Двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением для сельскохозяйственной техники и транспортных средств. Двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением содержит по меньшей мере один цилиндр и головку цилиндра с ребрами охлаждения, вентилятор с направляющим кожухом и два дефлектора, расположенных параллельно оси коленчатого вала двигателя по обе стороны цилиндра и головки. Каждый дефлектор головки и цилиндра выполнен в форме полуцилиндрической поверхности, образуют в совокупности замкнутый контур, диаметр которого определен по формуле d=(1,1-1,3)D, где d - диаметр совокупного цилиндрического замкнутого контура, D - диаметр цилиндра, причем ось цилиндрического замкнутого контура расположена параллельно оси коленчатого вала и смещена от плоскости разъема цилиндра с головкой в сторону головки на расстояние Н=(0,2-0,4)D, где Н - расстояние от оси замкнутого цилиндрического контура до плоскости разъема цилиндра с головкой, D - диаметр цилиндра. Изобретение обеспечивает повышение надежности двигателя путем обеспечения равномерного эффективного охлаждения наиболее теплонапряженных зон и двигателя в целом и снижение затрат мощности на охлаждение. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано при конструировании и разработке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением для сельскохозяйственной техники и транспортных средств.

Известен двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и вертикальным коленчатым валом (см. патент Японии n 62-201334, F 01 P 1/02, пр. 28.12.87, опубл. 02.06.90).

Данный двигатель содержит крышку, закрывающую полностью его верхнюю часть и имеющую юбочную часть, выступающую вниз от периферии крышки двигателя. К выходному валу двигателя под корпусом прикреплен охлаждающий вентилятор с маховиком. На стенке корпуса двигателя образован составляющий с ней одно целое выступающий кожух, полностью перекрывающий кольцевой зазор между стенкой корпуса и юбочной частью крышки двигателя. В выступающем кожухе выполнено большое количество отверстий, образующих вход для охлаждающего воздуха.

Недостатком этого двигателя является то, что его конструктивное выполнение не обеспечивает распределение охлаждающего воздуха между головкой и цилиндром в соответствии с их тепловыми нагрузками. В связи с этим имеет место большая неравномерность их температур, что вызывает необходимость увеличения расхода охлаждающего воздуха и, как следствие, затрат мощности на охлаждение.

Наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату является двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением (см. патент Японии N 61-201935 (4), F 01 P 1/2, пр. 25.12.86 г., опубл. 11.07.87 г.).

Этот двигатель имеет по меньшей мере один цилиндр и вентилятор с кожухом. Выходное отверстие кожуха вентилятора обращено к цилиндру. С противоположных сторон цилиндра параллельно коленчатому валу двигателя установлены дефлекторы, ограничивающие полость вокруг цилиндра. Один конец каждого дефлектора находится вблизи выходного отверстия кожуха, а второй конец образует кромку выхода охлаждающего воздуха из полости. Кожух ремня закрывает ремень и шкивы распределительного механизма, передающего вращение от коленчатого вала к распределительному валу. Часть кромки выхода из полости образована кромкой кожуха ремня.

Однако такое конструктивное выполнение двигателя не обеспечивает распределения охлаждающего воздуха между головкой и цилиндром в соответствии с их нагревом, что приводит к неравномерности температурных полей и снижению надежности этих деталей, большему расходу охлаждающего воздуха и, следовательно, к большим затратам мощности на охлаждение.

Задачей, решаемой изобретением, является повышение надежности двигателя путем обеспечения равномерного эффективного охлаждения наиболее теплонапряженных зон и двигателя в целом и снижение затрат мощности на охлаждение.

Поставленная задача решается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, содержащем по меньшей мере один цилиндр и головку цилиндра с ребрами охлаждения, вентилятор с направляющим кожухом, два дефлектора, расположенные параллельно коленчатому валу по обе стороны цилиндра и головки, каждый дефлектор со стороны выхода охлаждающего воздуха из межреберных каналов головки и цилиндра выполнен в форме полуцилиндрической поверхности, образующих в совокупности замкнутый контур, диаметр которого определен по формуле d=(1,1...1,3)D, где d - диаметр совокупного цилиндрического замкнутого контура, В - диаметр цилиндра, ось цилиндрического замкнутого контура расположена параллельно оси коленчатого вала двигателя и смещена от плоскости разъема цилиндра с головкой в сторону головки на расстояние H=(0,2...0,4)D, где H - расстояние от оси замкнутого цилиндрического контура до плоскости разъема цилиндра с головкой, D - диаметр цилиндра.

Выполнение дефлекторов со стороны выхода охлаждающего воздуха в форме полуцилиндрической поверхности, образующих в совокупности замкнутый контур, диаметр которого определен по формуле d=(1,1...1,3)D, и смещение оси цилиндрического замкнутого контура от плоскости разъема цилиндра с головкой в сторону головки на расстояние H=(0,2...0,4)D позволяет вследствие дросселирования межреберных каналов цилиндра обеспечить, во-первых, больший расход охлаждающего воздуха через межреберные каналы головки цилиндра, имеющей более высокую температуру, а во-вторых, более полное обтекание цилиндра вследствие дефлектирования его и со стороны выхода охлаждающего воздуха. Благодаря этому достигается равномерное тепловое состояние головки и цилиндра по их высоте и диаметру, а также снижение затрат мощности на охлаждение.

При увеличении диаметра замкнутого контура больше указанных пределов, охлаждающий воздух используется неэффективно, мало нагревается, а при уменьшении - увеличивается аэродинамическое сопротивление воздушного тракта. В обоих случаях повышаются затраты мощности на охлаждение.

Смещение оси замкнутого контура относительно плоскости разъема головки и цилиндра на большую или меньшую величину от заявленных пределов приводит к увеличению перепада температур головки и цилиндра: в первом случае возрастает температура цилиндра, а во втором - возрастает температура головки, что отрицательно сказывается на их охлаждении и работе двигателя в целом.

На фиг. 1 дан общий вид двигателя.

На фиг. 2 - вид двигателя слева.

На фиг. 3 - вид двигателя справа.

Двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением содержит цилиндр, головку 2, имеющие охлаждающие ребра, центробежный вентилятор 3, установленный на коленчатом валу 4, направляющий кожух 5 вентилятора 3, дефлекторы 6 и 7, расположенные параллельно оси 8 коленчатого вала 4 по обе стороны от цилиндра 1 и головки 2, которые со стороны выхода охлаждающего воздуха из межреберных каналов головки 2 и цилиндра 1 образуют полость, переходящую в замкнутый цилиндрический контур 9 для отвода воздуха. Ось 10 замкнутого цилиндрического контура 9 расположена параллельно оси 8 коленчатого вала 4 двигателя и смещена от плоскости разъема 11 цилиндра 1 и головки 2 в сторону головки.

Двигатель работает следующим образом. При вращении коленчатого вала 4 рабочее колесо вентилятора 3 через входное отверстие нагнетает воздух в направляющий кожух 5, откуда от поступает в межреберные каналы цилиндра 1 и головки 2. Так как межреберные каналы образованы охлаждающими ребрами головки 2 и цилиндра 1 и закрыты с боков дефлекторами 6 и 7, то охлаждающий воздух протекает по всей длине указанных каналов, обеспечивая эффективное охлаждение головки и цилиндра. На выходе из межреберных каналов охлаждающий воздух собирается в полость, из которой через замкнутый цилиндрический контур 9 отводится в атмосферу или для обогрева каких-либо потребителей.

Экспериментальные исследования опытных образцов двигателей показали, что наилучшее тепловое состояние головки и цилиндра обеспечивается при диаметре цилиндрического контура, составляющем 1,1 - 1,3 от диаметра цилиндра, и расположении его оси относительно плоскости разъема цилиндра с головкой на расстоянии 0,2 - 0,4 от диаметра цилиндра. Это объясняется рациональным распределением охлаждающего воздуха по высоте головки и цилиндра в зависимости от их нагрева.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, содержащий по меньшей мере один цилиндр и головку цилиндра с ребрами охлаждения, вентилятор с направляющим кожухом и два дефлектора, расположенных параллельно оси коленчатого вала двигателя по обе стороны цилиндра и головки, отличающийся тем, что каждый дефлектор со стороны выхода охлаждающего воздуха из межреберных каналов головки и цилиндра выполнен в форме полуцилиндрической поверхности, образующих в совокупности замкнутый контур, диаметр которого определен по формуле d = (1,1 - 1,3)D, где d - диаметр совокупного цилиндрического замкнутого контура, D - диаметр цилиндра, причем ось цилиндрического замкнутого контура расположена параллельно оси коленчатого вала и смещена от плоскости разъема цилиндра с головкой в сторону головки на расстояние H = (0,2 - 0,4) D, где H - расстояние от оси замкнутого цилиндрического контура до плоскости разъема цилиндра с головкой, D - диаметр цилиндра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 10.10.2005        БИ: 28/2005

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Дронов Евгений Анатольевич, Эфрос Виктор Валентинович, Бессонов Анатолий Николаевич, Платонов Николай Львович, Белов Владимир Владимирович, Плешанов Альберт Александрович, Панов Виктор Васильевич

Вид лицензии*: ИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Акционерная Компания "Туламашзавод"

Характер внесенных изменений (дополнений):Уточнен размер выплаты лицензионного вознаграждения

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 29.03.2006 № РД0007788

Извещение опубликовано: 20.09.2010        БИ: 26/2010

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с воздушным охлаждением

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности, к корпусным деталям двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающим эффективный теплоотводящий, антивибрационный и антишумовой эффект

Изобретение относится к системам воздушного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами и позволяет повысить эффективность работы путем стабилизации теплового режима отключенных цилиндров

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить долговечность двигателя путем уменьшения и выравнивания поля температур головки цилиндра движения воздушного охлаждения

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить теплонапряженность двигателя воздушного охлаждения

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей и позволяет повысить надежность двигателя путем увеличения эффективности охлаждения выпускных каналов головок цилиндров перераспределением потоков охлаждающего воздуха

Изобретение относится к автомобильному транспорту, преимущественно к большегрузным автосамосвалам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с воздушным охлаждением

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с воздушным охлаждением

Изобретение относится к области поршневых двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в бензиновых, газовых и дизельных двигателях различного назначения

Изобретение относится к области поршневых двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в бензиновых, газовых и дизельных двигателях различного назначения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, двигателестроения и может найти применение в поршневых двигателях, в частности в авиационных двухтактных турбодизелях с воздушным охлаждением

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Четырехтактный двигатель (1) содержит корпус двигателя, включающий секцию блока (2) цилиндра, в которой создан цилиндр, секцию головки (4) цилиндра, расположенную выше секции блока (2) цилиндра, секцию картера (6) двигателя, расположенную ниже секции блока (2) цилиндра, коленчатый вал (8), топливный бак (16), масляный резервуар (14), карбюратор (15) и глушитель (17). В секции головки (4) цилиндра в корпусе двигателя установлены впускной и выпускной клапаны (20) и (21). Коленчатый вал (8) установлен в картере (6) двигателя, служащем ему опорой. Топливный бак (16) установлен в пространстве ниже карбюратора (15) сбоку от коленчатого вала (8) и масляного резервуара (14). Раскрыты варианты выполнения рабочих машин, использующих четырехтактный двигатель. Технический результат заключается в уменьшении габаритных размеров двигателя. 7 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх