Дальномерный способ определения местоположения радиостанции по разности прихода радиосигнала во времени в пункты приема

 

Изобретение относится к области техники пеленгования и может быть использовано в службе спасения кораблей, судов, самолетов и других летательных аппаратов, терпящих бедствие. Цель изобретения - повышение точности определения местоположения работающей радиостанции. Поставленная цель достигается тем, что по крайней мере в трех пунктах приема, расположенных на одной прямой, измеряются моменты времени прихода радиосигнала работающей радиостанции ta, tb и tc. Затем определяется время запаздывания прихода радиосигнала в два других пункта приема относительно третьего. По времени запаздывания прихода радиосигнала в пункты приема рассчитываются расстояния, пройденные радиосигналом, по формуле li= cti, где c - скорость света, ti - время запаздывания прихода радиосигнала в пункт приема. После этого рассчитываются расстояния от пунктов приема до точки местоположения радиостанции по формулам, приведенным в тексте описания изобретения. 3 с. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области техники пеленгования и может быть использовано в службе спасения кораблей, судов, самолетов и других летательных аппаратов, терпящих бедствие.

Известен способ определения местоположения пеленгуемой радиостанции по пеленгованию ее сигналов по крайней мере из двух точек, удаленных друг от друга на определенное расстояние в зависимости от дальности пеленгования и местоположения радиостанции, определяется пересечением ("засечкой") линий пеленгов.

Точность определения местоположения радиостанции определяется объективными условиями уровнем развития техники пеленгования, условиями распространения радиоволн, выбранной позицией для пеленгования и субъективными условиями профессионализмом операторов-радиопеленгаторов.

Цель изобретения повышение точности определения местоположения работающей радиостанции.

Указанная цель достигается тем, что в дальномерном способе определения местоположения радиостанции по разности прихода радиосигнала во времени по крайней мере в трех пунктах приема, удаленных друг от друга на определенное расстояние в зависимости от дальности определения местоположения радиостанции, причем пункты приема должны находиться на одной прямой, производится прием радиосигнала работающей радиостанции, с высокой, наперед заданной точностью определяются моменты времени прихода радиосигнала в пункты приема t1, t2 и t3, а разность ti= ti-tk является временем запаздывания прихода радиосигнала в пункты приема, по времени запаздывания прихода радиосигнала ti определяют расстояние li, которое проходит радиосигнал, по формуле li= cti (1) где c скорость света, после этого определяют расстояния от местоположения радиостанции до пунктов приема по формулам для случая la<l<l: где d1 расстояние между пунктами приема A и B, d2 расстояние между пунктами приема B и C,
lb расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb= tb-ta,
lc расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc= tc-ta,

для случая la>lb<l:

где d1 расстояние между пунктами приема A и B,
d2 расстояние между пунктами приема B и C,
la расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta= ta-tb,
lc расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc= tc-tb,

для случая la>lb>lc:

где d1 расстояние между пунктами приема A и B,
d2 расстояние между пунктами приема B и C,
la расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta= ta-tc,
lb расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb= tb-tc,

далее по вычисленным расстояниям la, lb и lc соответственно из пунктов приема A, B и C в масштабе используемой географической карты производится засечка, которая и будет точкой местоположения работающей радиостанции.

В предлагаемом дальномерном способе с высокой наперед заданной точностью определяются моменты времени прихода радиосигнала работающей радиостанции в пункты приема, вычисляют время запаздывания прихода радиосигнала в два других пункта приема относительно третьего, вычисляют расстояния, пройденные радиосигналом за время запаздывания, и по формулам (2)-(10) вычисляют расстояния от точки местоположения радиостанции до пунктов приема, а по вычисленным расстояниям делается засечка, которая и является местоположением работающей радиостанции.

Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого способа критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемый способ от известного ранее, не заявлены в других способах определения местоположения радиостанций при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому способу соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг.1 представлен чертеж определения местоположения радиостанции для случая la<l<l.

На фиг.2 представлен чертеж определения местоположения радиостанции для случая la>lb<l.

На фиг.3 представлен чертеж определения местоположения радиостанции для случая la>lb>lc.

На фиг.4 представлена структурная схема устройства пункта приема.

Известны расстояние d1 между пунктами приема A и B, расстояние d2 между пунктами приема B и C (фиг.1). С высокой наперед заданной точностью определяются моменты времени прихода радиосигнала работающей радиостанции в пункты приема ta, tb и tc. Рассчитывается время запаздывания прихода радиосигнала в пункт приема B по отношению к пункту приема A и в пункт приема C по отношению к пункту приема A по формулам

Рассчитываются расстояния, пройденные радиосигналом за время запаздывания tb и tc по формулам

где c скорость света.

Угол 1 угол между прямой, соединяющей пункты приема A и B, и направлением из пункта приема B в точку местоположения радиостанции, угол 2/ угол между прямой, соединяющей пункты приема B и C, и направлением из пункта приема B в точку местоположения радиостанции, причем 1+2= 180, отсюда cos1= -cos2
По теореме косинусов

(15)
Решая систему уравнений (15) относительно la, получим

где d1 расстояние между пунктами приема A и B,
d2 расстояние между пунктами приема B и C,
la расстояние между пунктом приема A и точкой местоположения радиостанции,
lb расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb,
lc расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc.

Расстояния между пунктами приема B и C и точкой местоположения радиостанции рассчитываются по формулам

Известны расстояния между пунктами приема A и B d1, между пунктами приема B и C d2 (фиг.2). Определяются моменты времени прихода радиосигнала работающей радиостанции в пункты приема ta, tb и tc. Рассчитывается время запаздывания прихода радиосигнала в пункты приема A и C по отношению к пункту приема B по формулам

Рассчитываются расстояния, пройденные радиосигналом за время запаздывания ta и tc по формулам

По теореме косинусов

Решая систему уравнений (23) относительно lb, получим

где d1 расстояние между пунктами приема A и B,
d2 расстояние между пунктами приема B и C,
lb расстояние между пунктом приема B и точкой местоположения радиостанции,
la/ расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta,
lc расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc.

Расстояние между пунктами приема A и C и точкой местоположения радиостанции рассчитывается по формулам

Известны расстояния между пунктами приема A и B d1, между пунктами приема B и C d2 (фиг.3). Определяются моменты времени прихода радиосигнала работающей радиостанции в пункты приема ta, tb и tc. Рассчитывается время запаздывания прихода радиосигнала в пункты приема A и B по отношению к пункту приема C по формулам

Рассчитываются расстояния, пройденные радиосигналом за время запаздывания ta и tb по формулам

где c скорость света.

По теореме косинусов

Решая систему уравнений (31) относительно lc, получим

где d1 расстояние между пунктами приема A и B,
d2 расстояние между пунктами приема B и C,
lc расстояние между пунктом приема С и точкой местоположения радиостанции,
la расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta,
lc расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb.

Расстояния между пунктами приема A и B и точкой местоположения радиостанции рассчитываются по формулам

По вычисленным расстояниям la, lb и lc соответственно из пунктов приема A, B и C в масштабе используемой географической карты производится засечка, которая является точкой местоположения работающей радиостанции.

Структурная схема пункта приема, реализующая предлагаемый способ, (фиг. 4) содержит радиоприемное устройство 1, демодулятор 2, устройство отсчета и регистрации моментов времени 3, формирователь образцовой шкалы времени с опорным генератором 4, устройство передачи данных по каналам связи в пункт сбора информации 5.

Работа структурной схемы пункта приема (фиг.4). Принятый антенной и усиленный радиоприемным устройством 1 радиосигнал поступает на вход демодулятора 2, с выхода демодулятора телеграфный сигнал, несущий информацию, состоит из последовательности телеграфных посылок. Телеграфный сигнал поступает на первый вход устройства отсчета и регистрации моментов времени 3, а на второй вход поступают импульсы с выхода формирователя образцовой шкалы времени 4. Отсчет и регистрация моментов времени в устройстве 3 происходит по фронтам посылок телеграфного сигнала. С выхода устройства 3 информация об отсчете моментов времени поступает на вход устройства передачи данных 5 и далее по каналам связи на пункт сбора информации.

Таким образом, со всех пунктов приема данные поступают на пункт сбора информации, где они по определенной программе обрабатываются и анализируются. В результате обработки определяются величины ti и li. По рассчитанным величинам li по одному из трех случаев (указанных на фиг.1-3) рассчитывают li и по рассчитанным дальностям li на географической карте определяется местоположение радиостанции.

Использование предлагаемого дальномерного способа определения местоположения радиостанции обеспечивает следующие преимущества по сравнению с известным способом.

Необходимая точность определения местоположения работающей радиостанции дальномерным способом обеспечивается заданной точностью определения моментов времени прихода радиосигнала в пункты приема и заданной точностью последующих вычислений. Так, при частоте опорного генератора формирователя образцовой шкалы времени Fo=10 мГц моменты времени прихода радиосигнала в пункты приема определяются с точностью 110-7 сек и с такой же точностью рассчитано время запаздывания прихода радиосигнала в пункты приема, при этом точность определения расстояний составит величину 30 м, а точность расчета расстояний la, lb и lc будет определяться в дальнейшем точностью вычислений по приведенным выше формулам.

Процесс отсчета моментов времени может быть только автоматизированным, поэтому исключается субъективный фактор ошибки отсчета пеленга - оператора-радиопеленгатора.

Предлагаемый способ не требует использования громоздких пеленгаторных антенн, что приводит к экономии материальных ресурсов.

Используемая литература.

Патент Франции N 2504275, кл. G 01, 1982 г. (прототип).


Формула изобретения

1. Дальномерный способ определения местоположения радиостанции по разности прихода радиосигнала во времени в пункты приема, заключающийся в том, что в трех пунктах приема, удаленных друг от друга на определенное расстояние, причем пункты приема должны находиться на одной прямой, производят прием сигнала работающей радиостанции, определяют время запаздывания t прихода радиосигнала в пункты приема относительно друг друга, определяют расстояние, которое проходит радиосигнал l = ct, где с скорость света, рассчитывают расстояние от пунктов приема до работающей радиостанции, затем по вычисленным расстояниям из пунктов приема производят засечку в масштабе используемой географической карты, которая и будет точкой местоположения работающей радиостанции, отличающийся тем, что расстояния рассчитывают по формуле

где d1 расстояние между пунктами приема А и В;
d2 расстояние между пунктами приема В и С;
lb - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb = tb-ta;
lc - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc = tc-ta, lb = la+lb, lc = la+lc,
причем la < lb < lc.

2. Дальномерный способ определения местоположения радиостанции по разности прихода радиосигнала во времени в пункты приема, заключающийся в том, что в трех пунктах приема, удаленных друг от друга на определенное расстояние, причем пункты приема должны находиться на одной прямой, производят прием сигнала работающей радиостанции, определяют время запаздывания t прихода радиосигнала в пункты приема относительно друг друга, определяют расстояние, которое проходит радиосигнал l = ct, где с скорость света, рассчитывают расстояния от пунктов приема до работающей радиостанции, затем по вычисленным расстояниям из пунктов приема производят засечку в масштабе используемой географической карты, которая и будет точкой местоположения работающей радиостанции, отличающийся тем, что расстояния вычисляют по формуле

где d1 расстояние между пунктами приема А и В;
d2 расстояние между пунктами приема В и С;
la - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta = ta-tb;
lc - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tc = tc-tb, la = lb+la, lc = lb+lc,
причем la > lb < lc.

3. Дальномерный способ определения местоположения радиостанции по разности прихода радиосигнала во времени в пункты приема, заключающийся в том, что в трех пунктах приема, удаленных друг от друга на определенное расстояние, причем пункты приема должны находиться на одной прямой, производят прием сигнала работающей радиостанции, определяют время запаздывания t прихода радиосигнала в пункты приема относительно друг друга, определяют расстояние, которое проходит радиосигнал l = ct, где с скорость света, рассчитывают расстояния от пунктов приема до работающей радиостанции, затем по вычисленным расстояниям из пунктов приема производят засечку в масштабе используемой географической карты, которая и будет точкой местоположения работающей радиостанции, отличающийся тем, что расстояния вычисляют по формуле

где d1 расстояние между пунктами приема А и В;
d2 расстояние между пунктами приема В и С;
la - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания ta = ta-tc;
lb - расстояние, пройденное радиосигналом за время запаздывания tb = tb-tc, la = lc+la, lb = lc+lb,
причем la > lb > lc.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для определения координат объектов, содержащих в своем составе определенный химический элемент

Изобретение относится к навигационным приборам

Изобретение относится к автоматике, вычислительной технике и может быть использовано для определения положения подвижных объектов, например летательных аппаратов, судов, автомобилей, а также монтажа с помощью манипуляторов

Изобретение относится к радионавигации

Изобретение относится к навигации и может быть использовано для определения местоположения транспортного средства

Изобретение относится к космической радионавигации, геодезии и может быть использовано для определения курсового угла и координат местоположения объектов

Изобретение относится к радионавигации и предназначено главным образом для использования в среднеорбитальных спутниковых радионавигационных системах (ССРНС) типа ГЛОНАСС и HABCTAP-GPS

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в системах предупреждения столкновений

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в частности для наблюдения за грозовой деятельностью

Изобретение относится к способу и системе дистанционного контроля и управления подвижным необитаемым частично автономным подводным аппаратом

Изобретение относится к спутниковой навигации и может использоваться для определения углового положения объектов в пространстве или на плоскости

Изобретение относится к области радиотехники и предназначено для использования в бортовых навигационных системах транспортных средств, таких как экранопланы, суда на воздушной подушке, легкомоторные самолеты, а также в системах автоматического управления автомобилей

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано для решения различных навигационных задач методами относительных определений на динамических объектах (например, летательных аппаратах)

Изобретение относится к измерительным системам и может быть использовано для определения направления подвижного объекта на источник радиосигнала
Наверх