Устройство для защиты от коррозии кузова автомобиля
Использование: защита от коррозии кузова автомобиля. Сущность изобретения: в устройство, содержащее аккумуляторную батарею, преобразователь напряжения, индикатор тока с балластным резистором, N металлических электродов, разъединитель массы и массу автомобиля введены (N - 1) токоограничительных резисторов, N развязывающих диодов и резистор связи. Положительная клемма аккумуляторной батареи соединена с входом преобразователя напряжения и через цепь последовательно соединенных балластного резистора и индикатора тока - с анодами N развязывающих диодов. Катоды каждого диода подключены к соответствующему металлическому электроду и через токоограничительные резисторы - к выходу преобразователя напряжения. Отрицательная клемма аккумуляторной батареи соединена с общей точкой преобразователя напряжения, а через резистор связи и через разъединитель массы - с массой автомобиля. Положительный эффект: повышение эффективности и надежности защиты. 1 ил.
Изобретение относится к технике электрохимической защиты металлов от коррозии, в частности защиты от коррозии кузова автомобиля.
Известно устройство для защиты от коррозии [1] содержащее ряд металлических анодов, соединенных с источником питания и изолированных от оболочки кабеля. Известна также система для защиты от коррозии [2] содержащая контактно-щеточное устройство с изолированными щетками, регулятор тока и блок питания с преобразователем напряжения. Общим недостатком указанных устройств защиты от коррозии является низкая эффективность защиты вследствие подключения к одному источнику питания параллельно нескольких электродов (металлических анодов, щеток). Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является устройство защиты от коррозии УЗК-1 для автомобиля [3] Недостатком этого устройства является низкая эффективность защиты вследствие непосредственного подключения нескольких металлических электродов к одному выходу преобразователя напряжения. Это объясняется тем, что возникновение противокоppозионного процесса у одного из электродов исключает (или существенно ослабляет) возможность развития аналогичного процесса у остальных электродов, так как уменьшается ниже допустимого значения напряжение на участке металлический электрод масса автомобиля. Другой недостаток устройства заключается в том, что при использовании на автомобиле разъединителя "массы" процесс противокоррозионной защиты прекращается вследствие разрыва электрической цепи: выход преобразователя напряжения "масса" автомобиля. Задача повысить эффективность и надежность защиты за счет обеспечения более равномерного протекания противокоррозионного процесса (через все металлические электроды одновременно) без его прерывания при использовании разъединителя "массы". Это достигается тем, что в устройство для защиты от коррозии кузова автомобиля, содержащее аккумуляторную батарею, преобразователь напряжения, выполненный в виде схемы умножителя напряжения, индикатор тока с балластным резистором, N металлических электродов, первый токоограничивающий резистор и разъединитель "массы", причем положительная клемма аккумуляторной батареи соединена с входом преобразователя напряжения и через цепь последовательно соединенных балластного сопротивления и индикатора тока с N металлическими электродами, подключенными к индикатору тока в общей точке, введено (N-1) токоограничительных резисторов, резистор связи и N развязывающих диодов, причем каждый из N диодов включен между общей точкой и одним из N металлических электродов, при этом анод диода соединен с общей точкой, а катод с соответствующим металлическим электродом непосредственно и через один и N токоограничительных резисторов с выходом преобразователя напряжения, резистор связи включен между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и "массой" автомобиля, параллельно разъединителю массы. На чертеже приведена схема заявляемого устройства для защиты от коррозии кузова автомобиля. Устройство для защиты от коррозии кузова автомобиля состоит из аккумуляторной батареи 1, преобразователя 2 напряжения в виде схемы умножителя напряжения, балластного резистора 3, индикатора тока 4, развязывающих диодов 5-1-5-N, токоограничивающих резисторов 6-1-6-N, металлических электродов 7-1-7-N, резистора связи 8, разъединителя "массы" 9 и "массы" автомобиля 10. Устройство для защиты от коррозии кузова автомобиля работает следующим образом. При отсутствии коррозионного воздействия на кузов автомобиля и замкнутой с помощью разъединителя "массы" 9 отрицательной клеммы аккумуляторной батареи 1 на "массу" 10 на выходе преобразователя напряжения 2 формируется требуемый уровень напряжения, которое через токоограничивающие резисторы 6-1-6-N поступает на металлические электроды 7-1-7-N, изолированные от "массы" автомобиля. Участки: металлические электроды "масса" автомобиля не проводят, и токовая цепь: выход преобразователя напряжения 2, токоограничительные резисторы 6-1-6-N, "масса" автомобиля 10, разъединитель "массы" 9, общая точка преобразователя напряжения 2 разомкнута; уровень положительного напряжения на катодах развязывающих диодов 5-1-5-N выше, чем на их анодах, поэтому развязывающие диоды 5-1-5-N закрыты, через индикатор тока 4 и балластный резистор 3 ток не протекает, показание на индикаторе тока 4 отсутствует. При наличии коррозионного воздействия участки: металлические электроды 7-1-7-N "масса" автомобиля 10 становятся проводящими и указанная выше токовая часть замыкается; причем благодаря включению между выходом преобразователя напряжения 2 и металлическими электродами 7-1-7-N токоограничительных резисторов 6-1-6-N ток будет протекать через все промежутки: металлические электроды 7-1-7-N "масса" автомобиля 10. Уровень напряжения на катодах развязывающих диодов 5-1-5-N (хотя бы одного) падает, диоды (хотя бы один) открываются и через балластный резистор 3 и индикатор тока 4 течет ток по цепи: положительная клемма аккумуляторной батареи 1, балластный резистор 3, индикатор тока 4, развязывающие диоды 5-1-5-N (или любой из них), металлические электроды 7-1-7-N, "масса" автомобиля 10, разъединитель "массы" 9, отрицательная клемма аккумуляторной батареи. На индикаторе тока 6 появляется показание, свидетельствующее о протекании противокоррозионного процесса. При отключении разъединителем "массы" 9 отрицательной клеммы аккумуляторной батареи 1 от "массы" автомобиля 10 и наличии коррозионного воздействия ток будет протекать по цепи: выход преобразователя напряжения 2, токоограничительные резисторы 6-1-6-N, металлические электроды 7-1-7-N, "масса" автомобиля 10, резистор связи 8, общая точка преобразователя напряжения 2. Величина сопротивления резистора связи 8 выбирается из двух условий: оказывать малое влияние на величину противокоррозионного тока через участок: металлические электроды 7-1-7-N "масса" автомобиля 10, достаточно сильно ограничить ток в штатной системе питания автомобиля. При прекращении коррозионного воздействия схема устройства для защиты от коррозии кузова автомобиля возвращается в исходное состояние.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ, содержащее аккумуляторную батарею, преобразователь напряжения, выполненный в виде схемы умножителя напряжения, индикатор тока с балластным резистором, N металлических электродов, первый токоограничительный резистор и разъединитель массы, причем положительная клемма аккумуляторной батареи соединена с входом преобразователя напряжения и через цепь последовательно соединенных балластного сопротивления и индикатора тока с N металлическими электродами, подключенными к индикатору тока в общей точке, отличающееся тем, что оно снабжено N - 1 токоограничительными резисторами, резистором связи и N развязывающими диодами, причем каждый из N диодов включен между общей точкой и одним из N металлических электродов, при этом анод диода соединен с общей точкой, а катод - с соответствующим металлическим электродом непосредственно и через один из N токоограничительных резисторов - с выходом преобразователя напряжения, резистор связи включен между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и "массой" автомобиля, параллельно разъединителю "массы".РИСУНКИ
Рисунок 1