Турбопривод

 

Использование: в нефтегазовой промышленности для использования энергии сжатого газа при его отборе в линию потребителя из магистрального трубопровода. Сущность изобретения: турбопривод содержит вал 1 с турбиной 2, по обе стороны которой установлены два вентилятора 3. Вал смонтирован на опорах 4. Полости низкого давления турбины 2 и вентиляторов 3 соединены между собой щелевыми уплотнениями 5, выполненными с кольцевыми проточками 6, которые соединены трубопроводом 7 с магистральным газопроводом до теплообменного аппарата 8. Входные полости вентиляторов 3 сообщены непосредственно с атмосферой, а полости высокого давления трубопроводом 9 со входом в камеру сгорания 10. Вход в камеру сгорания 10 соединен также трубопроводом 11 через пускоотсечный клапан 12 с магистральным трубопроводом. Камера сгорания 10 оснащена системой зажигания 13. Выход камеры сгорания 10 подключен по греющей среде к теплообменному аппарату 8, установленному на входе в турбину 2. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для эффективного использования энергии сжатого газа при его отборе в линию потребителя из магистрального трубопровода с целью выработки электроэнергии или в газоперерабатывающей промышленности в турбодетандерах для удовлетворения технологических и коммунально-бытовых нужд в электроэнергии, тепле и холоде.

Известны различные устройства, включающие турбину, работающую на природном газе, отбираемом из магистрального газопровода, воздушный компрессор, теплообменник.

Известна установка, содержащая магистральный газопровод, трубопровод подачи газа к потребителю, компрессор, турбину, камеру сгорания, теплообменник. Установка представляет собой компрессорную станцию для увеличения давления природного газа и выработки электроэнергии и включает в себя воздушный компрессор, газовую турбину, компрессор природного газа, теплообменник, камеру сгорания, вырабатывающую рабочее тело для газовой турбины и работающую от воздушного компрессора и природного газа (турбодетандерная установка УКС-300, разработки НПО им. Фрунзе рекламный проспект).

Наиболее близким техническим решением является установка, содержащая газовую турбину, подключенную входом через теплообменный аппарат к магистральному газопроводу, а выходом к газопроводу потребителей газа, камеру сгорания, соединенную газопроводом с запорно-регулирующей арматурой с магистральным газопроводом, а выход камеры сгорания подключен по греющей среде к теплообменному аппарату.

Недостатком известных решений является наличие традиционных устройств для предотвращения утечек газа по валу турбины в полость опор и в атмосферу контактных подвижных уплотнений (торцевых уплотнений), что снижает ресурс работы и надежность энергоустановки.

Цель изобретения устранение вышеуказанного недостатка, а также повышение надежности и ресурса работы турбопривода за счет исключения утечек газа по валу в окружающую среду и в полость опор.

Цель достигается тем, что турбопривод дополнительно содержит два вентилятора, установленные с двух сторон турбины на одном валу с ней, при этом полости низкого давления вентиляторов и турбины соединены щелевыми уплотнениями, а полости высокого давления вентиляторов подключены ко входу камеры сгорания. В щелевых уплотнениях выполнены кольцевые проточки, полости которых подключены к магистральному газопроводу до теплообменного аппарата.

Совокупность существенных признаков предлагаемого турбопривода проявляет иные свойства в сравнении с известными решениями, заключающиеся в том, что установка вентиляторов на общем валу с обеих сторон турбины и соединенных между собой щелевыми уплотнениями, а также использование утилизатора в виде камеры сгорания вход в которую соединен с выходными полостями вентиляторов, позволяет исключить утечки газа по валу в окружающую среду, сжечь их в камере сгорания, а продукты сгорания использовать для подогрева газа до турбины, что в комплексе повысит мощность, надежность и ресурс работы турбопривода.

На чертеже изображен турбопривод, где 1 вал; 2 турбина; 3 вентилятор; 4 опоры; 5 щелевое уплотнение; 6 кольцевая проточка; 7, 9, 11 трубопроводы; 8 аппарат теплообменный; 10 камера сгорания; 12 клапан пускоотсечной; 13 система зажигания; F1, F2 проходное сечение щелевого уплотнения.

Турбопривод содержит вал 1 с турбиной 2, по обе стороны которой установлены два вентилятора 3. Вал смонтирован на опорах 4. Полости низкого давления турбины и вентиляторов соединены между собой щелевыми уплотнениями 5. Щелевые уплотнения выполнены с кольцевыми проточками 6, которые соединены трубопроводом 7 с магистральным газопроводом до теплообменного аппарата 8. Входные полости вентиляторов сообщены непосредственно с атмосферой, а полости высокого давления трубопроводом 9 со входом в камеру сгорания 10. Вход в камеру сгорания соединен также трубопроводом 11 через пускоотсечной клапан 12 с магистральным газопроводом. Место подключения камеры сгорания к магистральному газопроводу может быть самое различное непосредственно или через газопровод потребителя в местах до теплообменного аппарата после него или после турбины.

Для поджига газовоздушной смеси камера сгорания оснащена системой зажигания 13. Выход камеры сгорания подключен по греющей среде к теплообменному аппарату, установленному на входе в турбину.

Вал турбопривода может заканчиваться свободным хвостовиком для стыковки с устройством снятия полезной мощности, например, электрогенератором.

Турбопривод для своей работы использует кинетическую энергию газа, отбираемого потребителю из магистрального газопровода. Кинетическая энергия газа за счет срабатывания давления и температуры преобразуется на турбине в механическую, которая расходуется на повышение давления воздуха в вентиляторах и на привод внешнего потребителя мощности, чаще всего электрогенератора.

Турбопривод работает следующим образом.

Газ из магистрального газопровода через теплообменный аппарат поступает на турбину 2 и приводит во вращение вал 1 с вентиляторами 3. Воздух засасывается вентиляторами непосредственно из атмосферы и подается в камеру сгорания. Давление газа в полости турбины должно быть всегда выше давления воздуха в полости вентиляторов и утечки газа следовательно из полости турбины будут поступать через щелевые уплотнения 5 во входные полости вентиляторов откуда вместе с воздухом будут поступать в камеру сгорания и сгорать.

Щелевые уплотнения образуют с валом 1 кольцевые щели с проходным сечением F1, F2, что обеспечивает определенный расход газа во входные полости вентиляторов.

Расход воздуха через вентилятор в 150-200 раз больше по сравнению с расходом газа через щелевые уплотнения, поэтому образующая газовоздушная смесь пожаро- и взрывобезопасна. Для обеспечения необходимого режима горения газовоздушной смеси в камеру сгорания после открытия клапана 12 подается газ дополнительно. Газовоздушная смесь в камере сгорания воспламеняется от системы зажигания 13. Продукты сгорания используются в теплообменном аппарате 8 в качестве теплоносителя для подогрева газа, поступающего в турбину 2. Повышение температуры газа до турбины обеспечивает рост мощности турбины и исключает выпадание газовых гидратов при снижении температуры, которое происходит при расширении газа в выходном тракте турбины.

Если подогрев газа на входе в турбину осуществляется до температуры при которой возможно самовоспламенение утечек газа при контакте с воздухом во входной полости вентилятора, то для предотвращения этого явления в кольцевые проточки 6 подводится холодный газ, отбираемый из магистрального газопровода до теплообменного аппарата 8. Холодный газ поступает на вход в вентиляторы и в полости турбины и предотвращает возможность попадания горячего газа на вход в вентиляторы.

Применение предлагаемого турбопривода позволит создать надежную установку с простой конструкцией узла уплотнения за счет использования щелевых уплотнений с "отсосом" и утилизацией утечек. Кроме того в данном турбоприводе представляется возможность вынести опоры вала из полости коррозионно-активного газа, что обеспечит повышение ресурса его работ, и исключит известные системы дегазации масла, выходящего из опор.

Формула изобретения

1. ТУРБОПРИВОД для использования энергии сжатого газа магистрального газопровода, содержащий газовую турбину, подключенную входом через теплообменный аппарат к магистральному газопроводу, а выходом к газопроводу потребителей (распределительной станции) газа, камеру сгорания, соединенную газопроводом с запорно-регулирующей арматурой с магистральным газопроводом, причем выход камеры сгорания подключен по греющей среде к теплообменному аппарату, отличающийся тем, что он дополнительно содержит два вентилятора, установленных с двух сторон турбины на одном валу с ней, при этом полости низкого давления вентиляторов и турбины соединены щелевыми уплотнениями, а полости высокого давления вентиляторов подключены к входу камеры сгорания.

2. Турбопривод по п.1, отличающийся тем, что в щелевых уплотнениях выполнены кольцевые проточки, полости которых подключены к магистральному газопроводу до теплообменного аппарата.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну

Изобретение относится к транспортировке углеводородного сырья по проложенным по морскому дну трубопроводам большой протяженности

Турбоблок // 2518919
Турбоблок газоперекачивающего агрегата (ГПА) или газотурбинной электростанции (ГТЭС) содержит газотурбинный двигатель (ГТД), кожух газотурбинного двигателя, компрессор (нагнетатель) с лабиринтными уплотнениями вала, трансмиссию, кожух трансмиссии с фланцами, расположенный между кожухом газотурбинного двигателя и компрессором. Кожух трансмиссии снабжен внутренней стенкой, образующей совместно с его наружной стенкой воздуховод, соединяющий полость кожуха газотурбинного двигателя с зоной перед лабиринтными уплотнениями компрессора через отверстия, выполненные во фланце кожуха трансмиссии, и отверстия, выполненные во внутренней стенке кожуха трансмиссии, соединенные с ним через радиальный канал, образованный скрепленными с внутренней стенкой кожуха перегородками. Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить давление в зоне разрежения перед уплотнениями компрессора, что, в свою очередь, будет препятствовать проникновению масла и его паров из компрессора в полость кожуха ГТД и предотвратит возникновение аварийных ситуаций. 5 ил.

Изобретение относится к комплексной переработке низконапорного природного или попутного нефтяного газов на нефтегазоконденсатных месторождениях и может быть использовано при разработке способов и устройств для получения электроэнергии и метанола. В способе утилизации низконапорного природного или попутного нефтяного газов газ из скважины разделяют на два потока, основной и вспомогательный, вспомогательный поток направляют в камеру сгорания газотурбинного блока для запуска турбины, а основной поток в блок получения метанола. Отходящие в процессе получения метанола газы поступают в газотурбинный блок для выработки электроэнергии, которую подают на питание блока получения метанола, при этом метанол производят методом прямого парциального окисления. Изобретение позволяет организовать комплексное использование низконапорного природного или попутного нефтяного газов для одновременного производства электроэнергии и метанола. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке газоперекачивающих агрегатов. Блок силовой газоперекачивающего агрегата, содержащий газотурбинную установку (ГТУ), расположенную в герметичном отсеке, соединенном с воздухозаборным трактом, снабженным вентилятором, и с воздуховодом отвода горячего воздуха, отличающийся тем, что блок силовой дополнительно снабжен воздуховодом отбора подогретого воздуха, сообщающим герметичный отсек с воздухозаборным трактом перед вентилятором. Технический результат заключается в повышение надежности работы ГТУ при больших отрицательных температурах атмосферного воздуха, за счет подогрева воздуха с учетом предельно допустимой концентрации взрывоопасных газов (смеси - защитный газ и защитный газ с взрывоопасными газами, истекающими из ГТУ). 1 ил.
Наверх