Двигатель с внешним подводом теплоты "роторный стирлинг"
Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность двигателей Стирлинга. Двигатель состоит из кольцевого статора прямоугольного сечения, внутри которого на неподвижной оси вращается ротор с лопатками, скользящими по внутренней образующей статора. Лопатки сжимают рабочее тело (газ) в камере сжатия у ВМТ и по каналам в статоре направляют его в нагреватель, где он подогревается до 600К. Подогретый газ направляют по каналам в статоре, расположенным в 45o после ВМТ, во впереди идущую рабочую камеру с давлением камеры сжатия. Здесь рабочее тело расширяется сначала по изобаре, а после отключения от нагревателя - по адиабате; теплота расширяющегося газа превращается в механическую работу вращающегося ротора, а рабочее тело заканчивает свой путь в холодильнике-расширителе и возвращается в первоначальное состояние. Двигатель работает по двухтактному замкнутому циклу. Существенная черта двигателя - работает разность площадей лопаток каждой камеры. При пяти лопатках обеспечивается запирание камеры сжатия и повышение давления в ней в течение 72o - 45o = 27o поворота ротора. Источник энергии - сконцентрированные лучи солнца на нагревателе, поэтому двигатель пригоден для работы в космосе. При работе в наземных устройствах используется природный газ. 3 ил.
Изобретение относится к двигателестроению.
Двигатель "Роторный Стирлинг" (ДРС) относится к газовым двигателям, работающим за счет расширения рабочего тела (газа), нагреваемого во внешнем нагревателе, работает по замкнутому циклу. Предлагаемый ДРС (см. фиг. 1 и 2) компактный, может устанавливаться на автомобилях, мотоциклах, тракторах, а также применяться стационарно (например, в паре с электрогенератором, насосом, пилой) мощностью от 5 до 500 л.с. ДРС выгодно отличается от поршневых Стирлингов простотой конструкции, малым весом, достаточной мощностью. Поршневой Стирлинг работает при чудовищном давлении 150-200 ат (что приводит к усложнению конструкции двигателя, его утяжелению). ДРС работает при давлении не выше 10 ат, что снимает десятки проблем. Это сказывается на стоимости: ДРС в 10-20 раз дешевле в производстве поршневого Стирлинга. Сущность изобретения. Роторный двигатель с внешним подводом теплоты состоит из кольцевого статора прямоугольного сечения, внутри которого на неподвижной оси вращается ротор с лопатками, скользящими по внутренней образующей статора только по торцевой линии, а к боковым плоскостям ротора они малоподвижны. Лопатки сжимают рабочее тело (газ) в камере сжатия у ВМТ, и сжатый газ по каналам в статоре направляется в нагреватель, где подогревается до 600K и подогретым направляется по каналам в статоре, расположенным в 45o после ВМТ, во впереди идущую рабочую камеру с давлением камеры сжатия. Рабочее тело расширяется сначала по изобаре, а после отключения от нагревателя - по адиабате, теплота расширяющегося газа превращается в механическую работу вращающегося ротора, а рабочее тело у НМТ заканчивает свой путь в холодильнике-расширителе и возвращается в первоначальное состояние. На фиг. 1 показан двигатель в разрезе по А-А перпендикулярно оси ротора, где видно положение центра О1 оси ротора, центра О2 оси статора и цилиндрического эксцентрика, разрез роторного кольца 8 с положением лопаток 6 и окон 7, камеры сжатия 15 в положении равновесия у ВМТ, камеры рабочего хода 17, статора 10 в разрезе, на нем каналы: нагнетания сжатого газа 14 в нагреватель, проход горячего сжатого газа по каналу 16 из нагревателя в рабочую камеру 17, каналы 19 и 20 продувки через холодильник-расширитель 18, камера сжатия 21. На фиг. 2 - разрез по Б-Б двигателя, где видна ось 1 с эксцентриком 5, подшипники 2, крепление оси в корпусе 4, роторное кольцо 8, высокие боковые плоскости ротора 9, создающие вместе с лопатками и статором 10 подвижные камеры рабочего хода и сжатия холодного газа, каналы горячего газа 16, продувочные каналы 19 и поперечный разрез холодильника-расширителя 18, где показана одна из пяти перегородок с "хвостиками" 22 для охлаждения и перемешивания горячего газа, поступающего из камеры, где закончился рабочий ход. Хорошо видно устройство ротора 3 в целом, охватывающим боковыми плоскостями 9 статор 10 с уплотнениями 13. Примерно показан корпус двигателя 4, закрывающий вращающиеся части от внешней среды. На фиг. 3 помещена схема работы ДРС, объясняющая момент подвода теплоты Q1 и поясняющая момент начала работы камеры сжатия и работы адиабатического расширения газа, где 1 - конец сжатия, нагревание до 600К, эффективное давление= 10 ат; 2 - перекрытие нагревателя, повышение давления до максимального; 3 - начало и продолжение адиабатического расширения; 4 - рабочий ход по адиабате; 5 - рабочий ход камеры с максимальным давлением > 10 ат (Q1 - теплота, сообщаемая рабочему телу в нагревателе, Q2 - теплота, отданная рабочим телом в охладителе). Ниже приведена V-p диаграмма, построенная по нескольким достоверным точкам, по которой можно судить о КПД двигателя. Устройство (см. фиг. 1 и 2). На неподвижной оси 1 вращается на подшипниках 2 ротор 3. Ось закреплена в корпусе 4 двигателя. На ней выполнен цилиндрический эксцентрик 5, на который опираются лопатки 6, проходящие через окна 7 кольцевой части 8 ротора. Ротор имеет боковые плоскости 9, между которыми находятся лопатки, вращающиеся вместе с ротором и скользящие по внутренней поверхности статора 10, который связан жестко с корпусом двигателя выступом 11. На боковых поверхностях статора по окружности выполнены проточки 12, в которых установлены уплотнения 13 из фторопласта (см. фиг. 2), обеспечивающие герметичность подвижного соединения ротора со статором. О1 - осевой центр ротора, О2 - осевой центр статора и цилиндрического эксцентрика. Расстояние О1О2 равно 0,1 внутреннего радиуса статора. На статоре (см. фиг. 1) выполнены в 10o до ВМТ каналы 14, подающие сжатый газ из камеры сжатия 15 в нагреватель (не показан на чертежах) и в 45o после ВМТ каналы 16, по которым сжатый и подогретый газ из нагревателя проходит в рабочую камеру 17. У НМТ установлен холодильник-расширитель 18, связанный со статором каналами 19 и 20. Под остаточным давлением рабочего хода часть отработавшего газа продувается по каналам 19 и 20 через охладитель-расширитель 18 и охлажденным с низким давлением (около 1,5 ат) поступает в камеру сжатия 21. Действие. Для приведения в действие двигателя надо сначала разогреть нагреватель до 300oC (
- нет свечей электрозажигания,
- нет газораспределительного механизма. Источники информации
1. Двигатели Стирлинга.- М.: Машиностроение, 1977 г. (под редакцией М.Г. Круглова). 2. Техническая термодинамика с основами теплопередачи и гидравлики.- Л.: Машиностроение, 1988 г. (Н.Г. Лашутина, О.В. Макашова, Р.М. Медведева). 3. Основы теории и конструирования автотракторных двигателей.- М.: Высшая школа, 1973 г. (М.Д. Артамонов, М.М. Морин).
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3