Способ защиты от коррозии кузова автомобиля при хранении в гараже и устройство для его реализации

 

Изобретение касается защиты металлических конструкций от коррозии методом катодной защиты внешним током и может быть использовано для снижения скорости коррозии кузова автомобиля при хранение его в металлическом гараже. Снижение скорости коррозии достигается тем, что от внешнего источника тока на кузов автомобиля подается отрицательный потенциал, а на металлические стенки гаража подается положительный стабилизированный потенциал. Устройство содержит внешний источник тока, например автомобильный аккумулятор, отрицательный полюс которого соединен с кузовом автомобиля, положительный полюс источника тока через последовательно соединенные стабилизатор напряжения и соединительный провод подключен к металлической стенке гаража. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение касается защиты металлических конструкций от коррозии методом катодной защиты внешним током и может быть использовано для снижения скорости коррозии кузова автомобиля при хранении его в металлическом гараже.

Сущность способа катодной защиты внешним током состоит в том, что защищаемая конструкция подключается к отрицательному полюсу внешнего источника тока, к положительному полюсу которого подключается дополнительный электрод, поляризуемый анодно.

Данный способ находит широкое применение для защиты трубопроводов, резервуаров, кабелей (1,2, 3,4,5), а также кузова автомобиля (6). Известные способы катодной защиты различаются формой и расположением дополнительных электродов (анодов), способом формирования защитного потенциала и защитного тока.

В настоящее время в качестве анодов используются металлические штыри, забиваемые в землю в непосредственной близости от защищаемой конструкции (3), металлические пластины, устанавливаемые на поверхности защищаемой конструкции (1,5), металлическая сетка (2).

Известные технические решения используются для защиты геометрически простых конструкций (цилиндр, сфера, параллелепипед), находящихся в агрессивных средах (речная или морская вода, почва, кислоты и т.д.). Защитный эффект достигается за счет применения определенного числа локальных анодов и использования внешнего источника тока большой мощности для формирования необходимых значений защитных токов (единицы ампер) при напряжении порядка нескольких десятков вольт.

Для кузова автомобиля характерны относительно малые геометрические размеры и наличие большого числа скрытых полостей (пороги, лонжероны, балки). В этих условиях использование локальных анодов приводит лишь к частичной защите кузова и поэтому неэффективно. По этим причинам известные технические решения не могут быть использованы для защиты кузова автомобиля.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ защиты от коррозии металлоконструкций, не имеющих контакта с землей, например кузова автомобиля, изложенный в (6). Известный способ состоит в том, что постоянный источник тока соединен с преобразователем напряжения, отрицательный полюс которого соединен с кузовом автомобиля, положительный полюс соединен с анодом.

Анод выполнен в виде меандра из металла с более отрицательным потенциалом, чем потенциал защищаемой конструкции и помещен в раствор электролита. Площадь анода составляет 0,05% от площади защищаемой поверхности.

Известное предложение позволяет снизить скорость коррозии в 3 раза и потребляет от внешнего источника ток величиной 1 А.

Недостатками известного предложения являются низкая эффективность защиты, поскольку использование катодной защиты позволяет снизить скорость коррозии в 20 50 раз, а не в три раза, как в известном изобретении; большой ток потребления (1 А) не позволяет использовать устройство для защиты кузова при длительном хранении автомобиля, т.е. во время наиболее интенсивного его корродирования; сложность конструкции самого устройства, необходимость его электрической изоляции от кузова автомобиля.

Недостатки известного предложения вызваны тем, что в нем используется локальный анод, размеры которого существенно меньше размеров кузова автомобиля, а защитный потенциал составляет доли вольта.

Многочисленные исследования показали (см. например (5), стр. 9), что скорость коррозии в стальных боксах (гаражах) в несколько раз выше по сравнению со скоростью коррозии на открытом воздухе. Высокая скорость коррозии объясняется повышенной влажностью внутри гаража, малым его объемом, близким расположением стенок гаража к кузову автомобиля. Приведенные факты указывают на необходимость защиты автомобиля прежде всего при его хранении.

Защита кузова автомобиля при его длительном хранении в гараже известным способом и устройством не эффективна, т.к. предложенный способ не обеспечивает необходимого снижения скорости коррозии, а само устройство потребляет большой ток.

Целью изобретения является снижение скорости коррозии кузова автомобиля при его хранении в металлическом гараже за счет использования стен гаража в качестве внешнего анода.

Поставленная цель достигается тем, что отрицательный полюс внешнего источника постоянного тока подключен к кузову автомобиля, положительный полюс источника тока через последовательно соединенные стабилизатор напряжения и соединительный провод подключен к металлической стенке гаража.

При использовании стенок гаража в качестве внешнего анода вследствие постоянства потенциала внутри гаража, как и внутри любой замкнутой металлической поверхности, потенциал на поверхности кузова также будет одинаков. Постоянство потенциала на защищаемой поверхности позволяет выбрать оптимальную величину защитного потенциала (1,75 2 В), что не вызывает эффекта перенапряжения, при котором наблюдается выделение водорода и разрушение поверхности (5). Вместе с тем большой размер анода, зависимость проводимости атмосферы внутри гаража от температуры и влажности воздуха, а также от состояния лакокрасочного покрытия кузова автомобиля и стен гаража приводят к изменению величины защитного тока в пределах от 0,01 до 10 мА (5). Для предотвращения изменения защитного потенциала при изменении защитного тока защитный потенциал должен быть стабилизирован. Стабилизатор должен обеспечивать выходное напряжение 1,75 2 В при изменении тока от 0,01 до 10 мА. В качестве внешнего источника тока используется, например, бортовой автомобильный аккумулятор напряжением 12 В.

При выбранных значениях защитного потенциала и тока обеспечивается более чем в тридцать раз (см. (5), рис. 1, стр. 8) снижение скорости коррозии, отсутствует интенсивное выделение водорода на катоде и обеспечивается защита всей внешней и внутренней поверхности кузова автомобиля, в том числе защита скрытых полостей кузова. Потребляемый ток не превышает 10 мА, что позволяет эксплуатировать устройство непрерывно без подзарядки аккумулятора в течение нескольких месяцев.

На чертеже приведена конструкция устройства.

Устройство содержит источник внешнего тока 1, стабилизатор 2 напряжения, соединительный провод 3, внешний анод металлическую стенку гаража 4, защищаемую поверхность кузов автомобиля 5.

В качестве стабилизатора 2 напряжения может быть использован любой стабилизатор, обладающий необходимыми техническими характеристиками (см. например 7).

Для удобства эксплуатации устройство может быть выполнено в виде штекера под стандартный разъем автомобильного прикуривателя или переносной лампы.

Высокая эффективность предложенных способа защиты и устройства для его реализации достигнута благодаря учету специфических условий коррозии кузова автомобиля и особенностей его эксплуатации при длительном хранении в гараже.

Формула изобретения

1. Способ защиты от коррозии кузова автомобиля при хранении в гараже, включающий подсоединение к отрицательному полюсу источника тока кузова автомобиля, отличающийся тем, что положительный полюс источника тока подсоединяют к металлическим стенкам гаража и стабилизируют положительный потенциал источника тока в диапазоне 1,75 2 В.

2. Устройство защиты от коррозии кузова автомобиля при хранении в гараже, содержащее источник постоянного тока, например бортовой автомобильный аккумулятор, преобразователь напряжения, отличающееся тем, что в качестве преобразователя напряжения использован стабилизатор напряжения, причем отрицательный полюс источника постоянного тока соединен с кузовом автомобиля и первым входом стабилизатора напряжения, второй вход которого соединен с положительным полюсом источника постоянного тока, выход стабилизатора напряжения соединен с металлическими стенками гаража.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что входы стабилизатора напряжения и кузов автомобиля соединены через штекер со стандартным разъемом автомобильного прикуривателя или переносной лампы.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты металлоконструкцией от атмосферной коррозии и может применяться для защиты автомобилей от коррозии

Изобретение относится к защите подземных сооружений и трубопроводов от электрохимической коррозии

Изобретение относится к области защиты бетона канализационных коллекторов и трубопроводов от коррозии

Изобретение относится к электрохимии и электротехнике, в частности к процессам изготовления анодных заземлителей и может найти применение в системах катодной защиты магистральных нефте- и газопроводов от подземной коррозии, а также в химической промышленности, в системах защиты от статического электричества и других системах электробезопасности
Изобретение относится к способам защиты от эрозионно-коррозионного разрушения подводной поверхности морских сооружений освоения шельфа замерзающих морей, например морских стационарных и плавучих буровых платформ, и может быть использовано в другой морской технике, предназначенной для ледовых условий эксплуатации

Изобретение относится к способам защиты металлических конструкций под действием электрических токов

Изобретение относится к области электрохимической защиты от коррозии и может быть использовано, например, для изготовления анодных узлов систем катодной защиты судов

Изобретение относится к оборудованию для защиты подземных сооружений от коррозии и может быть использовано при реализации автоматической катодной защиты для трубопроводов различного назначения

Изобретение относится к способу ремонта такого электрода, имеющего поврежденный участок оболочки, и предполагает крепление оболочки к сердцевине с каждой стороны поврежденного участка, который затем можно удалить вместе с соответствующим ему накопителем

Изобретение относится к катодной защите объектов от коррозии и электрохимической обработки почв, илов и др

Изобретение относится к оборудованию для защиты от коррозии подземных и подводных металлических конструкций и может быть использовано для защиты от коррозии газопроводов, водопроводов, кабелей связи, нефтепроводов, наружной обшивки кораблей, балластных танков, морских, речных буев, пирсов, опор мостов, шпунтовых стенок и т.п

Изобретение относится к контролю поляризационного потенциала стальных подземных трубопроводов с электрохимической защитой

Изобретение относится к средствам электрохимической защиты металлов от коррозии, вызванной атмосферными осадками или другими агрессивными средами; для удаления с поверхности металла продуктов коррозии, неметаллических образований или покрытий; для нанесения гальванических покрытий и для реализации иных электрохимических воздействий

Изобретение относится к защите от коррозии и может быть использовано при защите от коррозии стальных подземных протяженных сооружений, например газовых, нефтяных, водяных и других подземных трубопроводов

Изобретение относится к области защиты от коррозии наружной поверхности металлоконструкций, постоянно или периодически эксплуатирующихся в морской воде

Изобретение относится к области защиты от коррозии наружной поверхности металлоконструкций, постоянно или периодически эксплуатирующихся в природных средах, преимущественно корпусов судов, находящихся в морской воде
Изобретение относится к средствам протекторной защиты металлов от коррозии в водной среде
Наверх