Зубчато-реечный механизм

 

Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано в механизмах подачи очистных и проходческих машин. Сущность изобретения: зубчато-реечный механизм включает зубчатую рейку, которая имеет прямоугольные зубья. В зацеплении с зубчатой рейкой находится зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, причем расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения: где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса, - угловой шаг колеса, R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса, h - активный участок профиля зуба рейки. Ширина зуба и впадины рейки может быть одинаковой. Точка входа в зацепление колеса с рейкой и выхода из него могут быть расположены в верхней половине высоты зуба рейки. Изобретение позволяет повысить технологичность изготовления рейки, прочность зуба, снижение высоты механизма и возможность применения для комбайнов с регулируемыми опорами. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано, например, в механизмах подачи очистных и проходческих машин.

Известен механизм подачи горной машины, содержали зубчатую рейку, установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом, профиль зуба которого выполнен с соблюдением предложенного соотношения между радиусом кривизны профилей зубьев зубчатого колеса и радиусом центров их кривизны (а. с. N 1694890, опубл. в Б.И. N 44, 1991, МКИ E 21 C 29/00) - аналог.

Недостатком этого механизма подачи горной машины является то, что, без соблюдения определенного соотношения между параметрами зацепления, в последнем возникает большое скольжение в связи с тем, что активный участок профиля зуба рейки во много раз меньше соответствующего участка профиля зуба колеса, что приводит к значительному износу элементов зацепления и низкому КПД передачи.

Известен механизм подачи горного комбайна, содержащий ведущее зубчатое колесо, взаимодействующее с зубьями звеньев рейки, жестко закрепленными в виде гребенки на опорно-направляющей балке и выполненными прямоугольными (а. с. N 693003, опубл. в Б.И. N 39, 1979, МКИ E 21 C 29/00) - прототип.

Недостатками данного механизма является то, что предложенное увеличение шага колеса относительно шага рейки приводит к появлению динамических ударов, т. к. коэффициент перекрытия в движителе меньше 1, при этом оно (увеличение) ограничивает диапазон вариантов геометрических параметров рейки и, в частности, не позволяет получить сразу две рейки резкой одного листа, что приводит к снижению технологичности изготовления; жесткость крепления рейки на конвейере исключает возможность применения ее для комбайнов с регулируемыми опорами.

Сущность изобретения заключается в том, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса; - угловой шаг леса; R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса; h - активный участок профиля зуба рейки, величина которого задается на стадии проектирования близкой величине соответствующего участка профиля зуба колеса, благодаря чему зацепление имеет минимальное скольжение при работе. Кроме того, ширина зуба и впадины зубчатой рейки одинаковы, а точки входа в зацепление колеса и рейкой и выхода из него расположены в верхней половине высоты зуба рейки.

Предлагаемое решение позволяет повысить технологичность изготовления рейки, выполнить неподрезанный зуб на колесе, что повышает прочность последнего и, поскольку в процессе эксплуатации изнашивается только верхняя часть зуба рейки, возможное использование вновь после полного износа одного рабочего участка профиля зуба рейки, путем разворота ее на 180o относительно оси, перпендикулярной направлению движения механизма. Кроме того, горизонтальное расположение зубьев рейки снижает высоту всего механизма, а крепление на конвейере с возможностью угловой и линейной подвижности обеспечивает возможность ее применения для комбайнов с регулируемыми опорами.

Ширина зуба рейки, равная ширине впадины обеспечивает возможность изготовления одновременно двух реек из одного листа, например резкой.

Заявленное техническое решение направлено на повышение надежности работы и КПД передачи за счет получения минимальной величины скольжения, увеличение прочности зуба колеса, повышение технологичности изготовления зубчатой рейки и ресурса работы зацепления, кроме того общая высота механизма уменьшается, а сама рейка может быть установлена на поворотном устройстве, обеспечивающем ее нормальную работу с комбайнами, имеющими регулируемые опоры, а полученная зависимость для определения расстояния от оси колеса до зуба рейки позволяет на стадии проектирования, исходя из заданных габаритов передачи, задаваясь величиной h, спроектировать передачу, обладающую минимальной величиной скольжения и неподрезанным зубом колеса.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема раскройки листа для изготовления зубчатой рейки, на фиг. 2 - схема работы зубчатого зацепления (разрез по А-А на фиг. 1).

Зубчато-реечный механизм включает в себя зубчатую рейку 1 или 2 (фиг. 1), имеющую прямоугольные зубья с одинаковой шириной зуба и впадины (a=b). Технология изготовления одинаковых взаимозаменяемых зубчатых реек 1 или 2 (см. фиг. 1) представляет собой резку листа шириной H по линии Б так, чтобы a= b и c=d. Рейка 1 или 2 устанавливается на скребковом конвейере плоскостью В (рейка 1) или Г (рейка 2) с возможностью поворота ее на 180o. В зацеплении с зубчатой рейкой находится зубчатое колесо 23 (фиг. 2), профиль зуба которого выполнен по радиусу R1. Окружность, на которой расположены центры профилей зубьев колеса, имеет радиус R2, построена из центра зубчатого колеса 3.

Работа предложенного зубчато-реечного механизма осуществляется следующим образом (см. фиг. 2). Зубчатое колесо 3 получает вращение от внешнего источника и перемещается вдоль рейки 1. Вход в зацепление зуба колеса 3 с зубом рейки 1 происходит в точке, расположенной у вершины зуба рейки, а выход в точке, расположенной от вершины на расстоянии h. При этом величина h является активным участком профиля зуба рейки.

Формула изобретения

1. Зубчато-реечный механизм, включающий в себя зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, и установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом зубчатую рейку с прямоугольным профилем зуба, отличающийся тем, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса; - угловой шаг колеса; R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса; h - активный участок профиля зуба рейки.

2. Зубчато-реечный механизм по п.1, отличающийся тем, что ширина зуба и впадины зубчатой рейки одинаковы, а точки входа в зацеплении колеса с рейкой и выхода из него расположены в верхней половине высоты зуба рейки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинам для добычи полезных ископаемых подземным способом

Изобретение относится к горному делу и предназначено для горных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в горной промышленности, в частности, в устройствах бесцепной подачи очистных машин

Изобретение относится к измерительным устройствам угольных комбайнов и предназначено для повышения достоверности измерений

Изобретение относится к горному машиностроению , в частности к конструкции механизмов подачи очистных комбайнов

Изобретение относится к оборудованию для горной пром-сти

Изобретение относится к горной промышленности , а именно к механизмам перемещения горных машин, преимущественно очистных горных комбайнов, и предназначено для удержания горных машин на конвейерном ставе при отработке полых пластов

Изобретение относится к горному делу и может использоваться в очистных комбайнах, предназначенных для тонких пластов

Изобретение относится к горной промышленности, преимущественно к очистной выемке пластовых угольных месторождений с применением очистных комбайнов и скребковых конвейеров в составе механизированных комплексов

Изобретение относится к горнопроходческой технике, а именно к проходческим комбайнам, предназначенным для проведения наклонных горных выработок механогидравлическим способом

Изобретение относится к приводному узлу для барабанного горного комбайна, содержащему установленное с возможностью вращения приводное зубчатое колесо для вхождения в зацепление с предназначенным для перемещения барабанного горного комбайна цевочным устройством; расположенное коаксиально с приводным зубчатым колесом и соединенное с ним без возможности прокручивания передаточное зубчатое колесо; по меньшей мере, один съемный, предназначенный для направления барабанного горного комбайна на цевочном устройстве направляющий башмак; и основную плиту корпуса, на которую опирается и закреплена без возможности прокручивания расположенная коаксиально оси вращения опорная труба

Изобретение относится к направляющему башмаку для барабанного/шнекового комбайна, в частности для приводного узла комбайна, по меньшей мере, с одной базисной стенкой, с направляющим выступом со стороны базисной стенки для нижнего охвата цевок цевочного устройства и с направляющей поверхностью для охвата цевочного зацепления сзади

Изобретение относится к системе подачи, зубчатой рейке и ведущей звездочке для перемещения подземной выемочной машины. Технический результат заключается в уменьшении износа за счет улучшенного взаимодействия между зубьями ведущей звездочки и реечными зубьями. Система подачи содержит ходовой привод с ведущей звездочкой, имеющей зубья симметричного профиля, и зубчатыми рейками 1 с множеством реечных зубьев 2; 20, расположенных между опорной планкой 7 и направляющей планкой 5 зубчатой рейки. Боковые поверхности 14; 24 зубьев 2, 20 наклонены в направлении перемещения и расходятся к вершине 13; 23 зуба для взаимодействия с поверхностями 34 зубьев 31 ведущей звездочки 30. Две боковые поверхности 14, 24 каждого реечного зуба 2, 20 вогнуто изогнуты и образуют желобообразный профиль между направляющей планкой 5 и опорной планкой 7 поперек направления перемещения, поднимающийся к вершине 13; 23 зуба, и две поверхности 34 каждого зуба 31 ведущей звездочки выпукло изогнуты и образуют бочкообразный профиль поперек направления перемещения. Поверхности (34) каждого зуба (31) ведущей звездочки (30) являются выпукло изогнутыми и имеют поперек направления перемещения бочкообразный профиль для взаимодействия с желобоообразным профилем, выполненным на боковых поверхностях каждого реечного зуба. При этом зубья (31) имеют плоский участок (38) в зоне центральной осевой линии бочкообразного профиля. Бочкообразный профиль в зоне плоского участка является предпочтительно плоским, и/или плоский участок имеет ширину, составляющую от около 1/10 до 1/7 толщины зубьев. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх