Нефтяное вяжущее
Изобретение относится к материалам для дорожного строительства, преимущественно к получению вяжущего для рыхлосвязанных холодных органоминеральных смесей и может быть использовано при устройстве дорожных покрытий. Изобретение позволяет повысить морозостойкость и деформативность при низких температурах. Нефтяное вяжущее имеет в своей основе прямогонный продукт и тяжелые нефтяные остатки, при этом в качестве прямогонных продуктов используют газойлевую фракцию с началом кипения не ниже 190oС и концом кипения 300 - 330oС, плотностью 845 - 860 кг/м3 и температурой вспышки не ниже 70oС, а в качестве тяжелого нефтяного остатка используют продукт перегонки нефти с температурой размягчения по КиШ 15,5 - 17,5oС и кинематической вязкостью при 60oС 3600 - 5600 мм2/с при следующем соотношении компонентов, об.%: газойливая фракция 8 - 12; продукт перегонки нефти до 100. 4 табл.
Изобретение относится к материалам для дорожного строительства, преимущественно к получению вяжущего для рыхлосвязанных холодных органоминеральных смесей, и может быть использовано при устройстве дорожных покрытий.
Известно применение в качестве вяжущих при устройстве дорожных покрытий из холодных смесей разжиженных битумов марок СГ, МГ и МГО [1] Однако дорожные покрытия на основе разжиженных битумов не обладают качеством рыхлосвязанных органоминеральных смесей, а именно последние не могут сохранять пластические свойства во времени. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому, взятому в качестве прототипа, является вяжущее ВJО2, производимое финской фирмой NESTE, технические требования на которое приведены в табл. 1 [2] Недостатком известного вяжущего является недостаточная морозостойкость и деформативность при низких температурах. Целью изобретения является повышение морозостойкости и деформативности при низких температурах. Это решается тем, что в нефтяном вяжущем (НВ) для дорожных рыхлосвязанных органоминеральных смесей на основе прямогонных продуктов и тяжелых нефтяных остатков в качестве прямогонных продуктов используют газойлевую фракцию с началом кипения не ниже 190оС и концом кипения 300-330оС, плотностью 845-860 кг/м3 и температурой вспышки не ниже 70оС, а в качестве тяжелого нефтяного остатка используют продукт перегонок нефти с температурой размягчения по КиШ 15,5-175оС и кинематической вязкостью при 60оС 3600-5600 мм2/с при следующем соотношении компонентов об. Газойлевая фракция 8-12 Продукт перегонки нефти До 100 Существенные отличительные признаки изобретения: 1) в качестве прямогонных продуктов используют газойлевую фракцию с началом кипения не ниже 190оС и концом кипения 300-330оС, плотностью 845-860 кг/м3 и температурой вспышки не ниже 70оС; 2) в качестве тяжелого нефтяного остатка используют продукт перегонки нефти с температурой размягчения по КиШ 15,5-17,5оС и кинематической вязкостью при 60оС 3600-5600 мм2/с при следующем соотношении компонентов, об. Газойлевая фракция 8-12% Продукт перегонки нефти До 100 Ниже приведена характеристика газойлевой фракции, используемой в качестве основы нефтяного вяжущего Плотность, кг/м3 845-860 Начало кипения, оС Не ниже 190 Конец кипения, оС 300-330 Температура вспышки, оС 70 Тяжелый неокисленный нефтяной остаток имеет следующие физико-химические характеристики: Плотность при 20оС + кг/м3, не более 970-976 Вязкость при 60о С, мм2/с 3600-5600 Температура размяг- чения КиШ, оС 15,5-17,5 Температура вспышки в открытом тигле, оС 240 Для иллюстрации изобретения готовят 3 образца нефтяного вяжущего (НВ), составы которых приведены в табл. 2. Нефтяное вяжущее готовят техническим смешиванием компонентов при температуре 135оС в течение 15 мин. В табл. 3 приведены данные испытаний физико-механических свойств вяжущих прототипа и предлагаемого изобретения. Из табл. 3 видно, что известное вяжущее (прототип) по сравнению с предлагаемым характеризуется недостаточной для климатических условий России морозостойкостью и деформативностью при низких температурах. Сравнительная характеристика вяжущих: прототипа BJ02 (3 образца) и предлагаемого вяжущего (НВ) (3 образца) по показателям технических требований на ВJ02 (табл. 1), определенным по Гостам показывает с одной страны их соответствие, и с другой, достаточную стабильность показателей качества заявляемого нами изобретения (НВ) (табл. 4). Повышенная морозостойкость и лучшие деформативные свойства вяжущего еще не гарантирует большую долговечность нефтегравийного покрытия дорог, например, из-за недостаточной термоокислительной стабильности вяжущего. Для решения этой задачи проводились сравнительные испытания фракций вяжущих выше 360оС и 500оС прототипа ВJ02 и предлагаемого (НВ) (образцы N 1 табл. 2) на термоокислительную стабильность по ASTM D 1754. После испытаний изменение кинематической вязкости фракций (НВ) в 1,14 (фракция >360оС) и в 1,39 (фракция > 500оС) раза меньше, чем изменение кинематической вязкости вяжущего ВJ02. Изменение температуры размягчения также меньше в 1,7 раза, у вяжущего (НВ) (фракция > 500оС) по сравнению с изменением этого показателя у прототипа. Из приведенных данных следует, что нефтяное вяжущее (НВ) согласно изобретению превосходят прототип по морозостойкости и деформативности при низких температурах.Формула изобретения
НЕФТЯНОЕ ВЯЖУЩЕЕ для дорожных смесей на основе тяжелых нефтяных остатков, отличающееся тем, что в качестве тяжелого нефтяного остатка оно содержит продукт перегонки нефти с температурой размягчения по КиШ 15,5 - 17,5oС и кинематической вязкостью при 60oС 3600 - 5600 мм2/с и дополнительно оно содержит газойлевую фракцию с началом кипения не ниже 190oС и концом кипения 300 - 330oС, плотностью 845 - 860 кг/м3 и температурой вспышки не ниже 70oС при следующем соотношении компонентов, об.%: Газойлевая фракция - 8 - 12 Продукт перегонки нефти - ОстальноеРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2