Способ автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей и тренажер для его осуществления

 

Предлагается способ автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей, заключающийся в предварительной демонстрации перед обучаемыми правильных действий и последующем автоматическом контроле правильности выполнения этих действий с повторением по желанию обучаемых демонстрации правильных действий. При этом оценка качества подготовки экипажей оценивается автоматически в соответствии с частотой обращения обучаемых к подсказкам и значимости допущенных ими ошибок. Предлагаемый на основе использования этого способа тренажер с автоматизированной системой обучения и контроля оборудуется датчиками положения рабочих органов, видеомониторами на каждом рабочем месте членов экипажа и видеомагнитофонами с записанными правильными действиями членов экипажа по выполнению различных учебных задач. Управление видеомагнитофонами и контроль положения рабочих органов осуществляется с помощью устройства сбора и обработки сигналов и пульта инструктора. Устройство сбора и обработки сигналов представляет из себя репрограммируемое запоминающее устройство из модуля управления коммутацией и модуля цифрового вывода, каждый из которых соединен с контроллером. Поиск нужного фрагмента подсказки осуществляется на видеомагнитофоне с помощью устройства управления, собираемого из ключевых каскадов, регистров номера начала и конца кадра, цифровых компараторов и схемы логики. Устройство имитации показаний контрольных приборов и звука работающих систем представляет из себя устройство цифрового ввода и контроллер с выходом через масштабный усилитель на щит контрольных приборов тренажера и через модуль цифрового вывода на акустическую систему. 4 ил.

Изобретение относится к средствам обучения экипажей сложных систем управления, например, танков, эффективность использования которых определяется четкостью и слаженностью действий всех членов экипажа.

В настоящее время для обучения подобных экипажей в части привития навыков по управлению и обслуживанию используется метод непосредственного показа инструктором соответствующих действий с последующей проверкой правильности их выполнения обучаемыми.

Недостатком такого способа обучения и создаваемых на его основах средств является то, что качество обучения определяется уровнем методической и технической подготовки самого инструктора, а продолжительность обучения ограничивается его психофизиологическими возможностями. При этом инструктор одновременно может работать только с одним экипажем. Для реализации процесса обучения методом показа используется ряд учебно-тренировочных средств (УТС). Например, известен способ обучения и учебное средство, где контроль последовательности действий механика-водителя танка и их своевременность определяются с помощью заложенных в память аналоговых ЭВМ алгоритмов (например, семейство динамических кинотренажеров типа ТТВ-172, ТТВ-219 и т.п. см. "Изделие ТТВ-172М.508.000.9.0000.00.Е07ФТ4344. Техническое описание", завод им. Орджоникидзе, г. Муром). В процессе обучения вождению на такого рода средствах инструктор контролирует действия обучаемого по пульту, на котором дублируются контрольные приборы механика-водителя и фиксируются ошибки обучаемого. Через аппаратуру внутренней связи и коммутации танка (АВСК) инструктор может указать обучаемому на его неправильные действия. Недостатком такого рода учебных средств является то, что без помощи инструктора обучаемый не может определить, в чем заключалась его ошибка, а инструктор не может продемонстировать правильное выполнение операций без выхода обучаемого со своего рабочего места. Существует также способ обучения, при котором обучаемый может предварительно ознакомиться непосредственно на рабочем месте с порядком выполнения операции. Этот способ использован на тренажере водителя танков марки ТР. оборудованным обучающей приставкой (см. журнал "Техника и вооружение", 7, 1981 г. с.14. Авт.В.Кавун, Б. Потапов "Тренажер с обучающей приставкой"). На этом тренажере обучаемому выдается задание, в соответствии с которым он и действует. При безошибочном действии обучаемого приставка автоматически выдает очередное задание. В случае ошибки обучаемый может обратиться за консультацией к приставке, которая с помощью барабана, снабженного демонстрационными карточками, показывает обучаемому правильное действие. УТС с обучающей приставкой имеет преимущество в части разгрузки инструктора. Однако оно оставляет элемент условности в связи с тем, что обучение водителя осуществляется в отрыве от командира и наводчика, а обучающая приставка является по существу удобно расположенной перед глазами обучаемого инструкцией по очередности воздействия на органы управления при отработке различных учебных вопросов, контролирующей правильность их выполнения. Наличие такой приставки не выводит инструктора из контура обучения, поскольку информация, представленная только в виде рисунков и текста, затрудняет запоминание и не исключает ситуаций, в которых обучаемый вынужден обращаться к инструктору. К тому же УТС такого типа не позволяет хранить в себе информацию о степени подготовки обучаемых по результатам отработки учебных вопросов и на этой основе формировать экипажи танков.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности обучения за счет автоматизации процесса обучения и вывода инструктора из контура обучения, проведение совместного обучения целого экипажа, объективной оценки правильности выполнения отдельной операции, учебной задачи и учебного курса, а по результатам объективной оценки качества подготовки обучаемого осуществить оптимизацию процесса формирования экипажей.

Указанная цель достигается новым способом автоматического обучения, заключающимся в предварительной демонстрации перед обучаемыми правильных действий с органами управления и контроле правильности выполнения действий обучаемых с указанием на допущенные ими ошибки, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности обучения демонстрацию правильных действий производят показом видеоизображений, регистрируют воздействия обучаемых на органы управления, воздействуют на обучаемых внешними факторами имитируемых действий, оповещают обучаемых о допущенных ошибках, предлагают фрагменты видеозаписи с правильным выполнением данного действия, фиксируют количество ошибок, допущенных обучаемыми, и в соответствии с назначенным рангом ошибок, определяют качество подготовки экипажа по выражениям Э=Э12+.+Эq, где q- количество членов экипажа.

Тогда качество выполнения операции каждого члена экипажа определяется по выражению где Pji количество типов ошибок в i-ой операции j-ой учебной задачи, i номер операции, k номер типа ошибки, n количество допущенных ошибок.

Аналогичным образом оценивается качество выполнения учебной задачи. При этом оценка качества выполнения учебной задачи имеет вид где A количество операций в учебной задаче.

По выполнению общего курса обучения качество подготовки обучаемого оценивается по выражению

где M количество учебных задач в курсе обучения.

Ниже в таблице представлен фрагмент примера оценки учебной задачи механика-водителя "Пуск двигателя стартер-генератором на танке Т-72".

Предлагаемая оценка качества подготовки может быть получена на любом этапе обучения. Это позволяет оценить динамику усвоения материала и своевременно вносить корректировку в учебную программу, а по завершении курса обучения оптимальным образом формировать экипаж.

Для реализации указанного способа обучения предлагается создание комплексного учебного действующего стенда (УДС) с автоматизированной системой обучения и контроля (АСОК) для обучения экипажа танка Т-72.

УДС представляет собой каркасный корпус, в котором расположены основные сборочные единицы, определяющие функции объекта управления. К этим сборочным единицам подведено электропитание от внешнего источника (например, от промышленной электрической сети), и они реально функционируют (за исключением тех сборочных единиц, функционирование которых в условиях стенда не представляется возможным, для танка, например, это двигатель и подогреватель). В УДС предусмотрены следующие места обучаемых: штатные места экипажа и места для обучения членов экипажа, выполняющих работы снаружи корпуса. На каждое рабочее место обучаемого устанавливается пульт обучаемого и видеомонитор. Каждый орган управления, на который воздействует обучаемый, оборудован датчиком положения органа управления. Демонстрация правильных действий членов экипажа с соответствующим дикторским сопровождением записана на видеомагнитофоны (ВМ).

ВМ с помощью устройства сбора и отработки сигналов (УСОС) соединены с видеомониторами и пультами обучаемых. В состав ACОK входит пульт инструктора, который с помощью УСОС связан с местами обучаемых и через устройства управления видеомагнитофонами с видеомагнитофонами. Пульт инструктора представляет собой ЭВМ с набором периферийных устройств. Поскольку в предлагаемом УДС некоторые сборочные единицы не функционируют, в УДС необходима система имитации внешних факторов работы этих систем, например, звука, и выработки сигналов, поступающих на контрольные приборы.

Эта система имитации соединена с УСОС и контрольными приборами члена экипажа. На фиг. 1 представлена блок-схема тренажера для обучения экипажа, реализованная для танка Т-72; на фиг.2 блок-схема устройства сбора и обработки сигналов; на фиг.3 блок-схема устройства управления ВМ; на фиг.4 блок-схема системы имитации контрольных приборов и звука.

Представленный на фиг.1 УДС с АСОК состоит из 4-х рабочих мест: рабочее место N 1 механика водителя, рабочее место N 2 место члена экипажа, выполняющего работу снаружи корпуса танка, рабочее место N 3 место командира, рабочее место N 4 место наводчика. Места N 1,3 и 4 состоят из соответствующих штатных рабочих мест 1 членов экипажа танка. Каждое рабочее место (в том числе и место N 2) оборудовано видеомониторами 2, расположенными в поле зрения обучаемого. Все органы управления, на которые воздействуют обучаемые, оборудованы датчиками 3, определяющими их положение. В пределах достигаемости руки на каждом месте обучаемых установлены пульты обучаемых 4. В состав УДС также входят два УСОС 5 и 3 видеомагнитофона 6, каждый из которых снабжен соответствующим устройством управления 7 магнитофона. В предлагаемом устройстве обучения предусматривается использование двух устройств сбора и обработки сигналов (УСОС). Это определяется типовой конструкцией танка, при которой верхняя часть (башня с размещенным в ней вооружением) должна вращаться относительно корпуса. В случае использования только одного УСОС, установленного, например, в корпусе, сигналы от датчиков, установленных в башне, не удалось бы передать на это УСОС через штатное вращающееся контактное устройство (ВКУ) танка, посредством которого осуществляется электрическая связь корпуса с башней, и пришлось бы создавать новое ВКУ. Создание и установка дополнительного ВКУ неизбежно привели бы к необходимости перекомпоновки боевого отделения танка. Использование же раздельных УСОС для башни и корпуса позволило значительно (в 10 раз) уменьшить число линий связи между верхней и нижней частью устройства обучения и ограничиться применением штатного ВКУ.

В составе устройства обучения 4 рабочих места и только 3 видеомагнитофона. Это определяется тем, что два места (место механика-водителя и место снаружи корпуса танка) используется одним членом экипажа - механиком-водителем при отработке различных задач, и вся необходимая информация по этим задачам может быть записана на один видеомагнитофон.

Имеется также пульт инструктора 8 и система имитации сигналов контрольных приборов и звука 9, сопутствующих работе двигателя и подогревателя.

Кроме перечисленного УДС оборудован АВСК, включающей собственно АВСК 10 и гарнитуры обучаемых 11 (на рабочих местах N 1,3, 4 это шлемофоны обучаемых, на рабочем месте N 2 и месте инструктора это переговорное устройство).

На УДС предусматриваются следующие режимы обучения: обучение, тренировка, зачет. В режиме обучения устройство работает следующим образом. Экипаж занимает свои места. В зависимости от предлагаемой учебной задачи один из членов экипажа может занять место N 2 (снаружи танка, например, при отработке учебной задачи: заправка танка топливом). Инструктор с пульта инструктора 8 устанавливает нужный режим функционирования УДС, АСОК ставит учебную задачу каждому члену экипажа. Сигналы с пульта инструктора поступают в устройство управления 7 ВМ. Устройства управления ВМ вырабатывают управляющие сигналы для осуществления поиска и демонстрации фрагмента видеофильма по предусмотренному перечню учебных вопросов, записанные на ленты и установленные в видеомагнитофоны. Нужный фрагмент видеофильма задается номером кадра начала и конца фрагмента. По результатам сравнения этих номеров с номером текущего кадра видеофильма вырабатываются команды управления "Прямая перемотка", "Обратная перемотка", "Воспроизведение", " Стоп". Функциональная схема устройства управления, представленная на фиг.3, будет описана ниже. Сигналы звукового и зрительного канала от ВМ 6, поступают в УСОУ 5 и далее - зрительного на видеомониторы 2, а звуковые (дикторский текст, сопровождающий видеофильм) в шлемофоны 11 обучаемых. Просмотрев нужный фрагмент, обучаемый по своему желанию, воздействуя на клавишу пульта обучаемого 4, может повторно запросить показ фрагмента видеофильма. В этом случае сигнал от пульта инструктора поступает в УСОС, далее на пульт инструктора, устройство управления ВМ, ВМ и на видеомонитор и шлемофон обучаемого. Таким образом обучаемый просматривает видеопоказ выполнения учебной задачи вновь. После того, как обучаемому становится ясно, как выполнять учебную задачу, он начинает ее выполнение. При этом сигналы от датчиков поступают в УСОС 5, а если операции связаны с запуском двигателя и подогревателя, то и в систему имитации 9. Функциональная схема системы имитации, представленная на фиг.4, будет описана ниже. В УСОС сигналы от датчиков сравниваются с эталонными и, при правильном действии обучаемого на систему имитации поступает управляющий сигнал, вызывающий звук работы двигателя или подогревателя и соответствующие показания контрольных приборов (например, давление масла двигателя, частота оборотов коленчатого вала и т.п.). Далее обучаемому предлагается следующая учебная задача. В случае, если обучаемый неправильно выполнил операцию, то УСОС после сравнения полученного сигнала с заложенным в его память значением вырабатывает сигнал ошибки и в шлемофон обучаемого поступает звуковой сигнал ошибки, а на мониторе высвечивается указание о том, какая ошибка совершена, и указывается, как правильно выполнять операцию. Если обучаемый понял, в чем заключалась его ошибка, то он повторяет операцию правильно. Если же обучаемый не понял, как правильно выполнять операцию, то он с пульта обучаемого может запросить повтор показа нужного фрагмента видеофильма. При этом сигнал с пульта обучаемого поступает на УСОС, далее на пульт инструктора, на устройство управления ВМ, ВМ, УСОС и монитор обучаемого. Инструктор, по своему желанию в любой момент переключая входы на монитор пульта инструктора, может узнать, что делает каждый из обучаемых. Аналогичным образом устройство функционирует в режиме тренировка и зачет. Разница заключается в объеме информации, выдаваемой обучаемому, и необходимости занесения в память различного рода информации, в том числе оценочных значений качества выполнения отдельных операций, учебных задач, всего курса обучения. Результаты выполнения операций обучаемыми в любом режиме могут быть выведены на видеомонитор инструктора, заложены на хранение в долговременную память пульта инструктора и выведены на принтер для получения документального подтверждения итогов обучения. В памяти пульта инструктора заложена также программа, реализующая алгоритм оценки правильности выполнения операций обучаемыми.

УСОС (см. фиг. 2) состоит из следующих модулей: устройства цифрового ввода 12, контроллера 13, модуля цифрового вывода 14, модуля управления коммутации 15 и репрограммируемого запоминающего устройства 16. УСОС работает следующим образом. Сигналы от пульта обучаемого и датчиков поступают на устройство цифрового ввода 12, где они преобразуются в логические сигналы, совместимые по уровню с сигналами магистрали контроллера 13. Модуль цифрового вывода 14 преобразует логические цифровые сигналы заданного уровня, передаваемые на систему имитации показаний контрольных приборов и звука 9, фиг. 1. Модуль управления коммутацией 15, фиг.2 обеспечивает коммутацию входных и выходных сигналов (зрительного и звукового каналов) в соответствии с управляющими сигналами от контроллера. Репрограммируемое запоминающее устройство ( РПЗУ) 16 обеспечивает хранение программы функционирования контроллера при отсутствии питания, а также выдачу этой программы в контроллер при его работе.

Контроллер обеспечивает ввод, вывод, коммутацию и обработку сигналов рабочего места обучаемого, а также формирование и передачу информации на пульт инструктора в процессе обучения. Кроме того, он обеспечивает прием управляющих сигналов от пульта инструктора. Работа контроллера происходит под управлением программы, хранимой в РПЗУ. Контроллер 13 на фиг.2 представляет собой периферийный контроллер, т. е. устройство, которое связывает периферийное оборудование (в данном случае устройство цифрового ввода 12, модуль цифрового вывода 14 и модуль управления коммутацией 15) с центральным процессором (в данном случае с пультом инструктора), освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования. Контроллер работает под управлением программы, хранимой в репрограммируемом запоминающем устройстве (РПЗУ). С цикличностью, определяемой программой, контроллер осуществляет опрос устройства цифрового ввода 12 и передачу информации, полученной от устройства цифрового ввода 12 на пульт инструктора. При получении управляющих сигналов от пульта инструктора контроллер осуществляет запись заданной информации в модуль цифрового вывода 14 или в модуль управления коммутацией 15.

УСОС собирается из стандартных, выпускаемых промышленностью блоков. Например, из блоков микропроцессорной системы управления спецтехнологического и контрольно испытательного оборудования " Периферия".

Блок-схема устройства управления ВМ представлена на фиг.3 и состоит из: регистра номера кадра начала фрагмента 17 видеофильма, регистра номера кадра конца фрагмента 18 видеофильма, двух цифровых компараторов 19, схемы логики 20, датчика начала фильма 21 и ключевых каскадов 22. Регистр номера кадра начала фрагмента 17 и регистр номера кадра конца фрагмента 18 предназначены для записи и хранения 15-разрядных кодов номеров кадра начала и конца фрагмента. Запись происходит по стробирующему синхроимпульсу. В предполагаемом устройстве управления видеомагнитофоном ( УУВМ) реализуется следующий алгоритм работы схемы логики 20. При включении питания схема логики вырабатывает сигнал управления на видеомагнитофон (ВМ) "Прямая перемотка". В момент нахождения маркера начала фильма (сигнал с датчика начала фильма) схема логики выдает сигнал на ВМ "Стоп", а также сигнал "Готовность", идущий на пульт инструктора. В зависимости от сигналов на выходе цифрового компаратора, сравнивающего текущий номер кадра с номером начала кадра, схема логики вырабатывает управляющие сигналы: ">" -"Прямая перемотка", "<" "Обратная перемотка", "=" "Воспроизведение". При наличии сигнала "=" от цифрового компаратора, сравнивающего текущий номер кадра с номером конца кадра, вырабатывается сигнал на ВМ "Стоп" и сигнал на пульт инструктора "Готовность". Регистры начала и конца фрагмента могут быть выполнены на интегральных микросхемах 555ИР23 (восьмиразрядный регистр защелка).

Цифровые компараторы осуществляют поразрядное сравнение двух 15-разрядных слов (номеров начала Nнк и конца кадра Nкк). По результатам сравнения вырабатывается соответствующий сигнал, используемый для управления видеомагнитофоном. Узел цифрового компаратора можно построить с использованием микросхем 555СП1 (4-х разрядные цифровые компараторы).

Схема логики 20 осуществляет формирование сигналов управления работой ключевых каскадов по результатам сравнения кодов номера начала и конца кадра с номером текущего кадра видеофильма, вырабатывает сигнал установки в исходное состояние элементов схемы по включению питания, а также вырабатывает сигнал "Готовность", информацию о готовности принять информацию от пульта инструктора для поиска фрагмента фильма. Схема выполнена с использованием микросхем 155ЛАЗ и 155ТМ".

Датчик начала фильма предназначен для определения начала фильма. Он вырабатывает сигнал "Стоп" и "Сброс", устанавливающий счетчик кадров видеомагнитофона в исходное (нулевое) состояние. Датчик представляет собой фотодатчик и усилитель сигнала с фотодатчика. Усилитель выполнен по схеме с общим эмиттером. В качестве фотодатчика могут быть использованы светодиод АЛ107 и фотодиод ФД256.

Ключевые каскады 22 предназначены для подачи управляющих сигналов в систему управления видеомагнитофона. Каскад может быть выполнен по схеме с общим эмиттером.

Описанное устройство управления ВМ по результатам сравнения номеров начала и конца и номера текущего кадра выполняет один из следующих алгоритмов. Если
1. Nк > Nнк
Nк < Nкк,
то команды управления формируются в следующей последовательности ": Обратная перемотка" "Воспроизведение" "Стоп".

2. Nк <N
Nк <N
"Прямая перемотка" "Воспроизведение" "Стоп".

3. Nк > Nнк
Nк > Nкк
"Обратная перемотка" "Воспроизведение" "Стоп".

4.а) Nк > Nнк
Nкк 0
"Обратная перемотка" "Стоп".

б) Nк <N
Nкк 0
"Прямая перемотка" "Стоп".

На фиг.4 представлена блок-схема системы имитации показаний контрольных приборов и звука, сопутствующих работе двигателя и подогревателя.

В состав системы входят: устройство цифрового ввода 23, контроллер 24, репрограммируемое запоминающее устройство 25, модуль цифрового вывода 25. Контроллер 24 представляет собой устройство управления внешними устройствами (в данном случае устройством цифрового ввода 23, цифроаналоговым преобразователем 27, таймером 29 и модулем цифрового вывода 25. Контроллер работает под управлением программы, хранимой в репрограммируемом запоминающем устройстве (РИЗУ) 25 и выполняет последовательно следующие действия:
1 -считывание информации с устройства цифрового ввода 23;
2 -сравнение информации, считанной с устройства цифрового ввода 23 с данными, хранящимися в РПЗУ 25;
3 -в соответствии с условиями, заложенными в программе в зависимости от результатов сравнения, контроллер 24 выдает управляющие сигналы на цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 27, таймер 29, модуль цифрового вывода 26;
4 -переход к пункту 1.

Перечисленные четыре блока полностью повторяют вышеописанную структуру УСОС и соответствуют ей по назначению. Кроме перечисленных модулей, в состав системы имитации также входят цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 27 и масштабный усилитель 28, предназначенные для преобразования цифрового кода, поступающего от контроллера, в значение аналогового сигнала (в данном случае напряжения) и соответственного усиления его значения. Количество модулей ЦАП и масштабных усилителей определяется количеством имитируемых непрерывно изменяющихся аналоговых сигналов (например, температура охлаждающей жидкости, температура масла и т.п.). Сигнал от масштабного усилителя поступает непосредственно на прибор, расположенный на щите контрольных приборов механика-водителя. В качестве ЦАП может быть использован модуль "Электроника МС8205".

Для формирования импульсного сигнала заданной частоты, требуемой для имитации контрольных приборов, для которых требуется такой сигнал (например, тахометр типа ТЭ-48), в устройство входит таймер 29 и блок формирования трехфазного синусообразного сигнала 30. В качестве таймера может быть использован модуль: Электроника МС4402". Для имитации звука работающих двигателя и подогревателя в устройстве предусмотрены генератор шума 31, модулятор 32, усилитель мощности 33 и акустическая система 34. На генератор шума сигнал поступает из модуля цифрового вывода, сигнал из генератора шума поступает на модулятор. На модулятор же поступает и сигнал из блока формирования трехфазного сигнала. Из модулятора сигнал поступает на акустическую систему. Для сигнализаторов, для которых необходим дискретный сигнал ( например, сигнализатор аварийного давления масла двигателя), сигнал поступает непосредственно из устройства цифрового вывода.

Предлагаемый способ автоматизированного обучения и тренажер, реализующий этот способ, позволяет повысить эффективность подготовки экипажа объектов управления за счет большой наглядности в показе правильного выполнения операций, возможности обучаемого неоднократно просмотреть трудноусваемые операции по управлению или обслуживанию, исключения пропуска или усвоения неправильного выполнения отдельных операций, в значительной степени выводят инструктора из контура обучения и снижают зависимость результатов обучения от личных качеств инструктора. Наличие результатов объективной оценки качества выполнения операций позволяет выявить динамику усвоения материала обучаемыми, своевременно вносить корректировку в учебную программу, а по завершении курса обучения оптимальным образом формировать экипаж танка.


Формула изобретения

1. Способ автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей, заключающийся в предварительной демонстрации перед каждым обучаемым правильных действий с органами управления и контроле правильности выполнения действий обучаемых с указанием на допущенные ими ошибки, отличающийся тем, что, для повышения эффективности обучения, демонстрацию правильных действий доводят до обучаемых путем показа видеоизображения индивидуальных правильных действий и логической схемы взаимодействия между членами экипажа, регистрируют воздействие обучаемых на органы управления, воздействуют на обучаемых внешними факторами имитируемых действий, контролируют процесс взаимодействия между обучаемыми членами экипажа, оповещают обучаемых о допущенных ошибках, предлагают фрагменты видеозаписи с правильным выполнением данного действия, фиксируют количество ошибок, допущенных обучаемым, и, в соответствии с назначенным рангом ошибок, определяют качество подготовки экипажа по выражениям
Э Э1 + Э2 + + Эg,
где качество подготовки g-ого члена экипажа определяется по выражению
,
где
A количество операций в учебной задаче; M количество учебных задач в курсе обучения; Pji- количество типов ошибок в i-ой операции j-ой учебной задачи; j номер учебной задачи; i номер операции в учебной задаче; k - номер типа ошибки; r ранг ошибки; n количество допущенных ошибок,
и, анализируя полученные объективные оценочные результаты, судят о качестве подготовки экипажа в количественном выражении.

2. Тренажер для автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей, содержащий действующий макет объекта управления с органами управления, датчиками положения органов управления, устройством обучения и средствами связи, отличающийся тем, что каждое устройство обучения снабжено видеомонитором и пультом обучаемого, соединенными через устройства сбора и обработки сигналов с аппаратурой внутренней связи и коммутации, а также с устройствами управления видеомагнитофонами и пультом инструктора, причем датчики органов управления соединены с устройствами имитации внешних факторов, например, шума.

3. Тренажер по п.2, отличающийся тем, что устройство сбора и обработки сигналов имеет устройство цифрового ввода, соединенное с пультами обучаемых, датчиками положения рабочих органов и контроллером, а контроллер соединен с пультом инструктора, непрограммируемым запоминающим устройством и модулями управления коммутацией и цифрового вывода, причем модуль цифрового вывода в свою очередь соединен с устройством имитации показаний контрольных приборов и звука, а модуль управления коммутацией с видеомониторами, звуковым и видеоканалами видеомагнитофона, шлемофоном обучаемого и аппаратурой внутренней связи и коммутации.

4. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что устройство управления видеомагнитофоном имеет регистры номера начала и номера конца кадра, входы которых соединены с пультом инструктора, а выходы из каждого регистра соединены с цифровыми компараторами, которые в свою очередь соединены с видеомагнитофоном и схемой логики, причем схема логики соединена с пультом инструктора, ключевыми каскадами и датчиком начала фильма, при этом ключевые каскады соединены с видеомагнитофоном, а датчик начала фильма имеет вход от маркера видеомагнитофона и выход на видеомагнитофон.

5. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что устройство системы имитации показаний контрольных приборов и звука состоит из устройства цифрового ввода, имеющего входы от устройства сбора и обработки сигналов и датчиков положения рабочих органов, соединенного с контроллером, а контроллер соединен с цифро-аналоговым преобразователем, таймером, модулем цифрового вывода и непрограммируемым запоминающим устройством, причем цифро-аналоговый преобразователь соединен с масштабным усилителем, имеющим выход на контрольный прибор на щите механика-водителя, таймер соединен с блоком формирования трехфазных сигналов, имеющим выход на контрольный прибор на щите механика-водителя, а модуль цифрового вывода имеет выход на контрольный прибор на щите механика-водителя и генератор шума, который соединен с модулятором, модулятор соединен с усилителем мощности, а усилитель мощности с акустической системой, к тому же блок формирования трехфазных сигналов соединен с модулятором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления транспортными средствами

Изобретение относится к системам управления транспортными средствами

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки информации бортовых магнитных регистраторов с целью контроля действий экипажа и состояния систем тренажера или летательного аппарата, а также установления причин летных происшествий

Изобретение относится к тренажерам операторов и может найти применение для обучения специалистов в работе на абонентских устройствах

Изобретение относится к спортивным тренажерам, в частности к приспособлениям для тренировки воднолыжников

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может использоваться при обучении и проверке квалификации персонала, осуществляющего управление технологическими процессами, например доменной плавкой

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх