Устройство для снятия профилей поверхностей катания колес железнодорожного подвижного состава

 

Изобретение предназначено для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес. Устройство содержит имеющую фиксирующие упоры базу, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка. База выполнена в виде пластины. Масштабная линейка является одним из упоров. Фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью. Его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки. Эта ось проходит ее на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки. Техническим результатом является сокращение затрат времени на выполнение операции съемки. 1 ил.

Предлагаемое изобретение предназначается для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес подвижного состава в процессе его эксплуатации.

Известна конструкция устройства для съемки профилей крестовин (В.Ф. Яковлев. Профилограф для измерения износов крестовин. Жур. "Железнодорожный транспорт" N 9 за 1955 г. Стр. 81, 82, рис. 1, 2 и 3), которое с одинаковым успехом используется для съемки профилей поверхностей катания колес подвижного состава. К его недостаткам можно отнести: - большие затраты времени на съемку каждого колеса (закрепление устройства специальными зажимами на винтах, плавный перенос профиля на бумагу, развинчивание зажимов, замена использованного листа чистым); - высокие требования к освещенности. При съемке профилей колес в затемненном помещении (в депо, под вагонами, в вечернее время суток нужно местное освещение (фонарь); - невозможность переноса изображения на бумагу при атмосферных осадках также ограничивает область применения профилографа, работающего на механическом принципе действия.

Известна конструкция "Бандажного профилографа" (Авторское свидетельство СССР N 201665, 08.09.1967), в которой используется метод фотографирования бандажей колес. Это устройство для снятия профилей поверхности катания колес подвижного состава содержит фиксирующие упоры, базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка.

Методом фотографирования съемка профиля производится быстрее, чем с помощью вычерчивания его на листе бумаги, на пленку в камере фотоаппарата не оказывают воздействие атмосферные условия. Это безусловные преимущества устройства перед аналогом, но оно обладает и рядом недостатков: - при установке устройства на колесе некоторое время затрачивается на регулировку положения отдельных его частей перед съемкой (наводка на резкость объектива, установка зеркала в нужное положение, чтобы отраженный луч падал на снимаемый профиль); - здесь нужен источник света не только для общего освещения, но и для передачи луча через зеркало на поверхность колеса.

При определении среднестатистического профиля изношенных колес в масштабах страны или отдельной отрасли количество фотографируемых колес исчисляется тысячами штук, и сокращение в 3-5 раз интервала времени, необходимого на съемку одного колеса существенно повысило бы производительность процесса.

Устройство по авт. св. N 201665 ближе всего к предлагаемому техническому решению. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения производительности труда за счет сокращения затрат времени на выполнение операции съемки.

Решение задачи обеспечивается за счет того, что база предлагаемого устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

Предлагаемое техническое решение поясняется с помощью чертежа, на котором указаны основные детали устройства: база прибора в виде пластины 1, упоры 2 и 3, фотоаппарат 4, закрепленный неподвижно относительно пластины 1 на полочке 5 в положении, перпендикулярном этой пластине. На колесе 6 приспособление зафиксировано в единственно возможном положении за счет упоров 2 и 3, плотно прижатых к гребню 7 колеса 6. Упор 2 выполнен в виде масштабной линейки, расположенной перпендикулярно пластине 1 в картинной плоскости, след которой показан штрихпунктирной линией 8 на поверхности катания колеса 6.

Поскольку изображение профиля фиксируется на пленке в уменьшенном виде, наличие в кадре масштабной линейки необходимо, чтобы при расшифровки данных получить с помощью фотоувеличителя изображение снимка в масштабе 1:1. При этом масштабная линейка 2 и снимаемый профиль находятся на одинаковом расстоянии от оптической оси ОО (AB= BC) объектива фотоаппарата 4. Это обеспечивает точность изображения даже изношенного колеса.

Устройство работает следующим образом. Для производства снимка необходимо базу прибора (пластину 1) прижать к внутренней нерабочей плоскости колеса 6 так, чтобы оба его упора 2 и 3 уперлись в гребень 7 колеса, и нажать на спуск аппарат. Т.к. база обеспечивает постоянное расстояние между объективом и объектом съемки, аппарат на резкость наводится один раз. Нет необходимости на каждом колесе снова крутить объектив, даже не надо заглядывать в видоискатель, или регулировать какое-то зеркальце, как это предусмотрено в конструкции прототипа. Съемка производится в один прием. Прибор прикладывается в нужном положении к колесу и срабатывает затвор фотоаппарата. По времени операция занимает на более двух секунд. В условиях недостаточной освещенности срабатывает вспышка.

Таким образом, существенные отличия прелагаемого технического решения от прототипа позволяют решить главную задачу, поставленную при разработке предлагаемого изобретения: повышение производительности труда при съемке профилей колес подвижного состава.

Формула изобретения

Устройство для снятия профиля поверхности катания колеса железнодорожного подвижного состава, содержащее имеющую фиксирующие упоры базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка, отличающееся тем, что база устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерений параметров качения на колесах железнодорожных вагонов, движущихся со скоростью маневрирования

Изобретение относится к измерению отклонения колес железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля технического состояния рельсового подвижного состава

Изобретение относится к информационным системам комплексной диагностики технического состояния объектов подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно контроля перекоса осей колесных пар и износа колес по их образующей поверхности, массы и неравномерности загрузки по осям и сторонам вагона, негабаритности подвижного состава, а также инспекции цельности пломб на крышках заливных горловин цистерн при движении поезда и может быть использовано в диспетчерских и др

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для автоматического бесконтактного измерения износа толщины реборды железнодорожных (ЖД) колес подвижных составов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения геометрических параметров колес железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к колейному рельсовому транспорту, в частности к взаимодействующим между собой во время движения по рельсовой колее колесным парам подвижного состава и рельсами железнодорожной колеи, в результате чего происходит взаимное контактирование и износ гребней колес и внутренних боковых граней рельсов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам диагностики технического состояния объектов железнодорожного транспорта, и может быть использовано для контроля параметров износа ходовых частей, перекоса осей колесных пар в колесе и изгиба вала колесной пары движущегося поезда

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля электрофизических параметров объектов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике измерения геометрических параметров колесной пары подвижного состава, меняющихся в процессе эксплуатации и ответственных за безопасность движения, и направлено на повышение точности мониторинга

Изобретение относится к средствам для измерения величины износа колес в процессе движения транспортного средства

Изобретение относится к вспомогательному железнодорожному оборудованию

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам диагностики технического состояния железнодорожной колеи

Изобретение относится к измерительным устройствам, которые могут использоваться для осмотра и освидетельствования колесных пар вагонов железных дорог

Изобретение относится к измерительным системам для контроля геометрических размеров цилиндрических изделий и, в частности, для определения диаметра колесных пар железнодорожного подвижного состава в условиях его движения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для автоматизированного контроля технического состояния колесной пары и ее положения относительно рельсового пути подвижного состава железнодорожного транспорта
Наверх