Шарошечное долото

 

Использование: шарошечное долото относится к устройствам для бурения скважин. Сущность изобретения: в шарошечном долоте, содержащем лапу с цапфой, на которой с помощью подшипников, включающих радиальный и замковый подшипники, установлена шарошка с узлом герметизации в виде втулки, взаимодействующей с торцом радиального подшипника, и уплотнительного элемента, взаимодействующего с наружной поверхностью втулки и поверхностями расточки в шарошке и торца лапы; взаимодействующие с уплотнительным элементом поверхности втулки и расточки выполнены коническими с углом конуса втулки 25 - 35o, который на 15 - 20o превышает угол конуса расточки, а втулка изготовлена из антифрикционного материала с модулем упругости, превышающим модуль упругости из антифрикционного материала с модулем упругости, превышающим модуль упругости материала уплотнительного элемента, и установлена на цапфе с предварительным радиальным зазором не менее 0,1 мм, при этом основные параметры угла герметизации связаны аналитическим выражением. 2 ил.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к шарошечным породоразрушающим инструментам для буровой скважины.

Известно буровое шарошечное долото с опорами типа АУ, уплотнения которых выполнены в виде резиновых колец, установленных в полости, образованной торцами большого подшипника скольжения и лапы и цилиндрическими поверхностями цапфы и шарошки [1] Недостатком этого долота является низкая надежность уплотнения при повышенных частотах вращения и в условиях образования люфтов в результате износа подшипников опоры. При повышенных частотах вращения долота в контакте трения металл резина возникает высокая температура, вызывающая деструкцию резины и ее интенсивное изнашивание, которое приводит в конечном счете к разгерметизации опоры и ее отказу. Степенная зависимость скорости изнашивания рабочих поверхностей подшипников от удельной мощности трения обуславливает при повышенных частотах вращения ускоренный рост люфтов и локальный износ уплотнений, который ускоряет их отказ. Эти явления обусловили требования, согласно которым долота с опорами типа АУ можно экструдировать только при низких частотах вращения (см. РД-39-0148052-535-86, -М. ВНИИБТ, 1987).

Известно шарошечное долото, содержащее лапу с цапфой, шарошку, установленную на цапфе с помощью подшипников качения и скольжения, и узел герметизации, состоящий из установленной с натягом на царфе втулки между торцами подшипника скольжения и лапы с возможностью вращения относительно цапфы, и уплотнительного элемента, установленного в расточке шарошки между наружной поверхностью втулки и поверхностью расточки с возможностью взаимодействия с поверхностью лапы у основания цапфы [2] Такая установка уплотнительного элемента исключает его радиальное изнашивание. Оно изнашивается только по торцу.

Недостатком этого долота является то, что втулка установлена на цапфе с натягом и одновременно взаимодействует с торцовыми поверхностями радиального подшипника и лапы. Это приводит к значительному моменту трения о цапфу и торец лапы, к износу их поверхностей и нарушению герметичности. Кроме того, при изнашивании радиальных подшипников возникает и увеличивается эксцентриситет шарошки относительно оси цапфы и, соответственно, сила трения втулки относительно нижней стороны цапфы, что приводит к ее одностороннему износу и разгерметизации. Одновременно возрастает осевая сила и увеличивается трение и износ торцов втулки и лапы. При износе упорных и радиальных подшипников шарошка надвигается на цапфы и замещемляет не только втулку, но и уплотнительный элемент. Все это в совокупности приводит к низкой надежности долота.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности долота в условиях динамической работы его шарошек и образования шофтов в подшипниках его опор.

Указанная цель достигается тем, что в шарошечном долоте, содержащем лапу с цапфой, на которой с помощью подшипников, включающих радиальный и замковый подшипники, установлена шарошка с узлом герметизации в виде втулки, взаимодействующей с торцом радиального подшипника, и уплотнительного элемента, взаимодействующего с наружной поверхностью втулки и поверхностями расточки в шарошке и торца лапы, взаимодействующие с уплотнительным элементом поверхности втулки и расточки выполнены коническими с углом конуса втулки 25 35o, который на 15 20o превышает угол конуса расточки, а втулка изготовлена из антифрикционного материала с модулем упругости Fa, превышающим модуль упругости E материала уплотнительного элемента в 150 350 раз, и установлена на цапфе с предварительным радиальным зазором h не менее 0,10 мм, при этом основные параметры узла герметизации связаны выражением где r радиус цапфы; d диаметр уплотнительного элемента; и F угол конуса и площадь сечения втулки.

Обоснование углов конусов втулки, расточки, соотношение модулей упругости и зазора будет приведено ниже при описании работы устройства.

Такое выполнение долота позволит решить задачу надежной герметизации опор при повышенных частотах вращения в условиях образования значительных осевых и радиальных люфтов и создает новый эффект, который заключается в следующем. При сборке уплотнения часть радиальной нагрузки, создаваемой сжатием уплотнительного элемента, воспринимает на себя втулка за счет упругого ее деформирования в пределах радиального зазора, в результате чего существенно уменьшается трение в контакте втулка цапфа. При этом износ втулки компенсируется деформированием уплотнительного элемента в радиальном направлении. Кроме того, известно, что коэффициент трения пары антифрикционный материал на основе фторопласта сталь примерно в три раза ниже, чем коэффициент трения пары резина сталь. Все это существенно снижает нагрев и износ пары трения. Контактирование уплотнительного элемента с торцом лапы обеспечивает защиту пары трения втулка цапфа от попадания абразивной промывочной жидкости, что обуславливает незначительный износ пары трения. Предлагаемый углы конусов втулки и расточки в шарошке обеспечивают устойчивое вращение уплотнительного элемента и втулки вместе с шарошкой, необходимое прижатие уплотнительного элемента к торцу лапы и компенсацию его износа в пределах допустимого осевого износа опоры долота. При этом исключается возможность защемления уплотнения при осевом износе опоры и колебаниях шарошки относительно цапфы.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое долото отличается тем, что контактирующие с уплотнительным элементом поверхности втулки и расточки в шарошке выполнены коническими с обоснованными углами конусов, втулка выполнена из антифрикционного материала, модуль упругости которого превышает модуль упругости уплотнительного элемента в 150 350 раз и, наконец, тем, что втулка установлена на цапфе с предварительным зазором, который замыкается силовым воздействием уплотнительного элемента.

Таким образом, заявляемое уплотнение соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники (см. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник/ под общ. ред. А.И.Голубева и Л.А.Кондакова. М. Машиностроение, 1986, с. 171 175) показало, что углы герметизации, состоящие из силовых резиновых уплотнительных элементов и антифрикционных втулок успешно работают только при поступательном движении. Наши опыты с такими уплотнениями показали, что при вращательном движении наблюдается скольжение резинового элемента относительно втулки и катастрофическое изнашивание этой пары. Кроме того, в известных уплотнениях не предусмотрена защита пары трения металл втулка от контакта с абразивной средой. Решения, направленные на устранение этих явлений, и отличают предлагаемое решение от известных. Наиболее существенными отличительными признаками предлагаемого изобретения являются обоснованные величины конусности втулки и расточки в шарошке, а также установка втулки с предварительным зазором, обеспечивающие надежное вращение узла герметизации вместе с шарошкой и компенсацию износа трущихся поверхностей в условиях образования осевых и радиальных люфтов в опоре долота.

Такое выполнение узла герметизации долота и рациональный выбор его параметров обеспечивает высокую надежность опор в условиях повышенных частот вращения, что не обеспечивается существующими уплотнениями на основе пар трения сталь резина и сталь антифрикционный неметаллический материал. Все это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого долота критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображена в разрезе часть шарошечного долота, где размещен узел герметизации его опоры и схема действия сил, создаваемых деформированным уплотнительным элементом, а на фиг. 2 показано положение втулки узла герметизации при снятом уплотнительном элементе.

Долото содержит лапу 1 с цапфой 2, шарошку 3, установленную на цапфе на подшипниках, включающих радиальный подшипник скольжения 4 и замковый подшипник 5. Узел герметизации состоит из втулки 6 и уплотнительного элемента 7 в виде резинового кольца круглого сечения. При сборке опоры в ней возникают за счет деформирования уплотнительного элемента 7 и втулки 6 следующие нагрузки: qш интенсивность силы, действующей на поверхность расточки в шарошке; qл интенсивность силы, действующей на торец лапы; qп - интенсивность силы, действующей на торце подшипника; qц интенсивность силы, действующей на поверхность цапфы. Интенсивность силы q внутренняя в узле герметизации. Она разложена на радиальную qр и тангенциальную, составляющую qт. На торце втулки 6 выполнены канавки А для гидравлического сообщения полости Б с внутренней полостью шарошки, где размещены подшипники. Подшипник скольжения 4 установлен на цапфе 2 с гарантированным зазором d. Для уменьшения момента трения на контакте цапфа 2 втулка 6 последняя выполнена из антифрикционного материала, например из фторопласта с наполнителем, и установлена с предварительным зазором Dh (см. фиг. 2), который замыкается интенсивностью силы qц, равной разности qр qу, где qу интенсивность силы, обусловленная упругостью втулки при ее сжатии на величину зазора h.

Долото работает следующим образом.

При бурении за счет взаимодействия с забоем скважины шарошка 3 вращается относительно цапфы 2. Вместе с шарошкой за счет сил трения вращается уплотнительный элемент 7 и втулка 6, т.е. весь узел герметизации. За счет сжатия уплотнительного элемента 7 на величину d герметизируются контакты этого элемента с шарошкой 3 и с втулкой 6, а также втулки 6 с цапфой 2. За счет разности углов и b уплотнительный элемент 7 прижимается к торцу лапы 1 и образует торцовое уплотнение, защищающее контакты втулки 6 с цапфой 2 и уплотнительным элементом 7 от абразивной промывочной жидкости. Вращение узла герметизации вместе с шарошкой обеспечивает равномерность изнашивания его элементов. В опорах типа АУ наиболее опасным является осевой износ опоры и появление осевых люфтов. При этом шарошка надвигается на цапфу, однако защемления уплотнительного элемента не произойдет, т.к. он будет смещаться в полость Б. Свободное смещение элемента обеспечивается гидравлическим сообщением канавками А полости Б с полостью опоры. К тому же, торцовый износ пары уплотнительный элемент торец лапы совпадают по направлению с осевым смещением, что в совокупности приводит лишь к незначительному увеличению момента трения по мере осевого износа опоры. При радиальном износе подшипников будет увеличиваться эксцентриситет оси вращения шарошки относительно цапфы. Этот эксцентриситет компенсируется натягом уплотнительного элемента Dd, как и в серийных опорах долот. Но в отличие от серийных долот момент трения при увеличении эксцентриситета возрастает незначительно, т.к. коэффициент трения сталь антифрикционный материал в 3 5 раз меньше, чем коэффициент трения сталь резина. Для исключения защемления уплотнения при осевом износе опоры длина втулки 6 выполняется не более ширины уплотнительного элемента (диаметра d кольца).

Для упрощения составления уравнений силы, действующие на элементы узла герметизации, шарошку, лапу и цапфу заменены их интенсивностями, т.е.

где q интенсивность силы; P суммарная сила, приложенная к соответствующему элементу; Rср средний радиус узла герметизации
где R и r радиусы расточки в шарошке и цапфы соответственно (см. фиг. 2).

Зазор h должен с приемлемой надежностью обеспечить уменьшение трения втулки по цапфе. Его номинальная величина зависит от точности изготовления деталей. Принимаем ее равной точности изготовления подшипников скольжения. Гарантированный радиальный зазор для долот, выпускаемых АООТ "Волгабурмаш", имеет среднее квадратическое отклонение s 0,016 мм. Радиальный зазор Dh должен быть на порядок больше, чем среднее квадратическое отклонение, т.е.


Интервал возможных значений h составит

Принимаем h 0,10 0,20 мм, а его минимальное значение не менее 0,10 мм.

Задача 1. Обоснование угла конуса втулки.

Из фиг. 1 нетрудно видеть, что вращение узла герметизации вместе с шарошкой будет обеспечено, если обеспечить вращение втулки 6 относительно оси цапфы. Наихудшие условия для такого вращения при qл 0. Тогда условие вращения примет вид
M(q) + M(qп) nM(qц),
где M(q), M(qп) и М(qц) моменты трения, создаваемые интенсивностями сил q, qп и qц соответственно;
n коэффициент запаса сцепления.

Принимаем n 3.

Различием радиуса действия сил и коэффициентов трения на поверхностях пренебрегаем, а интенсивность принимаем равной
qц qр qу,
где qу интенсивность силы, возникающей при упругом деформировании втулки на величину Dh. Принимаем
qу 0,5qр
тогда

Обозначим коэффициенты 0,5 и 0,66 буквой k. Тогда уравнение (1) примет окончательный вид с учетом, что qп = qsin,
1 + sin = kncos
решение уравнения (2) следующее

В соответствии с условием (2)
= 23,
а в соответствии с условием (3)
= 37.
Принимаем значения в диапазоне 25 35o.

Задача 2. Обоснование разности углов конусов втулки и расточки в шарошке.

Для обоснования устойчивого прижатия уплотнительного элемента к торцу лапы в соответствии со схемой действия сил на фиг. 2 необходимо, чтобы

где Pf меньшая сила трения уплотнительного элемента по шарошке или по втулке;
n1 запас для обеспечения скольжения (n 1,25 1,50).

Решение уравнения (5) имеет вид
- = 2arctg(n1f).
Принимаем f 0,1, тогда
- = 14 ... 17.
Принимаем разность
- = 15 ... 20.
Задача 3. Обеспечение деформирования втулки на величину h и прижатия ее к цапфе, а также уточнение величины h.

Для прижатия втулки к цапфе и компенсации радиального износа этой пары трения принимаем

Тогда необходимый модуль упругости материала втулки Е определим по формуле (см. Расчет на прочность деталей машин. Справочник/ И.А.Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б.Иосилевич. М. Машиностроение, 1979, с. 391 397)

где F площадь сечения втулки (см. фиг. 2);

Для долот диаметром 215,9 мм: r 28 мм; F 5 мм2 (из условия конструирования).

Сила интенсивности q создается резиновым уплотнительным элементом (кольцом) и может быть определена в соответствии с известными экспериментальными данными (см. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник/ Под общ. ред. А.И.Голубева и Л.А.Кондакова. М. Машиностроение, 1986, с. 112 115; Расчеты и конструирование резиновых изделий. В.А.Лепетов, Л.Н.Юрцев. Л. Химия, 1977, с. 236 237) по формуле

где в долотах принято 0,15;
E модуль упругости резины;
d диаметр сечения уплотнительного элемента.

После сборки долота величина q составит
q 0,091dE,
а формула (6) после преобразований примет вид

При средних значениях r 28 мм, d 5,33 мм, F 5 мм2 и наименьших и наибольших значениях h 0,1 0,2 мм и 25 35o
Eа (150 350)E.

В уплотнениях используются резины с модулем E 5 8 МПа, тогда
Eа 750 2800 МПа.

Эти значения Eа близки к модулям упругости композиционных материалов на основе фторопласта (см. кн. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник/ Под общ. ред. А.И.Голубева и Л.А.Кондакова. М. Машиностроение, 1986, с. 92).

После выбора материалов, a и сечения втулки следует рассчитать окончательную величину Dh

Предложенное выполнение узла герметизации шарошечного долота обеспечивает более надежную работу его опор при использовании недорогих материалов и простой технологии изготовления, что в конечном итоге не только увеличит долговечность долот, но и снизит стоимость бурения скважин.

Источники информации
1. Шарошечные долота и бурильные головки. Каталог. Изд. 5-е. П.И.Сопин, Р. М.Богомолов, Г.И.Матвеев, Ю.Г.Михайлин. М. ЦИНТИ химнефтемаш, 1985, с. 57 58.

2. А.с. СССР N 1298333, кл. E 21 B 10/22. Шарошечное долото. В.Н.Виноградов и др. Открытия. Изобретения, 1987, Бюл. N 11.


Формула изобретения

Шарошечное долото, содержащее лапу с цапфой, на которой с помощью подшипников, включающих радиальный и замковый подшипники, установлена шарошка с узлом герметизации в виде втулки, взаимодействующей с торцом радиального подшипника, и уплотнительного элемента, взаимодействующего с наружной поверхностью втулки и поверхностями расточки в шарошке и торца лапы, отличающееся тем, что взаимодействующие с уплотнительным элементом поверхности втулки и расточки выполнены коническими с углом конуса втулки 25 35o, который на 15 20o превышает угол конуса расточки, а втулка выполнена из антифрикционного материала с модулем упругости Еа, превышающим модуль упругости Е материала уплотнительного элемента в 150 350 раз, и установлена на цапфе с предварительным радиальным зазором h не менее 0,10 мм, при этом основные параметры узла герметизации связаны выражением

где r радиус цапфы, мм;
d диаметр уплотнительного элемента, мм;
- угол конуса, град;
F площадь сечения втулки, мм2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к буровой технике, конкретно к шарошечному буровому долоту, и позволяет повысить надежную работоспособность опор вращения шарошки при пребывании долота в среде абразивной жидкости, а также улучшить и упростить конструкцию узла шарошки и лапы долота, обеспечить экономическую целесообразность применения предлагаемого долота по сравнению с существующими

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту для бурения скважин, а именно, к опорам шарошечных долот, содержащим между цапфой и шарошечной радиальные и между торцом цапфы и шарошкой упорные подшипники

Изобретение относится к области бурения скважин, в частности, к породоразрушающему инструменту для бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к буровым шарошечным долотам для бурения с продувкой забоя воздухом

Изобретение относится к горному делу, а именно к породоразрушающему инструменту для бурения скважин

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам шарошечных долот

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при турбинном и ротором бурении скважин различного назначения в разных горно-геологических условиях

Изобретение относится к породоразрушающему буровому инструменту, а именно к шарошечным долотам для бурения скважин различного назначения, например нефтепромысловых или геологоразведочных

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно, к опорам шарошечных долот

Изобретение относится к конструкциям шарошечных буровых долот, применяемых для проходки глубоких скважин на нефть и газ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству буровых долот для бурения скважин в нефте- и газопромыслах

Изобретение относится к буровой технике

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям опор породоразрушающего инструмента - шарошечного долота, предназначенного для бурения скважин в нефтяной, газовой и горнорудной промышленности

Изобретение относится к буровому инструменту, в частности к буровым долотам, предназначенным для бурения глубоких скважин на нефть и газ

Изобретение относится к инструменту для бурения скважин различного назначения, а именно к шарошечным долотам
Наверх