Высокочастотная электроразрядная система воспламенения

 

Изобретение может использоваться в системах, где требуется поджиг топлива для любых типов двигателей и для горелок любого жидкого и газообразного топлива. Основной задачей является унификация системы вне зависимости от типа двигателей и топлива. Сущность изобретения: система воспламенения содержит: высокочастотный задающий генератор, колебательную систему и излучатель, представляющий собой электроразрядную свечу и являющийся частью колебательной системы. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и к авиационной промышленности, в частности к системам воспламенения реактивных двигателей, а также может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания.

Известна система электроискрового зажигания для воспламенения топливной смеси двигателей [1] содержащая непрерывный генератор ВЧ, примененный в качестве высоковольтного преобразователя, со свечей зажигания.

Однако в известной системе в преобразователе, выполненной по общеизвестной схеме блокинг-генератора, осуществлен способ накопления энергии сердечником высоковольтного трансформатора, что приводит к необходимости применения сердечника из магнитного материала, увеличивает вес всей системы в целом. Кроме того, импульсы однополярного напряжения, вырабатываемые преобразователем и подаваемые на свечу, при возникновении пробоя разрядного промежутка приводят к появлению ударной волны и, как следствие, к выбрасыванию топлива из зоны горения, что существенно снижает надежность воспламенения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранная в качестве протопипа высокочастотная система воспламенения [2] содержащая высокочастотный генератор, излучатель и колебательную систему, выполненную в виде полусфер и представляющую собой объемный резонатор, в котором за счет резонанса в фокусе полусфер образуется плазма. Генератор работает на фиксированной частоте и передает энергию по каоксиалу излучателю, находящемуся в полости объемного резонатора.

Для реализации данной системы необходимо существенно переделывать головку двигателя внутреннего сгорания, а для реактивного двигателя вообще невозможно применять из-за взрыва топливной смеси внутри полости объемного резонатора при возникновении плазмы, приводящего к разрушению резонатора и двигателя в целом.

Основной задачей предлагаемого технического решения является снижение массогабаритных показателей, унификация по объектам применения.

Задача решается тем, что в заявляемом устройстве, содержащем высокочастотный задающий генератор, колебательную систему и излучатель, представляющий собой электроразрядную свечу, подключен к колебательной системе, выполненной на сосредоточенных элементах, и его электрическая емкость является частью емкости этой колебательной системы, участвующей в резонансе, а колебательная система подключена к выходу генератора в качестве нагрузки, где за счет резонанса образуется высокое напряжение, вызывающее пробой разрядного промежутка, а вход обратной связи генератора, предназначенный для коррекции фазы, частоты и амплитуды и возникновения автоколебаний, подключен к этой колебательной системе.

На фиг.1 изображена общая схема высокочастотной электроразрядной системы воспламенения; на фиг. 2 принципиальная схема высокочастотной электроразрядной системы воспламенения, задающий генератор которой выполнен, например, по схеме индуктивной трехточки.

Схема высокочастотной электроразрядной системы воспламенения состоит из высоковольтного высокочастотного генератора 1 с колебательной системой 2 и свечи 3 с центральным электродом 4, выполнена в одном корпусе как единое устройство. Принципиальная схема высокочастотной электроразрядной системы воспламенения, задающий генератор которой выполнен по схеме индуктивности трехточки, включает в себя катушку индуктивности 5, первый выход которой (верхний по схеме) соединен с первым выводом конденсатора 6, образующих колебательную систему 2, настроенную на частоту 2 5 МГц, второй вывод последнего соединен с базой транзистора 7, образуя обратную связь, и первым выводом резистора 8 и с первым выводом резистора 9, второй вывод последнего соединен с первым выводом блокирующего конденсатора 10 и с коллектором транзистора 7, эмиттер последнего соединен с вторым выводом резистора 8 и с отводом катушки 5, являющейся нагрузкой генератора, второй вывод которой (нижний по схеме) соединен с общим проводом питания, с вторым выводом конденсатора 10, с корпусом прибора и корпусом электроразрядной свечи зажигания 3, центральный электрод последней соединен с первым выводом катушки 5. Таким образом, емкость свечи включена в состав колебательной системы и участвует в резонансе. Напряжение питания подается на коллектор транзистора 7 и на общий провод.

Устройство работает следующим образом. При подаче напряжения питания на коллектор транзистора 7 последний открывается через делитель напряжения, выполненный на резисторах 8 и 9, что приводит к появлению тока через нижнюю по схеме часть витков катушки 5, который, в свою очередь, вызовет ЭДС индукции в верхней по схеме части витков катушки 5. Это напряжение через обратную связь и открытый переход ЭБ транзистора 7 и резистора 8 прикладывается к конденсатору 6, заряжая его и одновременно током заряда еще сильнее открывая транзистор 7, приводя его в насыщение, после чего рост тока через транзистор 7, а следовательно, и через нижнюю по схеме часть витков катушки 5 прекращается, что вызывает уменьшение ЭДС индукции в верхней по схеме части витков катушки 5, которая через резистор 8 перезаряжает конденсатор 6, но уже напряжением, противоположным по знаку первоначальному. Конденсатор 6, приняв накопленную в катушке 5 энергию, начнет разряжаться и отдавать накопленную энергию через резистор 8 катушке 5 и в момент, когда конденсатор 6 разрядится почти до нуля, транзистор 7 откроется и добавит в колебательную систему 2, образованную катушкой 5, конденсатором 6 и свечей 3, энергию, затраченную на потери при обмене энергией между конденсатором 6, катушкой 5 и свечей 3, а также на потери, вызванные разрядом в свечном промежутке, после чего процесс повторится. Таким образом, в данном устройстве возникают незатухающие электромагнитные колебания. Напряжения на катушке 5, конденсаторе 6 и свече 3, образующих колебательную систему, практически равны по величине и сдвинуты по фазе относительно друг друга на угол 90 град. Величина этого напряжения есть функция соотношения числа витков в катушке 5 и добротности колебательной системы. Математически напряжение на свече выражается приблизительной формулой: , где Uвых напряжение на свече; 1 число витков в верхней по схеме части катушки 5; 2 число витков в нижней по схеме части катушки 5; Q добротность колебательной системы; Uпит -напряжение питания; Таким образом, в точке соединения катушки 5, конденсатора 6 и свечи 3 имеется синусоидальное высокочастотное высоковольтное напряжение, при определенных параметрах схемы достигающее амплитуды 4 10 кВ, которое в этой точке будет столько времени, сколько времени будет находится напряжение питания на коллекторе транзистора 7, и может лежать в пределах от единиц микросекунд до десятков минут. Поэтому, изменяя время команды питания схемы, можно получать в искровом промежутке искру любой длительности, в том числе и непрерывную. Кроме того, сумма комплексных величин напряжений на катушке индуктивности 5 и конденсаторе 6 на резонансной частоте величина действительная и стремится к нулю, т.к. сопротивление колебательной системы 2 на резонансной частоте величина чисто активная, практически равная активному сопротивлению провода, из которого изготовлена катушка индуктивности 5, поэтому на базе транзистора 7 нет высокого напряжения, а протекает только через базу относительно большой ток, который и управляет транзистором 7, поддерживая незатухающие колебания.

Включение свечи в колебательную систему приводит при изменении параметров среды проводимости, давления, температуры в свечном зазоре к изменению резонансной частоты, а обратная связь позволяет при этом отследить эти измерения и подстроить частоту, фазу и амплитуду генератора под изменившиеся параметры. Фактически выходная колебательная система со свечой при этом является одновременно и задающим контуром для генератора. Таким образом, независимо от внешних параметров система всегда остается в резонансе даже при 10-кратном и более изменении резонансной частоты.

Синусоидальная форма выходного напряжения приводит к тому, что при появлении дуги в свечном промежутке и во время ее горения полностью отсутствует ударная волна, присущая всем электроисковым системам воспламенения, что, в свою очередь, исключает выбрасывание топлива из зоны горения плазмы и, как следствие, повышает надежность воспламенения топливной смеси.

В связи с тем, что колебательная система выполнена на сосредоточенных элементах (катушке индуктивности и конденсаторе), оказалось возможным построить высокочастотную систему воспламенения, в которой высокое напряжение получается за счет резонанса, и в отличие от прототипа без переделки двигателя. Это дало возможность применить заявляемое устройство - высокочастотную электроразрядную систему воспламенения для реактивных двигателей и для ДВС без переделки камер сгорания, т.е. достигнута унификация по объектам применения. Кроме того, катушка 5 колебательной системы 2 выполнена без сердечника из магнитного материала, что позволило существенно уменьшить вес системы в целом.

Формула изобретения

Высокочастотная электроразрядная система воспламенения, содержащая высокочастотный задающий генератор, колебательную систему и излучатель, отличающаяся тем, что излучатель, представляющий собой электроразрядную свечу, подключен к колебательной системе, выполненной на сосредоточенных элементах, и является частью емкости этой колебательной системы, колебательная система подключена к выходу высокочастотного задающего генератора в качестве нагрузки, а вход обратной связи высокочастотного задающего генератора подключен к этой системе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно, к мощным системам электронного зажигания для двигателей внутреннего сгорания, в частности, к комбинированным система плазменного зажигания

Изобретение относится к системам электронного зажигания и может быть использовано для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания, и может быть также использовано для маломощной плазменной сварки металлов

Изобретение относится к системам плазменного зажигания для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для воспламенения обедненных топливных смесей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности системам зажигания двигателя внутреннего сгорания, а именно к устройствам регулирования параметров искрового разряда, и может быть использовано совместно как с системой зажигания высокой энергии, так и с классической батарейной системой зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения. Техническим результатом является повышение КПД и надежности. Сущность изобретения заключается в том, что при работе двигателя внутреннего сгорания, содержащего цилиндр с поршнем и свечи зажигания, подают импульс энергии на свечи зажигания в каждом цилиндре в момент нахождения поршня ниже ВМТ. При этом продолжают подавать импульсы энергии на каждую свечу зажигания и после воспламенения топлива в камере соответствующего цилиндра до завершения фазы выхлопа в соответствующем цилиндре. Свечи могут быть выполнены лазерными. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Система зажигания с многократным искрообразованием относится к импульсной технике, в частности, к устройствам регулирования параметров искрового разряда в электронных системах зажигания высокой энергии для ДВС. Технический результат - увеличение энергии искрообразования практически вдвое и уменьшение потребления энергии от источника бортового напряжения питания. В схему введен дополнительный диод. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системе управления зажиганием для двигателя внутреннего сгорания, которая управляет током разряда свечи зажигания после начала разряда свечи зажигания. Техническим результатом является определение неисправности линии передачи сигнала управления формой импульса, которая передает сигнал управления формой импульса разряда. Результат достигается тем, что ЭБУ (40) выдает сигнал Si зажигания на устройство (30) зажигания через линию (Li) передачи зажигания и выдает сигнал Sc управления формой импульса разряда с логическим значением Н через линию (Lc) передачи сигнала управления формой импульса. Устройство (30) зажигания выполняет операцию замыкания элемента (60) переключения зажигания в интервал времени, в течение которого выдается сигнал Si зажигания. В интервал времени ввода сигнала Sc управления формой импульса разряда после прекращения ввода сигнала Si зажигания устройство (30) зажигания управляет электрическим током, протекающим через первичную обмотку (52), посредством операции размыкания-замыкания элемента (80) переключения управления. Когда напряжение линии Lc передачи сигнала управления формой импульса представляет собой логическое значение Н в интервал времени прекращения подачи сигнала Sc управления формой импульса разряда, ЭБУ (40) определяет, что линия (Lc) передачи сигнала управления формой импульса неисправна, и выполняет отказоустойчивый процесс. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх