Способ сборки крыла летательного аппарата

 

Способ заключается в сборке переднего лонжерона с носовой частью, заднего лонжерона с хвостовой частью, каркаса кессона с нервюрами, установке панелей, их герметизации с использованием вертикального стапеля общей сборки, в котором предварительно устанавливают передний лонжерон с носовой частью, задний лонжерон с хвостовой частью и одну из панелей. Подготовку привалочных поверхностей панелей и лонжеронов к окончательной сборке осуществляют в стапеле общей сборки, при этом установленные панели отодвигают от каркаса с сохранением их пространственной ориентации. Крепление нервюр к верхней и нижней панелям осуществляют через заранее установленные на панелях компенсаторы. Изобретение направлено на снижение трудоемкости и повышение качества окончательной сборки. 2 з.п.ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении.

Известен способ сборки крыла летательного аппарата, заключающийся в том, что в стапель общей сборки устанавливают носовую и хвостовую части крыла, предварительно собранные с передним и задним лонжеронами соответственно, затем собирают каркас кессона с нервюрами, монтируют в нем арматуру, после чего устанавливают панели кессона со снятыми крышками люков-лазов и верхние панели кессона от лонжеронов к съемным панелям, причем съемные панели устанавливают последними (см. авторское свидетельство СССР N 1261226, кл. B 64 F 5/00, 1984).

Известный способ обладает следующими недостатками.

В связи с горизонтальным расположением стапеля общей сборки увеличивается трудоемкость сборочных работ за счет потолочных работ по подготовке отверстий и постановке крепежа по продольным швам крепления панелей с поясами лонжеронов и взаимно.

Затруднена закладка нижних панелей между каркасом крыла и оснасткой, на которой установлен каркас.

В связи с наличием опор, на которые установлен каркас, затруднены подходы к рабочим зонам при креплении верхних и нижних панелей к поясам лонжеронов и взаимно.

Для сборки крыла известным способом нет необходимости в двух технологически съемных панелях. Достаточно иметь одну, что позволит одну из панелей подать на сборку в собранном виде.

Трубопроводы, установленные после сборки каркаса, ухудшат подход для выполнения последующих операций: установки панелей, герметизации и т.д., что увеличит трудоемкость сборочных работ и приведет к повреждениям арматуры.

Технологически съемные панели нельзя устанавливать в стапеле общей сборки окончательно, т.к. через люки-лазы нельзя обеспечить безопасные условия труда и свободные подходы к рабочим зонам при герметизации крыла.

Известен также принятый за прототип способ сборки крыла летательного аппарата, заключающийся в параллельной во времени сборке переднего лонжерона с носовой частью, заднего лонжерона с хвостовой частью, каркаса кессона с нервюрами и фланцами под трубопровод, установке панелей, их герметизации, в том числе замыкающей в последнюю очередь, после герметизации трубопровода (см. авторское свидетельство СССР N 1744893, кл. B 64 F 5/00, 1996).

Однако прототип имеет ограниченные технологические возможности, т.к. предполагает перекладку каркаса крыла из стапеля его сборки в стапель общей сборки крыла, что возможно без деформации каркаса только при его значительной жесткости и малом размахе крыла.

Задачей настоящего изобретения является расширение технологических возможностей известного способа в направлении сборки крупногабаритных крыльев с малой жесткостью каркаса.

Поставленная задача решается с использованием операций известного способа, включая сборку переднего лонжерона с носовой частью заднего лонжерона с хвостовой частью, каркаса кессона с нервюрами, установку панелей и их герметизацию, в том числе замыкающей панели в последнюю очередь, после герметизации трубопровода.

Отличие предлагаемого способа от известного состоит в том, что каркас кессона с нервюрами собирают в вертикальном стапеле общей сборки на базе заранее собранных и установленных в нем переднего лонжерона с носовой частью, заднего лонжерона с хвостовой частью и одной из панелей.

Снижение трудоемкости окончательной сборки и повышение ее качества за счет исключения операций выемки и повторной закладки панелей для подготовки их к герметизации достигается путем того, что подготовку привалочных поверхностей панелей и лонжеронов к окончательной сборке, нанесение на них герметика осуществляют в стапеле общей сборки крыла, при этом установленные в стапель панели отодвигают от каркаса с сохранением их пространственной ориентации.

Кроме того, повышение качества и снижение трудоемкости сборки крыла достигается тем, что крепление нервюр к нижней и верхней панелям осуществляют через заранее установленные на панелях компенсаторы.

Т. о. весь процесс сборки крыла, за исключением окончательной установки технологически съемной панели, происходит в стапеле общей сборки. При этом собранный каркас кессона и заложенные панели из стапеля не вынимаются. Панели для подготовки привалочных поверхностей к окончательной сборке и герметизации лишь отодвигают от каркаса кессона, перемещая в горизонтальной плоскости, сохраняя пространственную ориентацию относительно взаимных с каркасом стыков. В результате ни каркас, ни панели дополнительным деформациям не подвергаются, что позволяет изготавливать по предлагаемому способу крыло любых габаритов и формы, следовательно, поставленная задача решена.

Более того, в результате решения поставленной задачи получен качественно новый технический результат - повышение качества и снижение трудоемкости сборки за счет исключения операций по перекладке каркаса и панелей из стапеля в стапель, предусмотренных способом, принятым за прототип.

Сущность предлагаемого способа сборки летательного аппарата поясняется графически, где: на фиг. 1 изображена схема подетального членения нижней панели; на фиг. 2 схематично изображена панель крыла в сборе с вынесенной технологически съемной панелью; на фиг. 3 изображена носовая часть лонжерона; на фиг. 4 приведена схема подетального членения лонжерона; на фиг. 5 - лонжерон в сборе; на фиг. 6 схематично изображены передний и задний лонжерон в сборе с носовой и хвостовой частями соответственно; на фиг. 7 изображены стапель общей сборки крыла с установленными в нем передним лонжероном с носовой частью, задним лонжероном с хвостовой частью в сборе с нервюрами с установленной нижней панелью и отведенной верхней панелью; на фиг. 8 изображен механизм крепления панели в стапеле общей сборки; на фиг. 9 - крыло в сборе со снятой верхней панелью;
на фиг. 10 - крыло в сборе с элементами механизации.

Сборку крыла по предлагаемому способу осуществляют следующим образом.

На первом этапе в комплектовочных стендах собирают в монолитные конструкции панели кессонов (см. фиг. 1 и 2), соединяя между собой предварительно подогнанные по привалочным поверхностям листы обшивки 1, профиля разъемов 2, и устанавливая на них стрингеры 3, элементы усиления 4 (под пилоны, шасси, мотогондолы и т.п.), компенсаторы 5 нервюр. При этом технологически съемную панель 6 устанавливают на технологический крепеж без герметизации.

На этом же этапе (см. фиг. 4 и 5) в специализированных стапелях (на схемах не показаны) собирают передний и задний лонжероны, соединяя между собой и герметизируя пояса 7, стенку 8, стойки крепления нервюр 9 и профили разъемов 10.

Также параллельно (см. фиг. 3) в других стапелях (на схемах не показаны) производят сборку носовой 11 и хвостовой 12 частей крыла. После этого их стыкуют с соответствующими лонжеронами (см. фиг. 6).

На втором этапе в стапель общей сборки 13 с вертикальным расположением крыла (см. фиг. 7 и 8) закладывают задний лонжерон с хвостовой частью 12, передний лонжерон с носовой частью 11, устанавливают нижнюю панель 14 с технологически съемной панелью 6, фиксируют ее на поясах 7 лонжеронов и совместно разделывают крепежные отверстия.

Затем устанавливают и крепят к лонжеронам за стойки 9 заранее собранные нервюры 15 с фланцами под трубопроводы, образуя каркас кессона, совместно разделывают в них и закрепленных на панелях компенсаторах крепежные отверстия, отводят нижнюю панель 14 от каркаса кессона, снимают с нее технологически съемную панель 6.

После этого устанавливают в стапель 13 верхнюю панель 16 и по аналогии с нижней панелью 14 разделывают в ней совместно поясами 7 лонжеронов и нервюрами 15 крепежные отверстия. Отводят верхнюю панель 16 от каркаса кессона с помощью механизма 17 точной ориентации и перемещения панелей, удаляют с привалочных поверхностей панели, поясов лонжеронов, нервюр заусеницы, очищают панель 16 и каркас кессона от стружки, наносят на привалочные поверхности герметик, подводят и окончательно крепят к каркасу кессона верхнюю панель 16. Далее после проведения аналогичных предварительных операций крепят к каркасу кессона нижнюю панель 16 без технологически съемной панели 6.

Собранное таким образом крыло с помощью траверсы-кантователя вынимают из стапеля 13, поворачивают из вертикального положения в горизонтальное (см. фиг. 9).

Третий этап осуществляют вне стапеля.

На участке герметизации через проем под технологически съемную панель 6 выполняют поверхностную герметизацию проходных швов.

Вне участка герметизации через торцовые нервюры 15 крыла заводят арматуру и производят окончательный монтаж трубопроводов на заранее подготовленные базы.

Вне участка герметизации устанавливают окончательно технологически съемную панель 6, используя выполненные в ней люки-лазы 18.

На участке герметизации через люки-лазы выполняют поверхностную герметизацию проходных швов технологически съемной панели 6.

Затем на собранное крыло навешивают пилоны, устройства механизации, мотогондолы и т.п. (см. фиг. 10).


Формула изобретения

1. Способ сборки крыла летательного аппарата, включающий сборку переднего лонжерона с носовой частью, заднего лонжерона с хвостовой частью, каркаса кессона с нервюрами, установку панелей, подготовку привалочных поверхностей панелей и лонжеронов к окончательной сборке и их герметизацию, отличающийся тем, что сборку каркаса кессона с нервюрами осуществляют в вертикальном стапеле общей сборки, в который предварительно устанавливают собранные передний лонжерон с носовой частью, задний лонжерон с хвостовой частью и одну из панелей.

2. Способ сборки крыла летательного аппарата по п.1, отличающийся тем, что подготовку привалочных поверхностей панелей и лонжеронов к окончательной сборке осуществляют в стапеле общей сборки, при этом установленные панели отодвигают от каркаса с сохранением их пространственной ориентации.

3. Способ сборки крыла летательного аппарата по пп.1 и 2, отличающийся тем, что крепление нервюр к верхней и нижней панелям осуществляют через установленные на панелях компенсаторы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, в частности к средствам монтажа и демонтажа крыла летательного аппарата

Изобретение относится к ракетно-космической, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной, строительной, мебельной, автомобильной и другим отраслям промышленности, в частности к конструкциям трехслойных сотовых панелей и оболочек, использующих в своем составе сотовые заполнители, для изготовления корпусов соответствующих сооружений

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов, а именно к оснастке для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа, оперения

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа колес шасси

Изобретение относится к технологическому оборудованию для стыковки частей объекта, например для стыковки частей фюзеляжа летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях

Изобретение относится к технологии производства сотовых конструкций

Изобретение относится к технологическому оборудованию для формования оболочковых конструкций летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов

Изобретение относится к передвижной платформе, предназначенной для работ на наружных участках фюзеляжа
Наверх