Способ контроля износа шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов

 

Изобретение относится к области контроля изношенности шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов и может быть использовано для контроля изношенности шлицевых соединений других технических устройств. Применение изобретения позволяет снизить трудоемкость и повысить качество технической эксплуатации двигателей летательных аппаратов и других технических устройств. Поставленная цель достигается применением переносного индикатора ультразвуковых колебаний, с помощью которого контактным методом определяют уровень интенсивности ультразвуковых колебаний на внешней поверхности корпуса, работающего на установившемся режиме двигателя (агрегата) в зоне расположения контролируемого шлицевого соединения, его величину сравнивают с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного двигателя (агрегата) с неизношенным шлицевым соединением, работающего на том же установившемся режиме, и по величине этой разности оценивают степень изношенности элементов контролируемого шлицевого соединения.

Изобретение относится к области контроля изношенности шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано для контроля изношенности шлицевых соединений других технических устройств.

Изнашивание шлицевых соединений авиадвигателей в эксплуатации является одним из распространенных видов их повреждений [1] и в ряде случаев приводит к летным происшествиям. Поэтому своевременное выявление предотказного состояния шлицевых соединений авиадвигателей в процессе выработки ими установленных ресурсов имеет важное значение в обеспечении безопасности полетов ЛА как военного, так и гражданского назначения.

Известны также способы диагностирования деталей двигателей, омываемых маслом [2] Эти способы основаны на анализе состояния магнитных пробок, масляных фильтров, фильтров-сигнализаторов стружки в масле, а также на различных методах анализа масла, как носителя информации о состоянии омываемых им деталей. Однако для контроля шлицевых соединений двигателей эти методы не всегда применимы, поскольку значительная часть шлицевых соединений выполнена конструктивно без принудительного подвода смазки, что исключает вынос продуктов их изнашивание в маслосистему. Продукты изнашивания шлицевых соединений остаются в этих случаях в пределах самих соединений и не попадают в масло, следовательно маслофильтры и магнитные пробки остаются чистыми, а фильтры-сигнализаторы стружки не срабатывают.

Техническим результатом настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков известных способов контроля шлицевых соединений двигателей ЛА путем обеспечения указанного контроля без демонтажа элементов контролируемого шлицевого соединения с двигателя ЛА. Для достижения поставленной цели применяется известный индикатор ультразвуковых колебаний ИКУ-1 (см. Индикатор ультразвуковых колебаний ИКУ-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. К.412.50.194. ТО, МГА, 1985), с помощью которого контактным способом определяется уровень их интенсивности на внешней поверхности корпуса двигателя (агрегата) в зоне, расположенной вблизи контролируемого шлицевого соединения. Предлагаемый способ предназначен в первую очередь для контроля изношенности шлицевых соединений, конструктивно выполненных без принудительного подвода смазки, но может быть использован и для контроля изношенности шлицевых соединений с принудительным подводом смазки в качестве основного либо дополнительного способа контроля.

Шлицевые соединения в процессе их работы являются источниками колебаний в широком диапазоне частот, в том числе и в ультразвуковом. Уровень интенсивности этих колебаний меняется в зависимости от частоты вращения и от степени изношенности элементов шлицевого соединения. Следовательно, измеряя уровень интенсивности ультразвуковых колебаний в зоне расположения контролируемого шлицевого соединения и сопоставляя его с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного двигателя (агрегата) с заведомо исправным шлицевым соединением, на одном и том же режиме работы двигателя, по величине разности этих уровней можно судить об изношенности контролируемого шлицевого соединения.

Предлагаемый способ позволяет надежно выявлять на работающем двигателе предотказное состояние контролируемого шлицевого соединения без демонтажа его элементов с двигателя ЛА.

Формула изобретения

Способ контроля износа шлицевых соединений двигателей летательных аппаратов, заключающийся в том, что сравнивают сигналы датчиков от испытуемого и эталонного двигателя в режиме их работы, отличающийся тем, что используют акустические датчики, установленные на поверхности двигателей в аналогичных зонах, а в качестве информационного параметра сигнала датчиков используют интенсивность ультразвуковых колебаний.



 

Похожие патенты:

Виброметр // 2046301
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в качестве виброметра

Изобретение относится к области виброметрии

Изобретение относится к области измерения и технической диагностики объектов различных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение при проведении модальных испытаний элементов сложных конструкций

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения технического состояния механизмов циклического действия

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров рассеяния энергии в материалах при колебаниях механических объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров механических свободных колебаний испытуемых образцов консольного типа

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области неразрушающего контроля

Изобретение относится к области измерительной техники, а конкретно к пьезоэлектрическим акселерометрам, в которых элементом преобразования механических колебаний в электрический сигнал является пьезоэлектрический материал и которые могут быть использованы для измерения вибрации машин

Изобретение относится к измерительным устройствам и предназначено для работы в датчиках вибрации

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано, в частности, в балансировочных станках, динамометрах, акселерометрах и других приборах и оборудовании

Изобретение относится к области проверки метрологических характеристик виброизмерительных преобразователей (датчиков) и определения возможности их дальнейшего использования без демонтажа с объекта эксплуатации

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к датчику пульсовой волны

Изобретение относится к мониторингу промышленного оборудования, в частности к датчику скорости

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к виброметрии, и может быть использовано для измерения амплитуды механических колебаний поверхностей твердых тел в диапазоне звуковых и ультразвуковых частот, в частности для измерения амплитуды колебаний многополуволновых излучателей переменного сечения ультразвуковых колебательных систем, используемых в составе аппаратов, предназначенных для интенсификации технологических процессов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения мощности гидроакустических излучателей разного типа, входящих в состав гидролокаторов, систем гидроакустической связи, телеметрии, комплексов гидроакустического телеуправления и т.д., в процессе их диагностики в реальных условиях эксплуатации

Группа изобретений относится к измерительной технике и может быть использована для определения параметров гидроакустических пьезоэлектрических преобразователей. Способ предполагает этапы, на которых формируют линейно нарастающую цифровую последовательность, преобразуют ее в тестовый управляемый аналоговый сигнал с заданной амплитудой и линейно нарастающей частотой в заданном диапазоне частот, пропускают тестовый сигнал через пьезопреобразователь, измеряют параметры его отклика (тока и напряжения), по значениям которых и по заданному алгоритму определяют амплитудно-частотную характеристику, частоты механического и электромеханического резонансов, импеданс пьезопреобразователя на этих частотах. Измеритель параметров включает устройство прямого цифрового синтеза, подключенное через усилитель мощности и через включенный последовательно с пьезопреобразователем измерительный шунт к испытуемому пьезопреобразователю. Аналого-цифровые преобразователи (АЦП) соединены своими выходами через интерфейс связи с компьютером, а вход АЦП через делитель напряжения подключен к выходу усилителя мощности. Цифровой сигнальный процессор (ЦСП) шиной данных соединен с устройством прямого цифрового синтеза (УПЦС) и выходами АЦП, вход АЦП подключен к пьезопреобразователю и измерительному шунту. Первый, второй и третий выходы ЦСП соединены соответственно с управляющими входами АЦП и УПЦС. Технический результат: измерение параметров в автоматическом режиме, повышение точности и надежности измерений. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх