработки приборной вертикали места.

Вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу найдем по показаниям акселерометров и по известным значениям горизонтальных составляющих рпр и qпр. Для этого воспользуемся выражением
rпр= откуда
r + [(++r+2o)sinK-(-+r-
-2o)cosK] (3)
Навигационные параметры находятся по составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника следующим образом:
pпрcosKпр+qпрsinKпр= -;
qпрcosKпр-pпрsinKпр= cos пр-
rпр= sin пр+ tg пр-, где Кпр приборное значение курса объекта;
пр приборное значение широты места;
vЕ приборное значение восточной составляющей скорости объекта относительно Земли.

Уравнения ошибок автономного определения курса объекта и широты места тогда запишутся
+(+)Kпрcos -(pпрcosK+qпрsinK)
-(Kos)+(+)пр= rпрcos-(qпрcosK-pпрsinK)sin (4)
где пр ошибка определения широты места;
Kпр ошибка определения курса объекта;

Ошибка автономного определения скорости изменения долготы места будет:
= (qпрcosK-pпрsinK)cos+r sin+(Kin) (5)
Путевая скорость определяется как
v
Вертикаль места вырабатывается по показаниям датчиков углов качек
пр= пр= Ошибкой вертикали места будет
пр= -; - где
Из (1) следует, что n1 и n2 характеризуют величину скоростной девиации.

Из (2), (3) и (4), (5) следует, что параметры n1 и n2 воздействуют на влияние инструментальных погрешностей на точность выходных параметров. Это влияние зависит как от величин n1 и n2, так и от закона их изменения.

Так, задаваясь, например, законом для n1 n01 + b1sin 1t; n2 n02 + b2sin 2t, где b1 < n01; b2 < n02, можно выделить определенные инструментальные погрешности и их компенсировать, при сравнении выходных параметров по координатам места со счислимыми координатами, выработанными по данным лага, или по данным других автономных средств.

Из (2) и (3) также следует, что случайные погрешности двух гироплатформ осредняются, хотя функционально две гироплатформы составляют одну инерциальную систему. Это значит, что при использовании трех гироплатформ с точки зрения надежности мы имеем две инерциальные системы, а с точки зрения точности каждая гироплатформа будет вносить свой вклад в осреднение случайных погрешностей.


Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных по осям приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопов и вычисление навигационных параметров и вертикали места на основе полученной информации о составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, отличающийся тем, что дополнительно измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, установленных не менее чем на одной дополнительной гироплатформе, сигналы управления основной и дополнительной гироплатформами формируют из условия обеспечения неравенства скоростных и отсутствия баллистических девиаций, а также из условия минимизации влияния инструментальных погрешностей на точность выработки навигационных параметров, при этом горизонтальные составляющие абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, или по углам разности наклона осей кинетических моментов гироскопов относительно плоскости горизонта гироплатформ с учетом величин скоростных девиаций гироплатформ, а вертикальную составляющую абсолютной угловой скорости определяют по составляющим кажущегося ускорения, измеряемым при помощи горизонтальных акселерометров, установленных по одноименным осям гироплатформ, с использованием информации о горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к средствам информационного обеспечения захода летательных аппаратов на посадку на аэродромы с неизвестными координатами и параметрами взлетно-посадочной полосы

Изобретение относится к навигационному приборостроению и контрольно-измерительной технике и может быть использовано в навигационных системах космических летательных аппаратов и в промышленности для автоматизации производственных процессов

Изобретение относится к навигации преимущественно морских судов и может быть применено для определения более чем одной навигационной величины с использованием средств космической навигации

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к пилотажно - навигационным приборам

Изобретение относится к системам измерения и обработки информации и может быть использовано для определения линейного и углового отклонений упругого протяженного тела, одним концом закрепленного относительно заданной системы координат, в частности для измерения положения трубного става, погружаемого в воду с добывающего судна

Изобретение относится к вычислительным устройствам, в частности, к устройствам, позволяющим выбирать оптимальные созвездия астроориентиров и кеплеровских навигационных точек в любой точке маршрута потребителя и может быть использовано для отображения и анализа элементов звездной, баллистической, навигационной обстановки в процессе планирования работы астронавигационных приборов, при решении задач штурманской подготовки, а также при решении целого ряда практических задач сферической тригонометрии, сводящихся к решению сферических треугольников в азимутальных проекциях, в частности, при определении характеристик кинематических элементов орбитальных систем

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системе управления космического аппарата для определения его угловых отклонений от направления на центр Земли

Изобретение относится к автоматическому управлению летательными аппаратами, в частности к системам формирования сигнала управления курсом малогабаритного дистанционно пилотируемого летательного аппарата (МДПЛА)

Изобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано для разработки точных автономных инерциальных навигационных систем

Изобретение относится к системам автоматической посадки летательных аппаратов и может быть использовано для автоматической посадки пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к гироскопической навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано для определения высоты полета летательного аппарата и позволяет повысить точность и расширить диапазон определени высоты полета летательного аппарата
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущегося объекта

Изобретение относится к бортовым самолетным системам отображения информации и может быть применено на различных типах самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации
Изобретение относится к астрономии и может быть использовано для определения долготы места по наблюдению светил
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)
Наверх