Способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач

 

Сущность изобретения: трансмиссионное масло класса ТМ-4 получают последовательным смещением базового остаточного масла, деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации, депрессорной и противозадирной присадок. В качестве последней используют смесь продукта осернения фракции 190-460oС производства полимербензина с хлорпарафинами. 2 табл.

Изобретение относится к способам получения трансмиссионного масла класса ТМ-4 для гипоидных передач грузовых, легковых автомобилей, специальных машин и отдельных узлов вертолетов, соответствующих классам вязкости по SAE 140 (вязкость 100 в пределах 24-41 ост).

Известен способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач по ГОСТ 4003-53 путем осернения экстракта после селективной очистки остаточных масел и смешения полученного продукта с веретенным маслом.

Недостатком данного способа является нестабильность качества масла и сложность технологии его получения, связанная с колебаниями в качестве исходного сырья-экстракта.

Наиболее близким к заявляемому объекту является способ получения трансмиссионного масла ТАД-17И путем добавления присадок депрессорного и противозадирного типов в смесь дистиллятного и остаточного базовых масел.

Однако масло, приготовленное по такому способу, имеет недостаточные трибологические свойства.

Изобретение направлено на улучшение качества трансмиссионных масел для гипоидных передач, получаемых путем добавления присадок в базовые масла.

Это достигается тем, что в способе получения трансмиссионного масла для гипоидных передач путем добавления депрессорной и противозадирной присадок в базовое остаточное масло, перед добавлением присадок базовое масло смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации, а в качестве противозадирной присадки используют смесь продукта осернения фракции 190-460oС производства полимербензина с хлорпарафинами.

Способ осуществляют следующим образом.

Базовое остаточное масло смешивают с деасфальтизатом пропанбутановой деасфальтизации. К полученной смеси добавляют депрессорную и противозадирную присадки. При этом в качестве противозадирной присадки используют смесь продукта осернения фракции 190-460oС производства полимербензина (ПОПБ) с хлорпарафинами в соотношении 1:1.

При этом соотношение компонентов подбирают таким образом, чтобы вязкость трансмиссионного масла при 100oС (100) была в пределах 24-41 ост.

Для получения присадки ПОПБ использована фракция 190-460oС производства полимербензина установки 29/3, которая имела следующие показатели: плотность 868 кг/см3, фракционный состав: начало кипения 186oС, 10% выкивает при 274oC, 50% при 281oС, 90% при 312oС, конец кипения 460oС; содержание серы 0,05% иодное число продукта 170. Сырьем установки 29/3 является бутан-бутиленовая фракция с содержанием бутиленов не менее 42% (марки А), углеводородов С5 не более 2,5% Синтеза присадки осуществляли в реакторе с мешалкой, в которой загружали углеводородное сырье и постепенно при перемешивании вносили 10% от массы сырья тонкоизмельченной серы. После растворения серы при 130oС в массу вводили металлокомплексный катализатор полифталопианин кобальта в количестве 0,1% от массы сырья. Синтез проводили в течение 6-7 часов при 160-170oС с продувной реакционной массы воздухом (подача воздуха 1.6 л/кг сырья).

Характеристики присадки ПОПБ следующие: плотность 914 кг/м3, вязкость 100=48 сст молекулярная масса 470, содержание серы 7% Присадка представляет собой смесь сульфидов и дисульфидов (С32) с примесью исходного сырья (Иодное число 42).

В качестве депрессорной присадки использована товарная присадка АФК, представляющая собой раствор алкилфенолята кальция в масле И-12А.

Хлорпарафин ХП-470 марки Б по ТУ 6-01-16-90 имеет следующие показатели: плотность 1200 кг/м3, содержание хлора 47,6% содержание железа - 0,0018% содержание кислот (в пересчете на HCl)-отсутствие, термостабильность (в пересчете на отщепленный HCl) 0,11% Характеристики компонентов масляной основы, использованных для получения предлагаемого трансмиссионного масла, представлены в таблице 1.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

64% базового остаточного масла с 100=21,6 сст смешали с 36% деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона с 100=64,9 сст К полученной смеси, имеющей 100=32,5 сст и температуру застывания (tзаст.) минус 14oС добавили депрессорную присадку АФК в количестве 1,5% и противозадирную присадку ПОПБ в количестве 5% Как показывают испытания (результаты приведены в таблице 2), трибологические характеристики (по Р и индексу задира) полученного вязкого масла не достигают требуемых по ГОСТ 23652-79.

Пример 2 (по предлагаемому способу).

К полученному по примеру 1 маслу добавили 5% хлорпарафинов ХП-470. Испытания показали (см. результаты в табл.2), что показатели качества вязкого трансмиссионного масла, получаемого по примеру 2, соответствуют требованиям к вязким трансмиссионным маслам для гипоидных передач, используемым в летнее время, и может быть всесезонным трансмиссионным маслом для техники, эксплуатируемой в теплых и умеренных климатических условиях.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечит получение вязкого трансмиссионного масла для гипоидных передач, эксплуатируемых в летнее время и в теплых и умеренных климатических условиях.

Формула изобретения

Способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач путем добавления депрессорной и противозадирной присадок в базовое остаточное масло, отличающийся тем, что перед добавлением присадок базовое масло смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации и в качестве противозадирной присадки используют смесь продукта осернения фракции 190 460oС производства полимербензина с хлорпарафинами.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области химии полимеров

Изобретение относится к химмотологии гидравлических жидкостей, а именно к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей

Изобретение относится к химмотологии гидравлических жидкостей, а именно к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в метизной промышленности для покрытия бортовой латунированной проволоки в процессе ее изготовления

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам
Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей, а также гидравлических систем

Изобретение относится к области производства смазочных средств и может быть использовано, в частности, для смазки боковых граней железнодорожных рельсов на кривых участках пути с целью снижения износа

Изобретение относится к смазочным материалам для трансмиссионных передач, в частности гипоидных передач автомобилей

Изобретение относится к смазочным составам , в частности, к уплотнительной смазке для резьбовых соединений бурового оборудования, и может быть использовано при свинчивании замковых соединений бурильных труб и соединений высокогерметичных обсадных труб с уплотнением

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в метизной промышленности для покрытия бортовой латунированной проволоки в процессе ее изготовления
Наверх