Кулачок механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Задача изобретения - достижение оптимальных геометрических, кинематических и динамических параметров кулачкового механизма путем прямого задания профиля кулачка в аналитическом виде, с использованием простых функций, в частности степенных полиномов. Профиль поверхности кулачка выполнен в виде кривой подъема плоского толкателя, содержащей не менее 4 участков, каждый из которых описывается выражением где hi - высота подъема плоского толкателя на i-м участке; - текущее значение угла поворота кулачка, аio...ain - коэффициенты, определяемые из граничных условий. С целью достижения оптимальных параметров кулачкового механизма на всем рабочем диапазоне число участков и число членов степенного полинома, описывающего подъем плоского толкателя на каждом из них, находятся в пределах i4, n8. Преимущественная область применения - легковые автомобили. 3 з.п.ф-лы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен профиль кулачка, выполненный по методу "полидайн", предложенному У.Дадли (Dudley W.) в 1958 г., и усовершенствованному позже Т.Сореном, В. С. Бениовичем и др., и имеющему по признанию ряда авторов наиболее широкое распространение. В частности, в ОАО "АВТОБАЗ" в настоящее время при новом проектировании также применяется метод "полидайн". Метод описан, например, в Л. В. Корчемный, Механизм газораспределения двигателя. Кинематика, динамика, расчет на прочность, М., Машиностроение, 1964 г., стр. 138...147 [1].

Подъем плоского толкателя при расчете по методу "полидайн" описывается выражением где Hk - максимальный подъем плоского толкателя; - текущий угол поворота кулачка (начало отсчета от вершины кулачка); Ф - угол профиля кулачка (от конца сбега до вершины); k, р, q, r - последовательные четные числа; C2, Ck, Cp, Cq, Cr - коэффициенты, определяемые из граничных условий.

Практическое использование данного метода выявило следующие его недостатки.

Граничные условия для определения коэффициентов полинома выбираются из условия оптимальности динамических параметров механизма при работе на отдельных скоростных режимах. При этом, как указывается, например в [1], стр. 146-147, на других режимах кулачок, рассчитанный по данному методу, вызывает колебания большей амплитуды, чем другие "некоррегированные" кулачки. Из-за того, что весь профиль подъема плоского толкателя описывается одним полиномом, задание различных по форме и значению граничных условий для отдельных участков профиля либо невозможно, либо существенно ограничено их взаимной зависимостью. Так как указанный полином содержит всего 5 неизвестных коэффициентов, то соответственно при расчете профиля кулачка возможно задание лишь 5-ти граничных условий для всей его поверхности. Это существенно ограничивает возможность варьирования кинематическими и динамическими параметрами профиля в целом и на отдельных его участках в частности.

В авторском свидетельстве СССР N 1539346, МПК 01 L 1/08, публ. БИ 4/90, описывается по существу овальный (два радиуса) симметричный кулачок. Другими словами, профиль описан тремя функциями второго порядка типа F(x2, y2) = A, причем две из них - симметричны.

По классу МПК 01 L 1/08 приведены различные известные профили кулачков привода клапанов ДВС, защищенные авторскими свидетельствами СССР N N 1237778, публ. БИ 22/86; 1539346, БИ 4/90; 1751367, БИ 28/92; 1740710, БИ 22/92; 1624195, БИ 4/91, 1740711, БИ 22/92, 1738096, БИ 20/92; 1617163, БИ 48/90; 1575629, от 27.11.84 г.; патентом России N 2001291, БИ 37-38/93. В данном случае речь идет не о прямом аналитическом описании профиля, а об отыскании его по задаваемой различными способами производной второго или 3-4 порядков.

В качестве прототипа принят кулачок для привода толкателя, описанный в авторском свидетельстве СССР N 1575629, МПК F 01 L 1/08, БИ 24/95, профиль рабочей поверхности которого выполнен в виде кривой, выраженной соотношением , где h - высота подъема толкателя;
а - радиус начальной окружности кулачка;
b - сумма радиуса начальной окружности кулачка и максимальной высоты подъема толкателя;
p - константа, определяющая угол поворота;
- текущее значение угла поворота кулачка;
k, m, i, t, - показатели степени.

В прототипе речь идет о прямом задании профиля кулачка в аналитическом виде. Весь профиль рабочей поверхности кулачка описан одной, достаточно сложного вида (с точки зрения анализа, дифференцирования и интегрирования) функцией, что не позволяет использовать различные граничные условия на каждом из участков отдельно и находить, соответственно, наиболее оптимальные решения для каждого из них с помощью более простой функции.

Решение рассматриваемой технической задачи направлено на достижение оптимальных геометрических, кинематических и динамических параметров кулачкового механизма путем прямого задания профиля кулачка в аналитическом виде, с использованием более простых функций, в частности степенных полиномов.

Решение технической задачи заключается в том, что в известном кулачке механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания профиль поверхности кулачка выполнен в виде кривой подъема плоского толкателя, состоящей из не менее чем 4-х участков, каждый из которых описывается выражением
,
где hi - высота подъема плоского толкателя на i-ом участке;
- текущее значение угла поворота кулачка;
aio ... ain - коэффициенты, определяемые из граничных условий.

С целью достижения оптимальных параметров кулачкового механизма на всем рабочем диапазоне, число участков и число членов степенного полинома, описывающего подъем плоского толкателя на каждом из них, находятся в пределах
i 4
i 8 .

С целью достижения оптимальных геометрических, кинематических и динамических параметров кулачкового механизма, значения коэффициентов степенных полиномов "ain" для каждого из участков определяются из граничных условий имеющих вид
hi = Hij
,
где k - порядок производной;
Hij и Aij - значения подъемов и производных k-го порядка заданных для j-ой точки i-го участка.

Причем число граничных условий выбирается таким образом, чтобы при соблюдении условий i 4 и n 8, как минимум, было определено равенство значений подъемов, первой, второй и третьей производных на граничных точках соседних участков и на крайних точках всего профиля, и чтобы их было достаточно для отыскания значений всех коэффициентов "аin".

Оптимальные значения геометрических, кинематических и динамических параметров кулачкового механизма на каждом из участков в отдельности достигаются с помощью задания их в виде граничных условий для отыскания коэффициентов степенных полиномов.

Таким образом, предлагаемое техническое решение задачи предусматривает прямое задание профиля кулачка в аналитическом виде. При этом, в сравнении с прототипом, различны функции и вместо описания всего профиля рабочей поверхности одной (достаточно сложного вида) функцией предлагается использовать более простые (с точки зрения анализа, дифференцирования и интегрирования) функции - степенные полиномы, но не менее четырех, для описания всего профиля. Это позволяет использовать различные граничные условия на каждом из участков отдельно и находить, соответственно, наиболее оптимальные решения для каждого из них с помощью более простой функции.

Преимущество предлагаемого технического решения в сравнении с известным решением заключается в том, что в зависимости от поставленной задачи конкретные кинематические или динамические параметры (подъем, скорость, ускорение или производные более высоких порядков) вводятся в граничные условия прямой задачи, и отыскивается необходимое решение (вид профиля).

Например: с точки зрения акустики важно снизить скорость посадки клапана в седло, - значит, на соответствующем участке в качестве граничного условия задается скорость опускания плоского толкателя, причем не в одной какой-то точке, а с учетом технологических допусков, износов, теплового состояния и др. скорость поддерживается постоянной в необходимом диапазоне по высоте подъема. Аналогичным образом на каждом из участков конструктор указывает и другие необходимые ему условия.

Практически на дату оформления материалов заявки:
Составлена программа, реализующая предлагаемый способ в виде приложения (макроса) к программе ф. Microsoft "Excel".

Разработано около 10-ти профилей кулачков для спортивных двигателей и около 8-ми профилей кулачков для автомобилей серийного производства.

Многие из них находятся на испытании в составе двигателей.


Формула изобретения

1. Кулачок механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что профиль рабочей поверхности кулачка выполнен виде кривой подъема плоского толкателя, состоящей из не менее чем 4 участков, каждый из которых описывается выражением

где hi - высота подъема плоского толкателя на i-м участке;
- текущее значение угла поворота кулачка;
aio ... ain - коэффициенты определяемые из граничных условий.

2. Кулачок по п.1, отличающийся тем, что число участков и число членов степенного полинома описывающего подъем плоского толкателя на каждом из них находятся в пределах: i 4, n 8.

3. Кулачок по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что значения коэффициентов степенных полиномов ain для каждого из участков определяются из граничных условий имеющих вид
hi = Hij,

где k - порядок производной;
Hij и Aij - значения подъемов и производных k-го порядка заданных для j-й точки i-го участка;
причем число граничных условий выбирается таким образом, чтобы при соблюдении условий i 4 и n 8, как минимум, было определено равенство значений подъемов, первой , второй и третьей производных на граничных точках соседних участков и на крайних точках всего профиля, и чтобы их было достаточно для отыскания значений всех коэффициентов ain.

4. Кулачок по пп.1 - 3, отличающийся тем, что оптимальные значения геометрических, кинематических и динамических параметров кулачкового механизма на каждом из участков в отдельности достигаются с помощью задания их в виде граничных условий для отыскания коэффициентов степенных полиномов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобиле-тракторостроению и может быть использовано в моторостроении механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и может быть использсвано при проектировании и доводке механизма привода клапанов с плоскими толкателями высокооборотных двигателей средней мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к механизмам газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в механизмах газораспределения две

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к газораспределительному механизму двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к устройству для привода плунжерного насоса

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство управления газообменом в поршневом двигателе установлено между кулачковым устройством (5) распределительного вала двигателя и впускным клапанным механизмом. Устройство (7) управления содержит корпус (8), в котором с возможностью перемещения расположено поршневое устройство (9). Корпус (8) и поршневое устройство (9) вместе образуют первую камеру (13), в которую может избирательно подаваться гидравлическая среда для обеспечения задержки закрытия впускного клапана (3). Кулачковое устройство (5) включает в себя профиль (5') кулачка, имеющий участок (5с), расположенный под основной окружностью (5а) профиля (5') кулачка. Участок (5с) профиля (5') кулачка под основной окружностью (5а) выполнен с возможностью использования для управления сбросом давления в первой камере (13). Поршневое устройство (9) выполнено с возможностью соединения с передачей усилия с распределительным валом (4) по меньшей мере в направлении открытия впускного клапана. Первая камера (13) соединена со второй камерой (17) через канал (16). Отверстие канала (16) во вторую камеру (17) избирательно регулируется направляющим элементом (10), расположенным во второй камере (17) между кулачковым устройством (5) и поршневым устройством (9). Направляющий элемент (10) перемещается посредством участка (5с) профиля (5') кулачка под основной окружностью (5а) в положение, в котором канал (16) во вторую камеру (17) открыт, а давление в первой камере (13) сброшено. Технический результат заключается в увеличении подачи воздуха во время открытия клапана. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Клапанное управляющее устройство предназначено для, по меньшей мере, одного клапана двигателя внутреннего сгорания, в котором перемещение, по меньшей мере, одного кулачка (2) распределительного вала (3) передается штоку (5) клапана (1) при помощи передаточного механизма (4). Передаточный механизм (4) содержит, по меньшей мере, одно передаточное приспособление (7), установленное с возможностью вращения на оси (6). Передаточное приспособление (7) выполнено в виде коромысла (10) или тянущего рычага и соединено с распределительным валом (3) при помощи контактного элемента (8), расположенного на передаточном приспособлении (7). Контактная поверхность (19) контактного элемента (8) и окружная поверхность (20) кулачка (2) имеют, по меньшей мере на некоторых участках, изогнутые и соответствующие друг другу контуры в осевом направлении (21). Передаточное приспособление (7) установлено с возможностью осевого перемещения на корпусе (11) оси (6). Раскрыты способ ограничения осевого перемещения передаточного приспособления и двигатель внутреннего сгорания. Технический результат заключается в снижении относительного перемещения в осевом направлении двух контактирующих деталей клапанного управляющего устройства относительно друг друга. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение может быть использовано в газораспределительных механизмах двигателей внутреннего сгорания. Газораспределительное устройство способно изменять величину подъема клапана двигателя. Газораспределительное устройство содержит базовый элемент (10) кулачка, расположенный на кулачковом валу (S). Базовый элемент (10) кулачка вращается совместно с кулачковым валом (S). Выступающий элемент (12) кулачка выполнен с возможностью перемещения относительно базового элемента (10) кулачка. Выступающий элемент (12) кулачка включает в себя основную часть кулачка и толкающую часть. Толкающая часть смещена от местоположения основной части кулачка. Упругий элемент (18) расположен между базовым элементом (10) кулачка и выступающим элементом (12) кулачка. Механизм фиксации предназначен для фиксации выступающего элемента кулачка на базовом элементе кулачка. Выступающий элемент кулачка подвижен относительно базового элемента кулачка между первым положением и вторым положением. Толкающая часть выступающего элемента кулачка находится в выступающем положении относительно базового элемента кулачка. Основная часть кулачка находится в невыступающем положении относительно базового элемента (10) кулачка, когда выступающий элемент (12) кулачка находится в первом положении. Толкающая часть находится в невыступающем положении относительно базового элемента (10) кулачка, а основная часть кулачка находится в выступающем положении относительно базового элемента (10) кулачка, когда выступающий элемент (12) кулачка находится во втором положении. Выступающий элемент (12) кулачка имеет возможность для перемещения со стороны первого положения в сторону второго положения, когда выступающий элемент (12) кулачка смещен к первому положению упругим элементом (18), а толкающая часть подталкивается клапаном двигателя или толкающим элементом, соединенным с клапаном двигателя. Выступающий элемент кулачка сконфигурирован для фиксации на базовом элементе (10) кулачка механизмом фиксации, когда выступающий элемент (12) кулачка находится во втором положении. Технический результат заключается в предотвращении резкого движения выступающего элемента кулачка относительно базового элемента кулачка. 8 з.п. ф-лы, 46 ил.
Наверх