Акселерометр

 

Использование: приборостроение, измерение ускорений. Сущность изобретения: в акселерометре преобразователь выполнен на основе высокочастотного генератора с положительной обратной связью в виде транзистора с индуктивно связанными между собой катушками индуктивности без сердечников. Одна из катушек установлена с возможностью перемещения на чувствительном элементе акселерометра. 1 ил.

Изобретение относится к приборостроению, в частности к измерениям ускорений.

Известен акселерометр с индукционным преобразователем перемещения инерционного элемента [1] Прототипом изобретения является акселерометр, содержащий инерционный элемент и преобразователь на основе высокочастотного генератора с катушкой индуктивности и сердечником [2] Недостатками этого акселерометра являются сравнительно низкая чувствительность и невысокая точность измерений.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

С этой целью в акселерометре, содержащем инерционный элемент и преобразователь на основе высокочастотного генератора с катушкой индуктивности и сердечником, генератор выполнен с положительной обратной связью на основе транзистора, в эмиттерную и коллекторную цепи которого включены обмотки без сердечников, индуктивно связанные между собой, и в качестве сердечника используется дополнительная обмотка, установленная на инерционном элементе.

На чертеже приведена схема акселерометра, который представляет собой высокочастотный (ВЧ) генератор пилообразного тока с положительной обратной связью. Обмотки L1 и L2 индуктивно связаны между собой. Относительно обмотки L2 с возможностью перемещения установлена обмотка L3. Все обмотки используются без сердечников.

Цепочка CэD1 предназначена для запуска генератора, т.е. для изначального отпирания транзистора.

В зависимости от вида транзистора (вид перехода) меняется полярность включения диода.

Принцип действия преобразователя поясняется следующим образом. Нетрудно заметить, что генератор (без выходного каскада с обмоткой L3) построен по схеме усилительного каскада. При запуске генератора с помощью цепочки СэD1 на выходе, т. е. на обмотке L1, возникает начальное напряжение, которое усиливается транзисторным каскадом. На выходе, т.е. на обмотке L2, возникает повышенное (усиленное) напряжение, которое вследствие индуктивной связи возникает на обмотке L1. Уже повышенное напряжение на обмотке L1 вновь усиливается и поступает на обмотку L2, а с нее вновь на обмотку L1. Таким образом, происходит процесс лавинообразного нарастания напряжения. Этот процесс происходит только при наличии индуктивной связи обмотки L2 с обмоткой L3, которая в данном случае играет роль сердечника.

Предельная величина напряжения, возбуждаемого на катушке L2 (предел насыщения), зависит от параметров схемы, величины питания U и расстояния между обмотками L2 и L3.

Таким образом, в собранной схеме это расстояние является единственной переменной величиной, т.е. величина сигнала на обмотке L2 зависит от удаления или приближения к ней обмотки L3, на которой этот сигнал возбуждается и через выпрямительный каскад поступает на индикатор в виде постоянного напряжения.

Следовательно, установив обмотку L3 на подвижном элементе датчика, можно измерять величину перемещения, которое зависит от величины измеряемого параметра (ускорения).

За счет мультипликативного эффекта расширения изменения выходного сигнала по отношению к изменению расстояния (к перемещению), т.е. к величине измеряемого параметра существенно повышается точность и чувствительность прибора.

Формула изобретения

АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий инерционный элемент и преобразователь на основе высокочастотного генератора с катушкой индуктивности и сердечником, отличающийся тем, что высокочастотый генератор выполнен с положительной обратной связью на основе транзистора, в эмиттерную и коллекторную цепи которого включены обмотки без сердечников, индуктивно связанные между собой, а в качестве сердечника используется дополнительная обмотка, установленная на инерционном элементе.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к точному приборостроению, а точнее к измерителям компенсационного типа с магнитоэлектрическими датчиками силы или момента

Изобретение относится к прецизионному приборостроению и может быть использовано при создании криогенных высокочувствительных элементов, предназначенных для использования в навигационных системах и системах управления движущимися объектами

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к маятниковым акселерометрам с упругим подвесом чувствительного элемента

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к маятниковым акселерометрам с упругим подвесом чувствительного элемента

Изобретение относится к акселерометрии и может быть использовано для измерения ускорения различных подвижных (в том числе и летательных) объектов

Изобретение относится к приборостроению, а именно к системам измерения параметров движения объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов

Изобретение относится к приборостроению, а именно к системам измерения параметров движения объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маятниковых компенсационных акселерометрах на упругом кварцевом подвесе

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к вибрационным датчикам угловой скорости и датчикам линейного ускорения для инерциальной навигации

Изобретение относится к приборостроению, а именно к компенсационным маятниковым акселерометрам с упругим подвесом и может найти применение для измерения ускорений летательных аппаратов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в компенсационных маятниковых акселерометрах, в которых маятник выполнен из кварца

Изобретение относится к области виброметрии и может быть использовано в многоцилиндровом двигателе внутреннего сгорания в качестве датчика детонационного сгорания топлива

Изобретение относится к устройствам виброизмерительной техники и может использоваться для контроля уровней вибронагрузок на рабочем месте операторов транспортных средств (тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин)
Наверх