Способ заправки многоступенчатой ракеты-носителя

 

Способ заправки многоступенчатой ракеты - носителя. Применение: при заправке ракеты - носителя высококипящим компонентом топлива. Сущность: способ включает операции заполнения баков с единой гидравлической системой, автономного контроля уровня и прекращения заполнения баков. При отказе системы контроля уровня бака одного блока или одной ступени ракеты - носителя, производят заполнение этого аварийного бака через бак другого блока или другой ступени ракеты - носителя, служащий одновременно мерной емкостью, периодическим переливом с использованием единой гидравлической системы самотеком или выдавливанием избыточным давлением при закрытых дренажно - предохранительных клапанах всех одинаковых баков. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при заправке ракеты носителя (РН) высококипящим компонентом топлива (КТ).

Известен способ заправки РН компонентом топлива, включающий заполнение баков с единой гидравлической системой, автономный контроль уровня и автономное прекращение заполнение баков.

Недостатком известного способа является невозможность его применения в случае отказа бортовой системы контроля уровня.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе заправки многоступенчатой ракеты носителя, включающем заполнение баков с единой гидравлической системой, автономный контроль уровня и автономное прекращение заполнения баков, согласно изобретению при отказе системы контроля уровня бака одного блока или одной ступени ракеты носителя, производят заполнение этого аварийного бака через бак другого блока или другой ступени ракеты носителя, служащий одновременно мерной емкостью, периодическим переливом с использованием единой гидравлической системы самотеком или выдавливанием избыточным давлением при закрытых дренажно предохранительных клапанах всех одноименных баков.

На чертеже показана пневмогидравлическая система ракеты, поясняющая сущность способа.

Бак окислителя 1 первой ступени включает датчик системы контроля уровня 2, заправочно-сливной клапан 3 и дренажно-предохранительный клапан 4. Бак горючего первого блока первой ступени 5 включает датчик системы контроля уровня 6, заправочно- сливной клапан 7 и дренажно-предохранительный клапан 8. Бак горючего второго блока первой ступени 9 включает датчик системы контроля уровня 10, заправочно-сливной клапан 11 и дренажно-предохранительный клапан 12.

Баки всех ступеней имеют: обратный клапан 13, трубопровод системы предварительного наддува 14, трубопроводы системы заправки горючего 15, 16, трубопровод коллектора заправки блоков горючего 17, наполнительное соединение горючего 18, наземный трубопровод системы заправки горючего 19, перекрывные клапана горючего 20, 21, наземные трубопроводы системы заправки окислителя 22, 23, наполнительные соединения окислителя 24, 25 и трубопроводы системы заправки окислителя 26, 27.

Бак горючего 28 второй ступени включает датчик системы контроля уровня 29, заправочно-сливной клапан 30, дренажно предохранительный клапан 31 и трубопровод системы заправки горючего 32.

Бак окислителя 33 второй ступени включает датчик системы контроля уровня 34, заправочно-сливной клапан 35 и дренажно-предохранительный клапан 36.

Агрегаты пневмогидравлической системы управляются подачей давления воздуха через трубопроводы пневмоуправления 38 43. Система заправки окислителя блоков первой и второй ступеней объединяются трубопроводом наземного коллектора заправки баков окислителя 44.

В случае отказа системы контроля уровня, например, бака окислителя 1 первой ступени, причиной которого является датчик системы контроля уровня 2, заправка этого бака производится через бак окислителя 33 второй ступени с контролем уровня заправки окислителя датчиком системы контроля уровня 34. Бак 33 в этом случае будет использоваться в качестве мерной емкости.

Подачей давления в трубопровод пневмоуправления 39 открываются дренажно-предохранительные клапаны 4 и 36. Запускаются насосы и открывается перекрывной клапан 21. Подачей давления в трубопровод пневмоуправления 37 открывается клапан 35. Окислитель через трубопровод наземного коллектора 44, наземные трубопроводы системы заправки 23, наполнительно соединение 25, трубопровод системы заправки 27 и обратный клапан 35 поступит в бак 33, который будет заправляться до закрытия клапана 35 от команды "уровень" датчика 34, настроенного на расчетную дозу заправки.

Закрыв перекрывной клапан 21 и открыв клапаны 3 и 33, подачей давления в трубопроводы пневмоуправления 41 и 37 производят полный слив окислителя из бака 33 в бак 1 через трубопровод 27, соединение 25, наземные трубопроводы 22, 23, соединение 24 и трубопровод 26.

Перелив может производиться самотеком при открытых дренажнопредохранительных клапанах 4 и 36 или вытеснением подачей избыточного давления в бак окислителя 33 при закрытых дренажно предохранительных клапанах 4 и 36.

После окончания заправки бака окислителя 1 первой ступени производят заправку бака окислителя 33 второй ступени до расчетной дозы.

В случае отказа системы контроля уровня, например, бака горючего 28, причиной которого является датчик системы контроля уровня 29, заправка этого бака производится через любой бак горючего полиблочного топливного отсека первой ступени РН, например, через бак 5 горючего с контролем уровня заправки датчиком 6. Бак 5 в этом случае будет использоваться в качестве мерной емкости для бака горючего 28.

Если отказал, например, датчик 10 бака 9 полиблочного топливного отсека первой ступени, то заправка этого бака производится через аналогичный бак 5, используемый в качестве мерной емкости. В этом случае процесс перелива из бака 5 в бак 9 производится таким же образом как и в предыдущем случае.

Формула изобретения

Способ заправки многоступенчатой ракеты-носителя, включающий заполнение баков с единой гидравлической системой, автономный контроль уровня и автономное прекращение заполнения баков, отличающийся тем, что при отказе системы контроля уровня бака одного блока или одной ступени ракеты-носителя, производят заполнение этого аварийного бака через бак другого блока или другой ступени ракеты-носителя, служащий одновременно мерной емкостью, периодическим переливом с использованием единой гидравлической системы самотеком или выдавливанием избыточным давлением при закрытых дренажно-предохранительных клапанах всех одноименных баков.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортирования, хранения и заправки автотранспорта и бытовых баллонов сжиженным газом

Изобретение относится к криогенной технике и может быть использовано при заправке криогенных емкостей жидким водородом высокой чистоты

Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть использовано при загрузке жидкого аммиака в резервуары большого объема

Изобретение относится к области гидротехники, может быть использовано в нефтяном, химическом и криогенном машиностроении и позволяет при сравнительно низких затратах на его реализацию повысить экономичность и уменьшить время заполнения резервуаров за счет уменьшения гидравлического сопротивления

Изобретение относится к криогенной технике и может быть использовано на предприятиях, применяющих криогенные жидкости
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разработке способа вывода в околоземное пространство полезного груза (космического аппарата (КА) или целевой полезной нагрузки (ЦПН) с учетом требований заказчика
Изобретение относится к криогенной технике, в частности к технологиям подготовки топливных систем и оборудования под заполнение криогенными жидкостями

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разработке технологии и стендов для осуществления сборки ступеней многоступенчатого летательного аппарата (ЛА) с секциями транспортно-пускового контейнера (ТПК)

Изобретение относится к космической технике, в частности к инструменту, предназначенному для проведения измерительных операций, а именно контроля состояния цилиндрических соединительных деталей из материала с эффектом памяти формы в стержневых конструкциях

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам старта РН пакетной схемы

Изобретение относится к космонавтике, конкретно - к технике создания стартовых наземных устройство для запуска спутников

Изобретение относится к транспорту и касается агрегатов для транспортирования текучей среды, например, к ракете, к судну от причала и т.д
Наверх