Ведущее колесо мотоблока

 

Использование: Изобретение относится к транспортным средствам, в частности, к средствам увеличения тяги легких колесных машин на грунте, и может быть использовано в качестве сменного навесного оборудования мотоблока при обработке почвы. Сущность изобретения: Опорные элементы на колесе вогнуты со стороны их рабочей поверхности и образуют пирамиду, вершина которой направлена в сторону периферии колеса. Колесо содержит диск 1, опорные элементы 2 в виде пластин, вогнутых в сторону их рабочей поверхности "A", ребро жесткости 3, которое с вогнутой поверхностью опорного элемента 2 образуют пирамиду 4 с вершиной 5. Вершина 5 направлена от периферии диска 1 колеса. Нерабочая поверхность опорных элементов 2 расположена под острым углом к радиальной поверхности диска 1 колеса. Самоочищение опорных элементов 2 обеспечивает увеличение тяговых характеристик мотоблока без увеличения его веса. Заявляемое изобретение обеспечивает повышение тяговосцепных качеств колеса с почвой. 3 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности, к средствам увеличения тяги легких колесных машин на грунте, и может быть использовано в качестве сменного навесного оборудования мотоблока при обработке почвы.

Известен мотоблок СОТ (садово-огородный трактор) с металлическими колесами, по периферии диска которых размещен и жестко с ним связаны опорные элементы в виде клина (см. В.В.Бурков и др. Минитракторы. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987, с. 15, рис. 1.10).

Недостатком известного транспортного средства является то, что опорные элементы, выполненные в виде клина, не обеспечивают достаточную поверхность упора для получения максимальной тяги, а также при углублении в почву производят ее скалывание. Известные колеса не обладают свойствами самоочищения.

Известно ведущее колесо мотоблока, содержащее диск, по периферии которого равномерно распределены и жестко с ним связаны опорные элементы в виде штырей и U-образных элементов (SU, авторское свидетельство N 1 592 166, МКИ B 60 B 19/00, A 01 B 39/06, 03.12.87).

Недостаток известного колеса заключается в том, что опорные элементы в виде штырей и U-образных элементов не обеспечивают достаточную поверхность упора для получения максимальной тяги, в связи с ограничением поверхности упора диаметром штырей и U-образных элементов.

Наиболее близким по технической сущности является колесо транспортного средства, содержащее диск, на периферии которого равномерно расположены и жестко с ним связаны опорные элементы, снабженные ребром жесткости (DE, патент N 352 264, кл. B 60 B 15/06, 1922).

Однако в известном изобретении грунтозацепы выполнены в виде согнутого листа (линия сгиба наклонена под углом к радиальной плоскости колеса), усиленного ребром жесткости. Радиальное усилие на колесо воспринимается цилиндрической поверхностью обода колеса. Это способствует образованию налипания почвы на колесо. При работе колеса отсутствует самоочищение от почвы.

технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в обеспечении самоочищения колеса от почвы.

Указанный технический результат достигается тем, что в ведущем колесе мотоблока, содержащем диск, по периферии которого равномерно распределены и жестко с ним связаны опорные элементы, снабженные ребром жесткости, опорные элементы вогнуты со стороны их рабочей поверхности и образуют пирамиду, вершина которой направлена в сторону периферии колеса.

расположение нерабочей поверхности опорных элементов под острым углом к радиальной поверхности диска колеса позволяет облегчить процесс углубления опорных элементов за счет совпадения направления движения опорных элементов с их поверхностями.

Выполнение опорных элементов вогнутыми в сторону их рабочей поверхности увеличивает опорную способность почвы в направлении восприятия тягового усилия.

опорные элементы, которые в сопряжении с вогнутой поверхностью пластин образует пирамиду, вершина которой направлена от периферии диска колеса, обеспечивает уплотнение (подпрессовку почвы) со стороны рабочей поверхности опорных элементов. Причем величина подпрессовки больше в средней части и уменьшается к краям опорных элементов, что, с одной стороны, уменьшает сопротивление углублению опорных элементов, а с другой стороны - препятствует образованию сколов почвы по краям опорных элементов.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображено колесо мотоблока, общий вид.

На фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

На фиг. 3 - вид Б на фиг. 1.

Колесо содержит диск 1, опорные элементы 2 в виде пластин, вогнутых в сторону их рабочей поверхности "А", ребро жесткости 3, которое с вогнутой поверхностью опорного элемента 2 образуют пирамиду 4 с вершиной 5. Вершина 5 направлена от периферии диска 1 колеса. Нерабочая поверхность "Б" опорных элементов 2 расположена под острым углом к радиальной поверхности диска 1 колеса.

Колесо работает следующим образом.

При движении колеса по почве опорные элементы 2, жестко связанные с диском 1 и равномерно распределенные по его периферии, поочередно углубляются в почву. Процесс углубления в почву опорных элементов 2 облегчается за счет расположения нерабочей поверхности "Б" опорных элементов 2 под острым углом к радиальной плоскости диска 1 колеса, так как поверхность вогнутых пластин совпадает с направлением движения опорных элементов 2. Вогнутость опорных элементов 2 в сторону их рабочей поверхности "А" увеличивает опорную способность почвы в направлении восприятия тягового усилия. При углублении опорных элементов 2 в почву происходит уплотнение (подпрессовка) почвы за счет пирамиды 4. Величина подпрессовки больше в средней части опорных элементов 2 и уменьшается к их краям. Уменьшается сопротивление заглублению опорных элементов 2 в почву и не происходит скалывание почвы по краям опорных элементов 2, что обеспечивает увеличение опорной способности почвы. Кроме того, опорный элемент 2, который уже углубился, при вращении колеса начинает выходить из почвы под углом к его поверхности, что приводит к образованию подрыва почвы. Усиление от подрыва воздействует на очередной опорный элемент 2, который начинает углубляться. Углубление очередного опорного элемента 2 облегчается.

При необходимости исключения подрыва почвы, колесо переустанавливается на обратное направление вращения, при этом тяговые характеристики колеса снижаются.

Налипая на опорные элементы 2, почва при повторном углублении опорных элементов 2 скалывается за счет противодействия сил тяги колеса и реакции почвы под колесами, что позволяет колесу самоочищаться. Самоочищение опорных элементов 2 обеспечивает увеличение тяговых характеристик мотоблока без увеличения его веса.

Заявляемое изобретение обеспечивает повышение тяговосцепных качеств колеса с почвой.

Формула изобретения

Ведущее колесо мотоблока, содержащее диск, по периферии которого равномерно распределены и жестко с ним связаны опорные элементы, снабженные ребром жесткости, отличающееся тем, что опорные элементы вогнуты со стороны их рабочей поверхности и образуют пирамиду, вершина которой направлена в сторону периферии колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Наверх