Смазка

 

Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п. Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства. Смазка, содержащая нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.%: графит - 10-60 отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел - 2-25 нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция - 2-15 нефтяное масло - остальное.

2 табл.

Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах машин и механизмов, а именно, в узлах трения, электропроводных узлах и может найти широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п.

Известна смазка для снижения износа гребней колесных пар и рельсов, содержащая графит, нефтяное масло и активную,противоизносную присадку [1] Однако данная смазка имеет невысокую долговечность при тяжелых нагрузках и узкую область применения.

Известно техническое решение смазки, выбранное в качестве ближайшего аналога, содержащее нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и глицерин при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 20-50 Глицерин 2,8-4,2 Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 8,3-22,2 Нефтяное масло Остальное [2] При всех своих достоинствах данная смазка однако имеет:
узкую область применения;
недостаточно высокие отдельные эксплуатационные характеристики;
недостаточную экологическую чистоту;
высокую себестоимость.

Узкая область применения обусловлена тем, что известная смазка предназначена только для тяжелонагруженных узлов трения рельсового транспорта.

Невысокие эксплуатационные характеристики известной смазки обусловлены, во-первых, ее гигроскопичностью, т.е. присутствием в ее составе глицерина, способного поглощать воду из воздуха (до 40% по массе), что значительно снижает ее защитную характеристику влагоустойчивость.

Кроме того, глицерин является смываемым продуктом, что также ухудшает эксплуатационные характеристики известной смазки.

Во-вторых, известная смазка теряет подвижность при температуре - 25oC, что усложняет ее применение в зимних условиях в районах Урала и Сибири.

В-третьих, данная смазка обладает недостаточно высокой коллоидной стабильностью, что обусловлено неполной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с глицерином.

Недостаточная экологическая чистота известной смазки обусловлена тем, что глицерин, входящий в ее состав способен при нагревании, которое имеет место в процессе приготовления и эксплуатации, выделять определенное, пусть даже незначительное, количество акролеина, оказывающего слезоточивое и раздражающее действие на дыхательные пути.

Высокая себестоимость известной смазки обусловлена присутствием в ее составе достаточно дорогих компонентов, в частности глицерина.

Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства.

Указанные задачи достигаются тем, что в известной смазке, содержащей нефтяное масло, графит и нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция, согласно изобретению дополнительно содержится отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 10-60
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2-25
Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2-15
Нефтяное масло Остальное
Предлагаемая смазка, в которой используется графит, достаточно электропровода, чем обеспечивается устойчивая работа аппаратуры для неразрушающего контроля рельсов, и что позволяет ее использовать для смазки рельсовых стыков, чем значительно расширяется область ее применения.

Применение в предлагаемой смазке отстоя, образующегося при щелочной рафинации растительных масел способствует изменению консистенции смазки, делает ее пластичной, что позволяет использовать ее для смазки самых различных узлов и механизмов, чем значительно расширяется область ее использования.

При этом экспериментально установлено, что использование в качестве загустителя вышеуказанного отстоя значительно повышает ее защитные свойства, а именно влагоустойчивость и понижает температуру, при которой смазка теряет подвижность до температуры ниже 30oC, что также улучшает ее эксплуатационные характеристики.

Кроме того, введение в состав предлагаемой смазки вышеназванного отстоя значительно улучшает и такую ее эксплуатационную характеристику как коллоидную стабильность, что объясняется наиболее полной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с этим отстоем.

При этом предлагаемая смазка, в которой в качестве загустителя используют отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, экологически чиста, поскольку при ее приготовлении и эксплуатации не выделяется вредных для экологии веществ, и имеет низкую себестоимость готового продукта, ввиду незначительной стоимости этой составляющей смазки, являющейся отходом.

Совокупность признаков заявляемого технического решения смазки имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, поэтому авторы считают, что объект является новым и имеет изобретательский уровень.

Данный состав смазки может найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, т.е. является промышленно применимым.

Смазку готовят следующим образом.

В емкость, оборудованную перемешивающим устройством и защищенную сверху крышкой от попадания посторонних примесей и влаги, закачивается нефтяное масло, добавляется нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция (АКОР) и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, рассчитанные по процентному содержанию. После загрузки указанных компонентов в емкость засыпается графит, количество которого также рассчитано по процентному содержанию.

Перемешивание компонентов смазки производится до получения однородной массы.

Составы смазок приведены в таблице 1.

Полученные составы подвергают испытаниям, в результате которых определяют:
вязкость;
коллоидную стабильность;
смываемость;
температуру потери подвижности.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2 предлагаемая смазка имеет процент смываемости при 40oC за 6 часов равный от 0,5 до 1, коллоидную стабильность до 20, а температуру, при которой смазка теряет подвижность до 35oС.

Предлагаемая смазка прошла промышленные испытания на Южно-Уральской железной дороге, показала отличные результаты, ее себестоимость в 3-5 раза ниже, а вязкость более чем в 2 раза выше известной. Смазка рекомендована специалистами для широкого применения.


Формула изобретения

Смазка, содержащая нефтяное масло, графит и нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.

Графит 10 60
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2 25
Нитриванное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2 15
Нефтяное масло Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 23.03.2008

Извещение опубликовано: 20.04.2010        БИ: 11/2010




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано при смазывании рельсов в кривых пути

Изобретение относится к составам смазочных материалов, а именно к пластичным смазкам, предназначено для улучшения их триботехнических характеристик и может применяться в узлах трения механизмов и машин

Изобретение относится к смазкам для механической обработки металлов и может быть использовано для улучшения процессов шлифования труднообрабатываемых материалов, например цементированных сталей

Изобретение относится к полужидким смазкам для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, в частности тяговых редукторов локомотивов, для снижения коэффициента трения и предотвращения износа деталей тяжелонагруженного узла трения и повышения срока его службы

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к защитным смазочным материалам, применяемым для консервации металлоизделий, машин и механизмов, хранящихся под навесом

Изобретение относится к смазочным составам , в частности к смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к защитным смазочным материалам, предназначенным для защиты от коррозии металлоизделий с чистой или прокорродировавшей поверхностью с последующим нанесением на них лакокрасочных материалов, в частности, при проведении ремонтных работ железнодорожного подвижного состава
Наверх