Способ диагностики наличия трещины в детали

 

Изобретение относится к диагностике технического состояния и оценке остаточного ресурса деталей. Изобретение заключается в том, что по результатам испытания образцов изделия исследуемого материала на изгиб в условиях циклического нагружения при заданной температуре определяют зависимость отношения прогиба в момент начала его быстрого увеличения к прогибу в начальный момент нагружения от числа циклов нагружения в момент начала быстрого увеличения прогиба изделия из исследуемого материала. Полученную зависимость аппроксимируют линейной функцией и из полученного при этом уравнения определяют прогиб детали в момент начала его быстрого увеличения. Диагностическим признаком наличия трещины является превышение или равенство измеренного при циклическом нагружении значения прогиба детали относительно прогиба, определенного из уравнения. Данное изобретение позволяет повысить точность оценки состояния детали. 1 табл., 13 ил.

Изобретение относится к области диагностики состояния материала деталей.

Существующие способы диагностики наличия трещин в материале деталей в местах, недоступных для визуального осмотра и дефектоскопии, в частности валов, основаны на изменении изгибной жесткости вала, вызванном трещиной. Изгибная жесткость вала может измеряться косвенными методами, например по уклонам шеек вала, связанных с прогибом от собственного веса. Наличие трещины определяют по факту отклонения среднего значения разности уклонов двух шеек от ранее измеренной нормальной величины, степень повреждения сечения вала - по относительной величине этого отклонения, продольное сечение трещины - по положению вала, при котором разность уклонов шеек максимальна, а поперечное сечение трещины - по соотношению изменений уклонов шеек между собой (а.с. N SU 1719962, МПК G 01 N 3/00, опубликовано 23.12.92.).

При этом известно также по результатам использования регистрации прогиба образцов для изучения процесса усталости, что изменение изгибной жесткости деталей является следствием усталостных процессов в материале детали и до определенного момента может происходить без образования трещин значительных размеров в материале детали (Я.С. Сегал. Использование регистрации прогиба образца для изучения процесса усталости. Сб.: Прочность металлов при циклических нагрузках. Материалы IV совещания по усталости металлов 14-17 марта 1966 г. М.: Наука, 1967, с.66-71).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому, является способ диагностики поперечной трещины вала, защищенный патентом Российской Федерации N RU 2082143, МПК G 01 N 3/00, опубликован 20.06.97.

Способ диагностики поперечной трещины вала заключается в измерении радиальных биений сечений вала в вертикальной плоскости и определении параметра, характеризующего наличие или отсутствие трещины, измерение радиальных биений при этом производят, по крайней мере, в восьми точках по окружности, затем строят два периода кривой биения, находят среднюю линию, пересекающую кривую таким образом, что величина биений в точке пересечения повторяется через 180o, определяют амплитудные отклонения кривой в обе стороны от средней линии, в качестве параметра, характеризующего наличие или отсутствие трещины, выбирают отношение большего амплитудного отклонения кривой от средней линии к меньшему отклонению, диагностическим признаком наличия трещины является превышение этого отношения значения 1,2.

Недостатки известного способа выявляются если обратить внимание на тот факт, что место и число мест зарождения критической трещины, то есть трещины, приводящей к окончательному разрушению детали, определяется условиями эксплуатации, историей нагружения и конструктивно-технологическими параметрами конкретной детали. Следовательно, при зарождении двух и более усталостных трещин возможна ситуация, когда измерение биений или уклонов шеек вала не покажет наличие трещин. Кроме того, возможно образование и быстрое развитие усталостных трещин после проведения процедуры диагностики.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением - создание способа, повышающего достоверность оценки состояния материала детали и применимого в процессе эксплуатации детали.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности результатов. Изобретение может также служить основой для разработки систем автоматического мониторинга технического состояния и оценки остаточного ресурса деталей.

Указанный результат достигается тем, что в способе диагностики трещины детали, работающей при циклическом нагружении, измеряют прогиб детали при циклическом нагружении fизд, по результатам испытания образцов материала на изгиб при циклическом нагружении при заданной температуре строят зависимость отношения прогиба в момент начала быстрого увеличения fт к прогибу в начальный момент нагружения при статической нагрузке f0, аппроксимируют полученную зависимость и из уравнения fт/f0=CNTB, где В и С - эмпирические константы материала, приравнивают текущее число циклов нагружения детали N к числу циклов нагружения детали на момент образования трещины критического раскрытия NT, определяют прогиб детали на момент образования трещины критического раскрытия fT, а диагностическим признаком наличия трещины является превышение или равенство fизд вычисленному значению fT.

Способ осуществляется следующим образом.

Для каждого образца материала получают зависимость прогиба от числа циклов нагружения при заданной температуре. С кривой прогиба образца снимают значения f0, fT и NT, где f0 - прогиб в начальный момент времени; fT и NT - прогиб и число циклов (циклическая долговечность) в момент образования трещины критического раскрытия. Этот момент определяется по началу быстрого увеличения прогиба образца.

Далее строят зависимость отношения прогиба в момент начала быстрого увеличения fT к прогибу в начальный момент нагружения при статической нагрузке f0 от числа циклов нагружения NT в логарифмических координатах, аппроксимируют полученную зависимость для серии образцов линейной функцией вида lg(fT/f0) = BlgNT+lgC, где В и С - искомые эмпирические константы материала.

Приравнивая число циклов нагружения детали на момент диагностики N к числу циклов до образования трещины критического раскрытия NT и определяя начальный прогиб детали f0 в начальный момент эксплуатации, из уравнения fT/f0= CNTB определяют прогиб детали при образовании трещины критического раскрытия fT. Измерив прогиб детали fизд на данный момент времени, делается сравнение с расчетным значением fT. Диагностическим признаком наличия трещины критического раскрытия в материале детали является превышение или равенство fизд вычисленному значению fT.

Пример реализации способа.

Были использованы цилиндрические образцы стали 40Х тип 1 (ГОСТ 25.502-79) после различных технологий обработки. Например: правка; нитроцементация (190-200oC) на слой 0,4-0,65 мм, твердость 58-60 HRC; нитроцементация с последующей правкой; нитроцементация, последующая правка, затем дробеструйная обработка; нитроцементация и закалка.

Кривые прогибов образцов при испытании на консольный изгиб с вращением (50 Гц) в нормальных условиях (комнатная температура, воздух приведены на фиг. с 1 по 11. Результаты экспериментов - значения f0, fT, NT, lg(fT/f0) и lg(NT) сведены в таблицу. На фиг. 12 приведены значения lg(fT/f0) и lg(NT), аппроксимированные линейной функцией lg(fT/f0)= -0,0759lg,NT +0,5732 с коэффициентом корреляции r=0,96.

Это соответствует уравнению критической повреждаемости при циклическом нагружении fT/f0=3,7428NT-0,0759 или fT=f03,7428NT-0,0759 Диагностика наличия трещины в материале детали проводилась для цилиндрического образца стали 40Х тип 1 (ГОСТ 25.502-79) после нитроцементации на слой 0,5 мм с последующим отпуском при температуре 200oC, твердость 58-60 HRC. Кривая изменения прогиба образца в процессе циклического нагружения приведена на фиг. 13.

В начальный момент времени прогиб образца f0 = 4,42 мм; через 9,8105 циклов нагружения прогиб образца fизд=5,87 мм; через 1,43106 циклов нагружения прогиб образца fизд = 6,07 мм.

На момент N=9,8105 циклов расчетное значение fT=5,89 мм, при этом fизд < fT, то есть трещина еще не сформировалась. На момент N=1,45106 циклов расчетное значение fT = 5,77 мм, fизд > fT, в материале образца уже есть трещина. При числе циклов N= 1,47106 образец сломался.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить достоверность оценки состояния материала детали и применим в процессе эксплуатации детали.

Формула изобретения

Способ диагностики наличия трещины в детали, отличающийся тем, что измеряют прогиб детали при циклическом нагружении изд, по результатам испытания образцов материала на изгиб при циклическом нагружении при заданной температуре строят зависимость отношения прогиба fт в момент начала его быстрого увеличения к прогибу f0 в начальный момент нагружения при статической нагрузке от числа циклов нагружения Nт в момент начала быстрого увеличения прогиба, аппроксимируют полученную зависимость линейной функцией вида lg(fт/f0) = BlgNт + lgC, где В и С - искомые эмпирические константы материала, задают величину Nт равной текущему числу циклов нагружения детали N и для детали из уравнения fт/f0 = СNтB определяют прогиб в момент начала его быстрого увеличения fт, а диагностическим признаком наличия трещины является превышение или равенство fизд вычисленному значению fт.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к анализу технического состояния оборудования, а именно к способам оценки остаточного ресурса изделий из металлических материалов, работающих в условиях циклического нагружения, по результатам натурных измерений

Изобретение относится к исследованию повреждаемости материалов, а именно к способам определения характеристик сопротивления материалов усталостному разрушению, и может использоваться для определения остаточного ресурса изделий, для прогноза ресурса изделий при проектировании и для определения изменения изгибной жесткости деталей под воздействием циклических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области механических испытаний материалов

Изобретение относится к области механических испытаний и предназначено для контроля параметров качества конструкций

Изобретение относится к производству железобетонных изделий и может быть использовано при выборочном или сплошном неразрушающем контроле готовых строительных изделий из железобетона

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при промежуточном контроле изделий на основе бетона и обследовании уже построенных зданий

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для динамических испытаний элементов воздушного винта летательного аппарата, например, лопастей винта вертолета, при комбинированных нагрузках

Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии

Изобретение относится к медицине, в частности к клинической лабораторной диагностике

Изобретение относится к медицине, в частности к клинической лабораторной диагностике

Изобретение относится к медицине, биотехнологии и может быть использовано в диагностике системных аутоиммунных заболеваний и для контроля эффективности лечения

Изобретение относится к медицине, биотехнологии и может быть использовано в диагностике системных аутоиммунных заболеваний и для контроля эффективности лечения
Изобретение относится к области медицины, в частности к гастроэнтерологии и педиатрии
Изобретение относится к медицине, в частности к физическому анализу жидких биологических материалов, и может быть использовано в качестве дополнительного теста при диагностике ревматического заболевания
Изобретение относится к медицине, в частности к физическому анализу жидких биологических материалов, и может быть использовано в качестве дополнительного теста при диагностике ревматического заболевания

Изобретение относится к области медицины, в частности к лабораторным методам исследования

Изобретение относится к области медицины, в частности к лабораторному методу исследования биологических жидкостей

Изобретение относится к зажимам для испытания текстильных материалов и применяется для определения механических и акустических параметров текстильных материалов при проведении стандартных испытаний на разрывной машине
Наверх