Способ самостоятельного спасения личного состава подводной лодки и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике и касается технологии спасения личного состава аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении из ее отсеков с повышенным давлением, которая может применяться на подводных лодках ВМФ РФ. Способ состоит в том, что при всплытии с глубины аварии и постоянном вытравливании воздуха из спасательного снаряжения на определенной глубине оставляют в гидрокомбинезоне давление. Оно вытравливается по режиму декомпрессии после всплытия подводника на поверхность. В период компрессии до окружающего давления поддерживают в подкомбинезонном пространстве свободным 25-50% общего объема надетого гидрокомбинезона. Вытравливание воздуха из него прекращают при всплытии при окружающем давлении, в 2-2,5 раза превышающeм внутреннее давление, на которое рассчитана силовая оболочка гидрокомбинезона. После всплытия начинают его снижение, не делая выдержки подводника под этим давлением, до атмосферного. Устройство для реализации способа имеет травящий клапан мембранного типа. Надмембранная полость клапана сообщена с ресивером через седло глубинного автомата. Ресивер сообщен через обратный клапан с воздушным объемом гидрокомбинезона. Глубинный автомат снабжен системой блокировки. Технический результат реализации группы изобретений состоит в повышении безопасности и расширении возможностей самостоятельного спасения личного состава аварийной подводной лодки с минимальной вероятностью декомпрессионных заболеваний. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике и касается спасения личного состава аварийной подводной лодки из ее отсеков с повышенным давлением в спасательном снаряжении, которое может быть использовано на подводных лодках ВМФ РФ.

Известен способ самостоятельного спасения личного состава подводной лодки, заключающийся в том, что при всплытии с глубины аварии и постоянном вытравливании воздуха из спасательного снаряжения на определенной глубине оставляют в гидрокомбинезоне спасательного снаряжения давление, которое после всплытия подводника на поверхность вытравливается по режиму декомпрессии (RU 2110438 C1, МПК: B 63 G 8/40, опублик. 10.05.1998).

Известно устройство для осуществления способа самостоятельного спасения личного состава подводной лодки, содержащее гидрокомбинезон с силовой оболочкой, травящий клапан и устройство для сброса давления (RU 2110438 C1, МПК: B 63 G 8/40, опублик. 10.05.1998).

Однако это устройство при реализации такого способа самостоятельного спасения личного состава подводной лодки обладает низкими эксплуатационными качествами.

Технический результат реализации описываемой группы изобретений заключается в повышении эксплуатационных качеств устройства, повышении безопасности и расширении возможностей самостоятельного спасения личного состава аварийной подводной лодки с минимальной вероятностью декомпрессионных заболеваний.

Это достигается тем, что при реализации описываемого способа, заключающегося в том, что при всплытии с глубины аварии и постоянном вытравливании воздуха из спасательного снаряжения на определенной глубине оставляют в гидрокомбинезоне спасательного снаряжения давление, которое после всплытия подводника на поверхность вытравливается по режиму декомпрессии, согласно изобретению, при заполнении шлюзового устройства и в период компрессии до окружающего давления в подкомбинезонном пространстве поддерживают свободным 25-50% общего объема надетого спасательного гидрокомбинезона, а вытравливание воздуха из гидрокомбинезона прекращают при всплытии при окружающем давлении, в 2-2,5 раза превышающем внутреннее давление, на которое рассчитана силовая оболочка гидрокомбинезона, а затем, после всплытия, не делая выдержки подводника под этим давлением, начинают его снижение до атмосферного.

В устройстве для реализации описываемого способа, содержащем гидрокомбинезон с силовой оболочкой, травящий клапан и устройство для сброса давления, травящий клапан является клапаном мембранного типа, надмембранная полость которого сообщена через седло глубинного автомата с ресивером, который, в свою очередь, сообщен через обратный клапан с воздушным объемом гидрокомбинезона, причем глубинный автомат снабжен системой блокировки.

На чертеже представлена схема описываемого устройства.

Устройство состоит из гидрокомбинезона 1, шланга наполнения воздухом 2, травящего клапана 3 мембранного типа, включающего мембрану 4 и пружину 5, глубинного автомата 6 с системой блокировки, включающей седло 7, клапан 8, пружину 9, рычаг 10, поршень 11 с головкой 12 и штоком 13 с пружиной 14, ресивера 15, обратного клапана 16, устройства 17 для сброса давления и трубопроводов 18, 19, 20.

Описываемый способ спасения осуществляется с помощью этого устройства следующим образом.

Подводник, одетый в гидрокомбинезон 1 с силовой оболочкой, размещается в спасательном люке аварийной подводной лодки (шлюзовом устройстве) и подключает шланг 2 к стационарной системе подачи воздуха. После заполнения спасательного люка водой производится компрессия путем подачи воздуха в гидрокомбинезон 1 через шланг 2. Перед началом компрессии травящий клапан 3 закрыт за счет усилия пружины 5, давящей на его мембрану 4. Усилие пружины 5 отрегулировано таким образом, чтобы клапан 3 открывался, обеспечивая объем воздушной подушки гидрокомбинезона Vв в пределах 25-50% от свободного объема гидрокомбинезона после размещения в нем подводника. В процессе компрессии воздух из воздушной подушки гидрокомбинезона 1 через трубопровод 19 и обратный клапан 16 заполняет трубопровод 18 и ресивер 15, при этом давление в трубопроводе 20 равно атмосферному. При повышении давления в спасательном люке в процессе компрессии до величины, в 2-2,5 раза превышающей внутреннее давление, на которое рассчитана силовая оболочка гидрокомбинезона 1, поршень 11 глубинного автомата 6 перемещается вверх, сжимая пружину 14, и головка 12 входит в зацепление с рычагом 10, обеспечивая тем самым систему блокировки глубинного автомата 6.

После выравнивания давления в спасательном люке и гидрокомбинезоне с забортным автоматически открывается верхняя крышка люка и отсоединяется шланг 2 от стационарной системы. За счет положительной плавучести гидрокомбинезона, создаваемой воздушной подушкой объемом Vв, подводник начинает всплывать. Постоянная скорость всплытия обеспечивается непрерывным вытравливанием воздуха из гидрокомбинезона 1 через травящий клапан 3, при этом величина Vв остается постоянной. При достижении подводником в процессе всплытия глубины, давление на которой в 2-2,5 раза превышает давление, на которое рассчитана силовая оболочка гидрокомбинезона 1, происходит срабатывание глубинного автомата 6: поршень 11 усилием пружины 14 перемещается вниз, а вместе с ним перемещается клапан 8 с рычагом 10, находящимся в зацеплении с головкой 12. Седло 7 открывается, и воздух из ресивера 15 через трубопровод 18 заполняет трубопровод 20. Давление воздуха, воздействуя на мембрану 4, закрывает травящий клапан 3.

При дальнейшем всплытии воздух, находящийся в воздушной подушке Vв гидрокомбинезона 1, расширяется, и воздушная подушка увеличивается. К моменту выхода на поверхность весь объем гидрокомбинезона 1 полностью наполняется воздухом. Давление в гидрокомбинезоне будет соответствовать рабочему давлению силовой оболочки гидрокомбинезона. Выдержка подводника под этим давлением не производится. Снижение давление до атмосферного по заложенному режиму обеспечивает устройство 17 для сброса давления.

Таким образом, описываемый способ и устройство для его осуществления позволяют проводить спасение подводников из отсеков аварийной подводной лодки с повышенным давлением, с больших, чем было ранее, глубин и с минимальным риском декомпрессионных заболеваний, повышенной вероятностью обнаружения подводников на поверхности воды и возможностью спасения их кораблями и судами, не оборудованными водолазными барокамерами, чего не обеспечивают существующие в настоящее время снаряжения.

Формула изобретения

1. Способ самостоятельного спасения личного состава подводной лодки, заключающийся в том, что при всплытии с глубины аварии и постоянном вытравливании воздуха из спасательного снаряжения на определенной глубине оставляют в гидрокомбинезоне спасательного снаряжения давление, которое после всплытия подводника на поверхность вытравливается по режиму декомпрессии, отличающийся тем, что при заполнении шлюзового устройства и в период компрессии до окружающего давления в подкомбинезонном пространстве поддерживают свободным 25 - 50% общего объема надетого спасательного гидрокомбинезона, а вытравливание воздуха из гидрокомбинезона прекращают при всплытии при окружающем давлении, в 2 - 2,5 раза превышающем внутреннее давление, на которое рассчитана силовая оболочка гидрокомбинезона, а затем после всплытия, не делая выдержки подводника под этим давлением, начинают его снижение до атмосферного.

2. Устройство для осуществления способа по п.1, содержащее гидрокомбинезон с силовой оболочкой, травящий клапан и устройство для сброса давления, отличающееся тем, что содержит травящий клапан мембранного типа, надмембранная полость которого сообщена через седло глубинного автомата с ресивером, который сообщен через обратный клапан с воздушным объемом гидрокомбинезона, причем глубинный автомат снабжен системой блокировки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спасательному оборудованию для выхода личного состава из аварийной подводной лодки (АПЛ), лежащей на грунте, и может быть использовано на ПЛ ВМФ, подводных снарядах и других подводных объектах

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному оборудованию

Изобретение относится к спасательным средствам, в частности к средствам обеспечения спасения личного состава аварийных подводных лодок при конструктивном обеспечении герметичности стыковки подводного аппарата с объектом в подводном положении

Изобретение относится к области спасения экипажей с аварийных подводных лодок

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам подводных лодок и предназначено для шлюзования подводников из аварийных подводных лодок, находящихся на грунте

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для вывода людей из объекта через люк, находящийся под водой

Изобретение относится к подводному кораблестроению и может быть использовано на боевой подводной лодке временном носителе спасательного подводного снаряда (СПС) или для тренировки личного состава СПС

Изобретение относится к технике коллективного спасения экипажа с подводной лодки

Изобретение относится к области спасения личного состава аварийной подводной лодки из отсеков с повышенным и нормальным давлением

Изобретение относится к устройствам низкочастотной связи и может быть использовано для аварийной связи водолаза с подводной лодкой

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к конструкции подводных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к стыковочным устройствам подводных аппаратов и может быть использовано для стыковки подводных аппаратов и модулей

Изобретение относится к средствам спасения экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ) в подводном положении с использованием подводного спасательного аппарата (СПА)

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике и касается технологии спасения личного состава аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении
Наверх