Способ определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора колесных тяговых машин

 

Изобретение относится к транспортному, сельскохозяйственному строительно-дорожному и коммунальному машиностроению и может быть использовано для определения эффективности звукоизоляционных качеств кабин. Уменьшение времени и трудоемкости испытаний машин для определения и оценки наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин достигается за счет того, что в процессе движения тяговой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создают тормозное усилие, соответствующее максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины. Тормозное усилие определяется зависимостью TNmax = (0,58...0,080)Gk, где TNmax - тормозное усилие динамометрической тележки; Gk - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса тяговой машины; - коэффициент сцепления колеса тяговой машины с опорной поверхностью. Посредством шумоизмерительной аппаратуры измеряют уровень шума на рабочем месте оператора тяговой машины. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному, сельскохозяйственному, строительно-дорожному и коммутационному машиностроению и может быть использовано в других областях техники для определения эффективности звукоизоляционных качеств кабин и других объектов.

Современные тяговые машины, например, строительно-дорожные или сельскохозяйственные, выполняют сложные технологические операции и поэтому имеют большое количество источников шума. Общеизвестны отрицательные последствия этих источников шума на здоровье операторов, поэтому санитарные нормы регламентируют предельно допустимые уровни звукового давления на рабочих местах, в частности в кабинах машин. С целью оценки шумовых характеристик на рабочих местах проводят измерения.

Известны способы определения наибольшего уровня шума, при которых максимальный уровень шума и соответствующий режим рабочих органов определяют путем последовательных измерений уровней шума на всех возможных рабочих режимах машины /1, с. 5, п. 3.2.10/. Недостатком этих способов является большая длительность и трудоемкость измерений уровней шума на всех возможных рабочих режимах машины.

Наиболее близким по совокупности признаков к предлагаемому является способ определения наибольшего уровня шума /2, с. 23, п.2.2. 13.5.7/, включающий измерение посредством шумоизмерительной аппаратуры уровня шума на рабочем месте оператора тяговой машины в процессе движения этой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создано тормозное усилие, имитирующее все режимы работы испытуемой машины. Результаты измерений сравниваются и выбирается самый наибольший.

Недостатком этого способа также является большая длительность и трудоемкость измерений уровней шума.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение времени и трудоемкости испытаний машин для определения и оценки наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин, включающем измерение посредством шумоизмерительной аппаратуры уровня шума на рабочем месте оператора тяговой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создано тормозное усилие, отличительными от прототипа признаками является то, что на динамометрической тележке создают тормозное усилие, соответствующее максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины, определяемое следующей зависимостью: TNmax= (0,58...0,80)Gк, где TNmax - тормозное усилие, созданное на тормозной тележке; Gк - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса тяговой машины; - коэффициент сцепления колеса тяговой машины с опорной поверхностью.

Создание на динамометрической тележке тормозного усилия, соответствующего максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины, позволяет определить наибольший шум на рабочем месте оператора, возникающий при работе машины на всех возможных режимах и условиях.

На фиг. 1 приведена схема реализации способа определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин на примере автогрейдера. На фиг. 2 - зависимость тяговой мощности NТ и уровня шума LР на рабочем месте оператора от силы тяги T для автогрейдера Д3-122.

Были проведены экспериментальные исследования, в результате которых установили, что максимальный шум в кабине тяговых машин имеет место на рабочем режиме, соответствующем наибольшей тяговой мощности. Например, для получения тяговой характеристики автогрейдера Д3-122 (класс 160) проводились тяговые испытания этой машины в полевых условиях в соответствии с ГОСТ /3/. Одновременно в соответствии с ГОСТ /4/ проводилось измерение уровня шума на рабочем месте оператора. Было установлено, что максимальное значение уровня шума LРmax имеет место при наибольшем значении тяговой мощности NТmax машины. Зависимость тяговой мощности NТ и уровня шума LР на рабочем месте оператора от силы тяги T, представленные на фиг. 2, получены при прямолинейном движении автогрейдера Д3-122 на первой передаче коробки передач по связному плотному свежесрезанному суглинистому грунту с влажностью, близкой к оптимальной, при давлении воздуха в шинах 0,6 МПа и полной подаче топлива в двигатель. Наибольший уровень шума LРmax = 99,31 дБА на рабочем месте оператора был зафиксирован при максимальной тяговой мощности автогрейдера NTmax = 43,9 вКт и тормозном усилии TNmax = 50,95 кН, равном силе тяги машины.

При уменьшении тормозного усилия T на динамометрической тележке по сравнению со значением TNmax тяговая мощность NТ и уровень шума LР на рабочем месте уменьшались (фиг. 2).

При увеличении тормозного усилия T на динамометрической тележке по сравнению со значением TNmax увеличивалось буксование колесных движителей, уменьшилась частота вращения коленчатого вала двигателя машины, уменьшилась скорость движения машины, ввиду чего уменьшилась тяговая мощность NТ и уровень шума LР на рабочем месте оператора (фиг. 2). Тормозное усилие TNmax, соответствующее наибольшему уровню шума на рабочем месте оператора и максимальной тяговой мощности тяговой машины, при выбранных условиях работы выразили через T - максимальную силу тяги, определяемую условиями сцепления пневматических шин колесного движителя с грунтом и соответствующую коэффициенту буксования = I: TNmax= KT= KGк, (1) где Gк - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса; K - коэффициент пропорциональности; - коэффициент сцепления колеса машины с опорной поверхностью.

Вертикальную нагрузку Gк на ось ведущего колеса автогрейдера Д3-122 определили по его технической характеристике: Gк = 96,48 кН, значение коэффициента сцепления колеса автогрейдера с опорной поверхностью нашли для плотного свежесрезанного суглинистого грунта по таблице /5, с.111, табл. 16/: = 0,749. Приемлемые значения коэффициента "K" в формуле (1) определили на основе полученных при экспериментальных исследованиях соответствующих значений тормозных усилий T и уровней шума LР на рабочем месте оператора. Подставляя в формулу (1) значения TNmax = 50,95 кН, соответствующее наибольшему уровню шума LРmax = 99,31 дБА, получили K = TNmax/(Gк ) = 50,95/(96,480,749) = 0,705.

Использование этого значения коэффициента "K" для вычисления TNmax дало отличные результаты по измерению наибольшего шума LРmax на рабочем месте оператора при установке на динамометрической тележке вычисленного значения тормозного усилия TNmax.

В соответствии с требованием ГОСта /4/ значение LРmax округляли до целого числа, поэтому допустимой погрешностью при определении значения LPmax приняли - 0,5 дБА. При экспериментальных исследованиях получили наименьшее допустимое значение LРmax:
LРmax = 99,31 - 0,5 = 98,81 ДБа.

На фиг. 2 про этому значению уровня шума нашли соответствующие величины тормозных усилий 42 кН и 58 кН. Поставляя эти усилия как TNmax в формулу (1), получили допустимые значения коэффициента K:
K = 42/(96,480,749) = 0,58,
K = 58/(96,480,749) = 0,80.

Таким образом, для вычисления TNmax можно использовать выражение
TNmax= (0,58...0,80)Gк. (2)
Для всех тормозных усилий, полученных по формуле (2), при экспериментальных исследованиях после измерений уровня шума LР на рабочем месте оператора и округлении его значения до целого числа был получен результат - одно и то же значение LРmax = 99 дБА.

При использовании значений коэффициента "K": K < 0,58 и K > 0,8 погрешность определения наибольшего уровня шума LРmax на рабочем месте оператора может быть равна 1 дБА или превышать 1 ДБа, что недопустимо. Например, при K = 0,53 и K = 0,85 по формуле (1)

Этим значениям тормозного усилия соответствует уровень шума в качестве оператора LР = 98,43 дБА, после округления до целого числа получим LРmax = 98 дБА, что отличается от полученного ранее значения LPmax = 99 дБА на 1 дБА. Аналогичные испытания, проведенные с другими типами тяговых машин (колесные тракторы, скреперы, погрузчики) подтвердили эти выводы.

По предложенному способу наибольший уровень шума на рабочем месте оператора автогрейдера Д3-122 класса 160 определяли следующим образом. Автогрейдер 1 соединили с динамометрической тележкой 2 с помощью дышла 3 (фиг. 1). Для измерения уровня шума на рабочем месте оператора использовали прецизионный шумомер 4 фирмы "Брюль и Къер" (Дания) типа 2203 с набором октавных фильтров типа 1613, установленный в кабине 5 автогрейдера (фиг. 1). Микрофон установили с таким расчетом, чтобы центр мембраны был смещен: а) вверх по вертикали от базисной точки сидения на 700 мм; б) вперед по горизонтали от точки положения, указанного в подпункте а), на 150 мм; в) вправо по горизонтали от точки положения, указанного в подпункте б), на 250 мм. Главную ось микрофона направили вертикально вниз. На шумомере установили временную характеристику "медленно".

Назначили условия и режимы проведения измерений. Например, назначили прямолинейное движение автогрейдера на первой передаче коробки передач по связному плотному свежесрезанному суглинистому грунту с относительной влажностью 22...24% при давлении воздуха в шинах 0,6 МПа и полной подаче топлива в двигатель.

По формуле (2) определяли значение тормозного усилия TNmax, соответствующее наибольшему уровню шума. При этом вертикальную нагрузку Gк на ось ведущего колеса автогрейдера Д3-122 определили по его технической характеристике Gк = 96,48 кН; значение коэффициента сцепления колеса автогрейдера с опорной поверхностью нашли для плотного свежесрезанного суглинистого грунта по таблице /5, с. 111, табл. 16/ = 0,749. Получили
TNmax = (0,58...0,80)96,480,749 = 42...58 кН.

На динамометрической тележке установили значение тормозного усилия TNmax = 50 кН.

При движении автогрейдера с динамометрической тележкой при назначенных режимах и условиях выполняли не менее трех серий измерений шумовых характеристик. За результат измерений принимали среднее арифметическое значение трех измерений. При обработке в результате измерений вносили поправку на частотную характеристику микрофона, на характеристику направленности микрофона, на уровень помех. Правильность определения шумовых характеристик проверяли расчетом уровня шума по значениям измеренного звукового давления в октавных полосах частот и сопоставлением его со значением измеренного уровня шума. Расхождение не превышало 2 дБА. Получили наибольший уровень шума на рабочем месте оператора LРmax = 99,31 дБА. В соответствии с требованием ГОСТа /4/ округлили это значение до целого числа: LРmax = 99 дБА.

Изменяли условия проведения измерений и вновь по формуле (2) вычисляли значение TNmax, устанавливали это тормозное усилие на динамометрической тележке и при движении автогрейдера, сочлененного с динамометрической тележкой, выполняли аналогично измерения шумовых характеристик и обработку результатов измерений.

Таким образом, по сравнению с известными способами определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин, предложенный способ обеспечивает уменьшение времени и трудоемкости испытаний машин в 5... 6 раз.

Источники информации
1. Машины сельскохозяйственные самоходные. Методы определения вибрационных и шумовых характеристик. ГОСТ 12.4.095-80. Издание официальное. Гос. комитет СССР по стандартам. М., 1984.

2. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности. ГОСТ 12.2.002-81. Издание официальное. Гос. комитет СССР по стандартам. М., 1987.

3. Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики. ГОСТ 27247-87. Издание официальное. Гос. комитет по стандартам. М., 1987.

4. Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования. ГОСТ 23941-79. Гос. комитет по стандартам. М., 1986.

5. Н.А.Ульянов Теория самоходных колесных землеройно-транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1969.


Формула изобретения

Способ определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин, включающий измерение посредством шумоизмерительной аппаратуры уровня шума на рабочем месте оператора тяговой машины в процессе движения этой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создано тормозное усилие, отличающийся тем, что на динамометрической тележке создают тормозное усилие, соответствующее максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины, определяемое следующей зависимостью:
TNmax = (0.58 ... 0.80) Gк ,
где TNmax - тормозное усилие динамометрической тележки;
Gк - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса тяговой машины,
- коэффициент сцепления колеса тяговой машины с опорной поверхностью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к виброизмерительный технике и может быть использовано при контроле и диагностике роторного оборудования

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано, например, в паровых турбинах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вертикальных колебаний в сейсмометрии и виброметрии

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при бесконтактном контроле и регулировании тока

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного автоматического контроля параметров движения лопаток ротора турбомашины в процессе испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к технике измерения вибраций и может быть использовано для измерения линейных перемещений и вибраций вращающихся роторов и валов различных агрегатов в машиностроении и энергетике, а также перемещений мембран

Изобретение относится к области измерительной техники, а конкретно к пьезоэлектрическим акселерометрам, в которых элементом преобразования механических колебаний в электрический сигнал является пьезоэлектрический материал и которые могут быть использованы для измерения вибрации машин
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для бесконтактного измерения и непрерывного контроля амплитуды колебаний турбинных и компрессорных лопаток в эксплуатационных условиях при рабочем вращении ротора

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для виброакустического контроля текущего технического состояния действующего роторного технологического оборудования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для вибродиагностики технического состояния низкооборотных энергетических агрегатов гидроэлектростанций и их базовых конструкций
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для бесконтактного измерения и непрерывного контроля амплитуды колебаний турбинных и компрессорных лопаток в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительным устройствам и предназначено для работы в датчиках вибрации

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения виброперемещений при низкочастотных колебаниях, например при испытаниях авиаконструкций на усталость

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения амплитуды низкочастотных колебаний, например, при испытаниях на усталостную прочность авиаконструкций

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике для бесконтактного измерения и непрерывного контроля параметров колебаний турбинных и компрессорных лопаток
Наверх