Ракетный двигатель твердого топлива

 

Использование: изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) космического назначения, преимущественно с шаровидной формой корпуса. Сущность изобретения: в РДТТ, содержащем шаровидный корпус в виде неразъемных переднего и соплового днищ, скрепленных посредством цилиндрического участка, выполненный с длиной, не превышающей 1,5 его диаметра, сопло, заряд смесевого ракетного твердого топлива, имеющий центральный глухой канал с щелевыми пропилами и открытую торцевую поверхность со стороны соплового днища, торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный свободный объем полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет: W крK, где: кр - площадь критического сечения сопла (м2), K = 0,027 - эмпирический коэффициент (м). 1 ил.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) космического назначения, с отношением его длины к диаметру 1,5 преимущественно с шаровидной формой корпуса.

Известен сферический РДТТ космического корабля "Джемини" (США), используемый для торможения корабля на орбите. Двигатель имеет тонкостенную конструкцию корпуса, частично утопленное сопло, дублированную систему воспламенения. Корпус РДТТ изготовлен с помощью электронно-лучевой сварки из механически обработанных штампованных полусфер из титанового сплава. На внутреннюю поверхность корпуса нанесено теплозащитное покрытие. Внутренняя полость заряда имеет центральный глухой канал с щелевыми пропилами и открытую торцевую поверхность. Торцевая стенка глухого канала расположена в зоне переднего днища.

Недостатком данного РДТТ является низкий коэффициент заполнения корпуса топливом, обусловленный значительным свободным объемом в заряде, что не обеспечивает высокого массового совершенства двигателя, особенно важного для РДТТ космического назначения.

Технической задачей, решаемой изобретением, является устранение недостатков прототипа, а именно создание РДТТ с высокими коэффициентами заполнения корпуса топливом и массового совершенства двигателя.

Поставленная задача достигается тем, что в РДТТ, содержащем шаровидный корпус малого удлинения, состоящий из цилиндрической части и неразъемных переднего и соплового днищ, сопло, заряд смесевого ракетного твердого топлива, имеющий центральный глухой канал с щелями и открытую торцевую поверхность со стороны соплового днища, торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный свободный объем W полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет: W крK где кр площадь критического сопла [м2] K 0,027-эмпирический коэффициент [м] На чертеже обозначено: 1 корпус РДТТ, 2 цилиндрическая часть корпуса, 3 переднее днище, 4 сопловое днище, 5 сопло, 6 критическое сечение сопла, 7 заряд, 8 - торцевая стенка глухого канала, 9 щели, 10 открытая торцевая поверхность.

Ухудшение характеристик РДТТ достигается тем, что корпус выполняют цельномотанным по типу "кокон" из композиционных материалов, заряд скреплен с корпусом, при этом корпус максимально возможно заполнен топливом. Однако увеличение объемного заполнения корпуса имеет предел, который определяется устойчивым горением топлива или минимально допустимым временем пребывания продуктов сгорания в корпусе (tmin), которое должно быть больше времени релаксации прогретого слоя.

Известно, что время пребывания газов в корпусе (t) определяется из соотношения: где W начальный свободный объем, A коэффициент истечения, R, T газовая постоянная и температура продуктов сгорания,
кр площадь критического сечения сопла [1]
Из приведенного выше соотношения следует, что минимально допустимое значение начального свободного объема корпуса определяется характеристиками топлива A, R, T, которые определяются термодинамическим расчетом, а также tmin и величиной критического сечения сопла, которая определяется, как правило, техническими требованиями к РДТТ и является величиной известной. Пределы изменения W определяются объемом корпуса и выражением, полученным из формулы (I) с учетом следующего:
Известно, что время релаксации определяется по формуле

где -коэффициент температуропроводности твердой фазы топлива,
g 10-7 ([3] с. 14)
U-скорость горения топлива [2]
Следовательно, минимально допустимый начальный свободный объем составляет

В данное соотношение входят конструктивные параметры РДТТ (W, кр), а также параметры, характеризующие твердое ракетное топливо (A, R, T, U), являющиеся его неотъемлемыми свойствами, которые приводятся в документации на топливо, а также в конструкторской документации на РДТТ.

Таким образом, приведенное выше соотношение включает параметры, характеризующие РДТТ в статическом состоянии.

Правую часть соотношения для начального свободного объема преобразуем в виде:

Известно, что для современных высокоэнергетических твердых ракетных топлив комплекс параметров ART изменяется в небольших пределах.

Заявителем экспериментально установлено предельное значение k 0,027, тогда
W 0,027кр.
Изобретение может быть применимо при создании РДТТ различных космических систем, например систем разгона и торможения, аварийного спасения, изменения ориентации космического корабля на орбите.


Формула изобретения

Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус в виде неразъемных переднего и соплового днищ, скрепленных посредством цилиндрического участка, выполненный с длиной, не превышающей 1,5 его диаметра, сопло и заряд смесевого ракетного твердого топлива, размещенный в корпусе с торцевым зазором относительно соплового днища и выполненный с глухим центральным каналом и сообщенными с ним продольными щелями, отличающийся тем, что торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный объем W полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет
W крK,
где кр- площадь критического сечения сопла, м2;
К 0,027 эмпирический коэффициент, м.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к артиллерийской технике, в частности к ракетным двигателям снарядов, запускаемых из ствола орудия или миномета

Изобретение относится к ракетной технике, в частности, к двигателям твердого топлива, устанавливаемым на снарядах, запускаемых из ствола артиллерийского орудия

Изобретение относится к тепловым двигателям, а также может быть использовано в авиационной, автомобильной, строительной и других областях промышленности

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях на твердом топливе, преимущественно импульсных (время работы не более 0,3 с), используемых в качестве стартовых двигателей, работающих при движении в стволе-контейнере

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных двигателей на твердом топливе для снарядов, выстреливаемых из артиллерийских орудий

Изобретение относится к области пиротехники и может быть использовано в качестве источника газа, давления и струи высокотемпературных продуктов горения со стабильным расчетным расходом

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива с регулируемыми и значениями суммарного импульса тяги

Изобретение относится к области ракетной техники и учитывается все возрастающие требования по повышению совершенства конструкции ракетных двигателей и надежности их работы

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к РДТТ с зарядами из высокоимпульсных смесевых твердых топлив, прочно скрепленными с корпусом, и может быть использовано в ракетах (реактивных снарядах) с твердотопливными двигателями, топлива которых склонны к вибрационному горению

Изобретение относится к области газодинамических устройств и может быть использовано для летательных аппаратов, при проведении монтажных работ по закреплению нефте- и газопроводов на местности при постановке в грунт на глубину до 10 метров анкерных устройств с телескопическим соединительным звеном, в горнодобывающей отрасли при добыче строительных материалов в карьерах или на других участках открытой местности (для прошивки шпуров и скважин), в строительной отрасли для установки в грунт крепежных и фундаментных свай или даже при необходимости при проходке (выработке) тоннелей, для переброски средств пожаротушения непосредственно в сам очаг пожара (особенно при пожарах лесных массивов, пожарах на нефтепромыслах или других крупномасштабных очагов пожара), для переброски и одновременного закрепления в грунте несущих тросовых канатов при наведении временных переправ, для быстроходных тележек испытательных треков, для эффективного использования периода последействия гладкоствольных систем

Изобретение относится к области ракетной техники
Наверх