Способ коррекции гирокомпаса

 

Способ относится к области навигационного приборостроения и может быть использован для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов. После запуска гирокомпаса и выдержки его в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, разворачивают платформу вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности гирокомпаса была направлена на север. Включают режим гироазимута. Подают на горизонтальный датчик момента ток, реализующий максимальную скорость вращения платформы в азимуте. Измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости вращения платформы вокруг горизонтальной оси. Подают в горизонтальный датчик момента ток первоначальной величины, но обратного знака, реализующий противоположную угловую скорость вращения платформы в азимуте. Измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный новой угловой скорости вращения платформы вокруг горизонтальной оси. Вычисляют поправку и подают ток компенсационной поправки на вертикальный датчик момента. Обеспечивается повышение точности гирокомпаса за счет компенсации широтной погрешности. 1 ил.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК).

Целью изобретения является повышение точности определения и компенсации широтной погрешности двухрежимного гирокурсоуказателя.

Известен способ коррекции ГК, заключающийся в запуске ГК, выдержке его в течение времени, необходимого для достижения устойчивого теплового и электрического состояния, сравнении курса ГК с истинным курсом стенда или полученным, например, пеленгованием известного ориентира; формировании поправки, равной разности курсов и добавлении ее к выходному курсу ГК [1].

Недостатком способа является возникновение дополнительных погрешностей, связанных, например, с изменением широты места плавания. Погрешность гирокомпаса K в определении истинного курса можно представить формулой где - широта места, P - восточный дрейф ГК, U - скорость вращения Земли, C - ошибка съема, tg - широтная погрешность, При изменении широты с северной на южную возникает дополнительная погрешность Kg гирокомпаса, равная удвоенной первоначальной широтной погрешности:
где погрешность гирокомпаса при ю ,
c - северная широта,
ю - южная широта,
o - абсолютное значение широты места.

В существующих ГК типа ГКУ-1, ГКУ-2, ГЮЙС величина отклонения горизонтальной оси чувствительности может достигать 10o-15o, что порождает дополнительную ошибку курса, Kg= (0,3-0,5)tgo, т.е. на умеренной широте 45o дополнительная погрешность составит 0,3o-0,5o.

Целью изобретения является повышение точности ГК за счет определения и компенсации широтной погрешности.

Поставленная цель достигается тем, что после запуска ГК и выдержки его в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, разворачивают платформу ГК вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности ГК была направлена на север, затем включают режим гироазимута, подают на горизонтальный датчик момента гироблока ток, реализующий максимальную скорость вращения платформы ГК в азимуте, измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости вращения платформы ГК вокруг горизонтальной оси r1, подают в горизонтальный датчик момента первоначальный ток, но обратного знака, реализующий противоположную угловую скорость вращения в азимуте
+B2= -B1= B,
измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный новой угловой скорости вращения платформы ГК вокруг горизонтальной оси r2, вычисляют невыставку (отклонение) по формуле

где r1 - угловая скорость платформы вокруг горизонтальной оси,
r2 - новая угловая скорость платформы вокруг горизонтальной оси,
B - угловая скорость платформы в азимуте,
вычисляют компенсационную поправку в виде тока по формуле

где Kgm - передаточный коэффициент датчика момента по току,
H - кинетический момент,
подают ток Ik на вертикальный датчик момента ГК.

Теоретическое обоснование предлагаемого способа заключается в следующем. В режиме гироазимута ток в вертикальном датчике момента пропорционален угловой скорости платформы ГК вокруг горизонтальной оси:
r= Ucossink+P+В (5),
где B - угловая скорость платформы ГК в азимуте,
k - значение курса.

Задавая разное движение в азимуте на курсе k = 90o и измеряя токи в вертикальном датчике момента или угловые скорости платформы вокруг горизонтальной оси, получаем два уравнения:
r1= Ucos+P+В (6),
r2= Ucos+P-В (7),
из которых находится величина невыставки:

Установка платформы ГК на румб 90o осуществляется либо вручную, либо подачей большого тока в горизонтальный датчик момента ГК, либо подачей слабого сигнала в усилитель азимутальной следящей ГК. Для определения поправки с точностью 0,005o/ч достаточно установить платформу на север с погрешностью 1-2o.

Операции способа, связанные с определением невыставки, реализуются инструкцией по регулировке и калибровке ГК при его изготовлении, а операция формирования поправки реализуется в конструкции ГК путем подачи на вертикальный датчик момента дополнительной составляющей тока, пропорциональной широтной поправке.

Предложенный способ может быть реализован, например, в конструкции гирокомпаса, структура которого представлена на чертеже блок-схемой.

Гирокомпас содержит:
- платформу 1
- гироскоп 2
- вертикальный и горизонтальный датчики момента 3, 4
- датчик угла 5
- электронный блок 6
- пульт оператора 7
- акселерометр 8.

КГ работает следующим образом. Гирокомпас удерживает платформу 1 в северном направлении благодаря подаваемым в горизонтальный 3 и вертикальный 4 датчики момента токам, формируемым в электронном блоке 6 по сигналу акселерометра 8. Компенсирующая широтную погрешность составляющая тока в горизонтальный датчик момента формируется в электронном блоке 6 по сигналам невыставки и широте места , поступающим на пульт оператора 7.

Источник информации
1. Коган В. И. , Чичинадзе М. В. Судовой гироазимуткомпас "Вега". М: Транспорт, 1983, с. 87, с. 100.


Формула изобретения

Способ коррекции гирокомпаса, включающий запуск гирокомпаса, выдержку его в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, отличающийся тем, что дополнительно после достижения установившегося теплового и электрического состояния разворачивают платформу гирокомпаса вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности гирокомпаса была направлена на север, включает режим гироазимута, подают на горизонтальный датчик момента ток, реализующий максимальную угловую скорость вращения платформы в азимуте, измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости вращения платформы гирокомпаса вокруг горизонтальной оси, подают в горизонтальный датчик момента ток первоначальной величины, но обратного знака, реализующий противоположную угловую скорость вращения платформы в азимуте +B2= -B1= B, измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный новой угловой скорости вращения платформы гирокомпаса вокруг горизонтальной оси, вычисляют поправку по формуле

где r1 - угловая скорость платформы вокруг горизонтальной оси;
r2 - новая угловая скорость платформы вокруг горизонтальной оси,
B - угловая скорость платформы в азимуте,
формируют компенсационную поправку в виде тока по формуле

где Kдм - передаточный коэффициент датчика момента по току;
H - кинетический момент;
U скорость вращения Земли;
- широта места,
и подают ток Ik на вертикальный датчик момента гирокомпаса.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники

Изобретение относится к морскому приборостроению и может использоваться в системах навигации подвижных объектов для определения курса

Изобретение относится к технической физике и может быть использовано в геодезическом и маркшейдерском оборудовании при создании гиротеодолитов различных типов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в современных гироскопических компасах для морских и речных судов

Изобретение относится к морскому приборостроению, а именно к гирокомпасам

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке, изготовлении и эксплуатации систем навигации, топопривязки, наведения и прицеливания для объектов наземной техники

Изобретение относится к гироскопической технике и предназначено для использования в системах пространственной стабилизации средств вооружения и обнаружения цели, в системах навигации и топопривязки наземных самоходных объектов (НСО), а также в комплексированных системах определения высоты местонахождения НСО

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации основных погрешностей гирокомпасов

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа

Изобретение относится к области гироскопической техники и направлено на сокращение времени и повышение точности определения азимута объекта
Наверх