Тормозная жидкость

 

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники. Жидкость имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров 43-48; полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 10-14; 2,4-диэтил-3-н-пропилпентанолид-5 1-3; ингибиторы коррозии 0,5-1,0; моноэтиловый эфир диэтиленгликоля до 100. Технический результат - повышение температурных характеристик тормозной жидкости, улучшение ее противоизносных свойств. 1 табл.

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники.

Известны жидкости для гидравлических систем на основе эфиров гликолей и полиоксиалкиленгликолей. Так, тормозная жидкость /А.с. 364228, С 10 М 3/14, 1972 г./ содержит моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полиоксипропиленгликоль молекулярной массы 500-3000, сложный эфир кислот фракции С56 и моноэтилового эфира диэтиленгликоля и антикоррозионные присадки. Эта жидкость имеет невысокие температурные характеристики, резко ухудшающиеся при попадании в нее в процессе эксплуатации воды, вследствие чего срок ее службы сокращается.

Наиболее близкой по составу к предлагаемой является тормозная жидкость /Хаврова Л. Е. и др. Защита гликолевых тормозных жидкостей от воздействия воды. - Химия и технология топлив и масел, 1983, 11, с. 21-22/, содержащая 49 мас. % моноэтилового эфира диэтиленгликоля /этилкарбитола/, 31 мас.% полиоксипропилендиолов /молекулярной массы 1000/ и 20 мас.% боратов моноэтилового эфира триэтиленгликоля и диэтиленгликоля /50%-ный раствор в моноэтиловом эфире диэтиленгликоля/.

За счет содержащихся в этой жидкости боратов, связывающих попадающую в нее при эксплуатации воду, срок ее службы увеличивается. Однако эта жидкость имеет недостаточно высокие температурные характеристики, а также несколько сниженные противоизносные свойства, являющиеся важным показателем надежности работы тормозной системы.

Целью настоящего изобретения является как повышение температурных характеристик тормозной жидкости, так и улучшение ее противоизносных свойств, что обеспечивает надежность эксплуатации тормозной системы в жестких условиях и продлевает срок ее службы.

Поставленная цель достигается тем, что тормозная жидкость, содержащая моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров, полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000, лактон и ингибиторы коррозии при следующем соотношении компонентов, мас.%: месь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров - 43-48 полиоксипропиленгликоль - 10-14 лактон - 1-3 ингибиторы коррозии - 0,5-1,0 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 в качестве смеси боратов содержит эфиры борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас.%: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - 0-7 сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80-100 в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75-99
сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0-20
и в качестве лактона содержит 2,4-диэтил-3-н-пропилпентанолид-5.

Повышенное по сравнению с прототипом содержание боратов улучшает температурные характеристики тормозной жидкости. Однако сокращение доли полиоксипропиленгликоля, являющегося смазывающим компонентом тормозной жидкости, несколько снижает ее противоизносные свойства. Для повышения противоизносных свойств тормозной жидкости, важных для надежной и длительной работы тормозной системы, в состав включен лактон, обладающий смазывающим действием. Содержание лактона из-за его малой растворимости в воде лимитировалось показателем "совместимость тормозной жидкости с водой".

В качестве ингибиторов коррозии могут использоваться морфолин и бензотриазол или другие ингибиторы, применяемое в гликолевых тормозных жидкостях.

Примеры конкретных составов.

Состав 1.

Смесь боратов получают этерификацией из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас.%:
моноэтиловый эфир диэтиленгликоля /этилкарбитол/ - 0
сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80
в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75
сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 20
Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, мас.%:
смесь боратов - 48
полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 14
2,4-диэтил-3-н-пропилпентанолид /лактон/ - 0
морфолин - 0,9
бензотриазол - 0,1
этилкарбитол - до 100
Состав 2.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас. %:
этилкарбитол - 0
сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80
в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75
сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 20
Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, мас.%:
смесь боратов - 48
полиоксипропиленгликоль - 14
лактон - 1
морфолин - 0,9
бензотриазол - 0,1
этилкарбитол - до 100
Состав 3.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас. %:
этилкарбитол - 7
сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 80
в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75
сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 13
Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, мас.%:
смесь боратов - 43
полиоксипропиленгликоль - 10
лактон - 2
морфолин - 0,7
бензотриазол - 0,05
этилкарбитол - до 100
Состав 4.

Смесь боратов получают из борной кислоты и смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас. %:
этилкарбитол - 7
сумма моноэтиловых эфиров триэтиленгликоля и тетраэтиленгликоля - 93
в том числе моноэтилового эфира триэтиленгликоля - 75
сумма диэтиленгликоля и триэтиленгликоля - 0
Тормозная жидкость, содержащая полученную смесь боратов, имеет следующий состав, мас.%:
смесь боратов - 43
полиоксипропиленгликоль - 10
лактон - 3
морфолин - 0,7
бензотриазол - 0,05
этилкарбитол - до 100
Испытания противоизносных свойств проводились на приборе трения МТ-25 на паре "ролик-пластина" при температуре /701/oС в течение 30 минут. Ролик марки ДЩ-550 ОНР ГОСТ 6870 из стали ШХЕ ГОСТ 4727, пластина толщиной 1 мм с отверстием диаметром 5,1 мм из алюминиевого сплава Д 16 ЕТ ГОСТ 4704. Скорость вращения ролика 1400 об/мин, нагрузка на ролик в зоне контакта пар трения 2,9 кгс. Оценочный параметр износа пластины - изменение размера отверстия пластины в зоне трения за время испытаний.

В таблице приведены результаты испытаний тормозной жидкости составов 1-4 и прототипа и требования стандарта FMVSS 116 для типа ДОТ 3.

Как видно из таблицы, предлагаемая тормозная жидкость /составы 2-4/ обладает по сравнению с прототипом более высокими температурными характеристиками. Ее противоизносные свойства лучше, чем в жидкости с такими же высокими температурными характеристиками, но не содержащей лактон /состав 1/, и лучше противоизносных свойств прототипа.

Использование предлагаемой тормозной жидкости позволит повысить надежность и увеличить срок службы гидроприводов тормозов и сцеплений автомобильной техники.

При этом по другим показателям предлагаемая тормозная жидкость соответствует требованиям международного стандарта FМVSS 116 для типа ДОТ 3.


Формула изобретения

Тормозная жидкость, содержащая моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000, смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров и ингибиторы коррозии, отличающаяся тем, что дополнительно содержит 2,4-диэтил-3-н-пропилпентанолид-5 в качестве компонента, улучшающего противоизносные свойства, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров - 43-48
Полиоксипропиленгликоль средней молекулярной массы 1000 - 10-14
2,4-Диэтил-3-н-пропилпентанолид-5 - 1-3
Ингибиторы коррозии - 0,5-1,0
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средам, применяемым при обработке металлов резанием на операциях точения, сверления, фрезерования и шлифования

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки поверхностей трения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки поверхностей трения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, в частности к консервационным смазкам, и может быть использовано для временной защиты от коррозии внутренних и наружных поверхностей изделий из черных металлов и их сплавов

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средствам для механической обработки металлов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу экологически безопасной смазочной композиции, предназначенной главным образом для смазки дейдвудного вала

Изобретение относится к составам трудновоспламеняемых гидравлических жидкостей

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазочноохлаждающей жидкости (СОЖ) для механической обработки металлов

Изобретение относится к технологическим смазкам и может быть использовано при обработке металлов давлением, преимущественно при холодной штамповке

Изобретение относится к области смазочных материалов, конкретно к ( - iV

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники
Наверх