Многоступенчатая ракета

 

Изобретение относится к ракетной технике. Согласно изобретению ракета содержит ускорители ступеней носителя с промежуточной проставкой между ними. Нижняя часть ускорителя последней ступени включает в себя топливный отсек с двигательной установкой. Эта часть закреплена посредством упругой проставки в промежуточной проставке на ускорителе предпоследней ступени. Упругая проставка состоит из двух участков оболочки: цилиндрической и конической с углом конусности 50 -70°. Верхняя часть ускорителя последней ступени выступает из промежуточной проставки. Изобретение направлено на создание многоступенчатой ракеты, обеспечивающей снижение уровня динамического нагружения полезной нагрузки. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике.

Известны многоступенчатые ракеты, содержащие ускорители ступеней носителя с промежуточной проставкой между ступенями и полезную нагрузку (см., например, патент США N 5582367, кл. 244-158 P, от 16.02.94 г.) На протяжении полета первой ступени многоступенчатой ракеты, в связи с уменьшением массы ракеты за счет выработки топлива, продольная перегрузка ракеты возрастает и в конце полета ступени достигает своего максимального значения. При этом конструкция испытывает продольное сжатие, зависящее от распределения масс и изменения жесткости по длине ракеты. В процессе выключения двигательной установки (ДУ) происходит спад тяги, продолжительность которого определяется рабочими характеристиками ДУ. В том случае, если спад тяги происходит за время, существенно превышающее период колебаний ракеты на низшей собственной продольной частоте, разгрузка сжатой конструкции носит статический характер и изменяется во времени по закону изменения тяги. Если же спад тяги происходит за время, соизмеримое или меньшее, по сравнению с периодами собственных продольных колебаний ракеты, в конструкции возбуждаются колебания, интенсивность которых зависит от величины перегрузки перед выключением двигательной установки, некоторых соотношений между продолжительностью спала тяги и собственными частотами продольных колебаний ракеты, а также форм, соответствующих возбуждаемым тонам.

Практически для всех эксплуатируемых ракет динамическое нагружение конструкции, вызываемое выключением ДУ, является максимальным продольным нагружением конструкции на протяжении всего активного участка полета. При этом полезная нагрузка (ПН), обычно представляющая собой один или несколько космических аппаратов (КА), испытывает повышенные нагрузки, способные превысить допустимые уровни динамического нагружения.

Задачей данного изобретения является создание многоступенчатой ракеты с достижением технического результата в виде снижения уровня динамического нагружения полезной нагрузки, а также расширение арсенала технических средств.

Эта задача решается тем, что в многоступенчатой ракете, содержащей ускорители ступеней носителя с промежуточной проставкой между ступенями и полезную нагрузку, в соответствии с изобретением ускоритель последней ступени закреплен в промежуточной проставке на ускоритель предпоследней ступени так, что нижняя часть ускорителя последней ступени, включающая топливный отсек с двигательной установкой, размещена внутри промежуточной проставки и подвешена на упругой проставке, состоящей из двух участков оболочки - цилиндрической и конической с углом конусности 50 - 70o, а верхняя часть выполнена выступающей из промежуточной проставки.

На чертеже показана многоступенчатая ракета, где позицией 1 обозначена полезная нагрузка, ускоритель последней ступени - позицией 2. Ускоритель последней ступени закрепляется на предпоследней ступени 3 таким образом, что его нижняя часть, включающая топливный отсек 4 с двигательной установкой 5, размещается в промежуточной проставке 6, а верхняя часть выступает из промежуточной проставки. При этом нижняя часть подвешивается в промежуточной проставке на упругой проставке, состоящей из двух участков оболочки - цилиндрического 7 и конического 8. Таким образом, введено упругое звено (упругая проставка), которое обеспечивает снижение уровня динамического нагружения. Жесткость упругой проставки выбирается так, чтобы собственная частота нижней части ускорителя последней ступени совпадала с частотой основного возбуждаемого тона продольных колебаний ракеты. При выполнении этого условия форма продольных колебаний основного возбуждаемого тона продольных колебаний в месте стыковки промежуточной проставки и упругой проставки минимальная (теоретически нулевая), что обеспечивает минимальное возбуждение верхней части на частоте основного возбуждаемого тона.

Необходимые жесткостные и прочностные характеристики упругой проставки обеспечиваются путем подбора материалов для ее изготовления, соотношения линейных размеров ее цилиндрического и конического участков и его угла конусности, находящегося в пределах 50 - 70o.

Формула изобретения

Многоступенчатая ракета, содержащая ускорители ступеней носителя с промежуточной проставкой между ступенями и полезную нагрузку, отличающаяся тем, что ускоритель последней ступени закреплен в промежуточной проставке на ускорителе предпоследней ступени так, что нижняя часть ускорителя последней ступени, включающая в себя топливный отсек с двигательной установкой, размещена внутри промежуточной проставки и подвешена на упругой проставке, состоящей из двух участков оболочки: цилиндрической и конической с углом конусности 50 - 70o, причем верхняя часть указанного ускорителя последней ступени выполнена выступающей из промежуточной проставки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетным двигателям космических аппаратов и, более конкретно, к ионным двигателям малой тяги

Изобретение относится к космонавтике и может использоваться при работах в открытом космосе

Изобретение относится к космической технике, а именно к средствам перемещения космонавта в условиях малой гравитации

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования (СТР) связных спутников

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования (СТР) связных спутников

Изобретение относится к космической технике, в частности к системам терморегулирования (СТР) связных спутников

Изобретение относится к космической технике

Изобретение относится к космической технике

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при создании топливных отсеков космических объектов

Изобретение относится к космической технике, в частности к транспортным контейнерам для доставки полезной нагрузки (ПН) небольшой массы на орбиту и ее отделения с требуемыми параметрами

Изобретение относится к области вычислительных средств специального назначения и может использоваться в системах управления ориентацией космических аппаратов, орбитальных станций и целевых научных модулей при реализации программных разворотов

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции разгонных блоков (РБ), предназначенных для выведения на рабочие орбиты различных полезных грузов

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции разгонных блоков (РБ), предназначенных для выведения на рабочие орбиты различных полезных грузов

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции разгонных блоков (РБ), предназначенных для выведения на рабочие орбиты различных полезных грузов

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к системам разделения ступеней ракет и отделения полезной нагрузки

Изобретение относится к космической технике и предназначено для транспортировки развертываемых на орбите конструкций с Земли на борт космического объекта

Изобретение относится к космической технике и предназначено для транспортировки развертываемых на орбите конструкций с Земли на борт космического объекта

Изобретение относится к космической технике и, в частности, к адаптерам полезных нагрузок, выводимых ракетой-носителем

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов
Наверх