Соединение трубопроводов

 

Изобретение относится к резьбовым соединениям трубопроводов с врезающимся кольцом (ВК) и может быть использовано в гидро- и пневмосистемах, работающих под давлением. В соединении передняя часть врезающегося кольца выполнена с криволинейной внешней и внутренней поверхностями. Рабочая кромка расположена на внешней поверхности. Задняя часть снабжена бандажом. Форма бандажа в виде незамкнутой петли. Изобретение увеличивает радиальную и осевую жесткость задней части кольца и снижает аксиальные усилия при затяжке соединения за счет уменьшения радиальной и осевой жесткости передней части врезающегося кольца. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям трубопроводов с врезающимся кольцом для осевого монтажа, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где применяются гидро- и пневмосистемы, работающие под высоким давлением.

Известны аналоги заявляемого изобретения. Одним из них является действующий ГОСТ 23354-78 "Соединения трубопроводов резьбовые. Кольца врезающиеся". Данное соединение на одном конце соединяемого трубопровода имеет штуцер. На конец другого соединяемого трубопровода надевается накидная гайка и врезающееся кольцо. Врезающееся кольцо имеет переднюю кромку, врезающуюся в трубопровод при выполнении соединения, и утолщенную заднюю часть в виде кольцевого выступа, который имеет приемный конус с углом 90o с торцевой части для улучшения контакта с буртом накидной гайки. Однако такое выполнение налагает определенные ограничения на условия его применения, так как надежное соединение возможно при высокой точности исполнения врезающегося кольца и использовании труб повышенной точности, то есть калиброванных труб при условии, что зазор между наружным диаметром трубы и диаметром кольца не превышает 0,1...0,15 мм.

Другим аналогом является изобретение "Соединение трубопроводов" (А. с. 1634931, МПК 5 F 16 L 19/08), содержащее штуцер, уплотнительное кольцо и накидную гайку. В передней части уплотнительного кольца выполнена наружная коническая поверхность, сопрягающаяся с конической поверхностью штуцера, причем угол конуса штуцера выполнен больше, чем угол конуса передней части уплотнительного кольца на величину его упругой деформации при врезании, и составляет не менее одного и не более двух градусов.

К недостаткам аналога относится большая радиальная жесткость уплотнительного кольца, что увеличивает аксиальные усилия и снижает эффективность его врезания. Разность углов конусности внутренней конической поверхности штуцера и наружной поверхности передней части уплотнительного кольца приводит к врезанию в штуцер, что тоже увеличивает аксиальные усилия и выводит штуцер из строя или требует его термообработки.

За прототип заявляемого изобретения принято "Соединение трубопровода" (Патент 2119607 МПК 6 F 16 L 19/08). Известное устройство для соединения трубопровода содержит штуцер, накидную гайку и обжимное или врезающееся кольцо, наружная и внутренние поверхности которого выполнены с криволинейными образующими с образованием переменного относительно трубопровода зазора по всей длине врезающегося кольца, а задняя часть содержит замыкающую кромку. К недостаткам прототипа относится переменная толщина стенки врезающегося кольца, что затрудняет возможность его изготовления методами обработки металлов давлением из стандартного проката, так как в этом случае толщина стенки кольца в передней и задней частях врезающегося кольца будет практически одинакова. Вследствие этого прочность задней части врезающегося кольца уменьшается, что может привести к его разрушению либо на стадии монтажа, либо в процессе эксплуатации. Увеличение толщины стенки кольца требует приложения больших аксиальных усилий и одновременно снижает эффект герметизации соединения за счет уменьшения кривизны наружной поверхности врезающегося кольца в зоне контакта с внутренней конической поверхностью штуцера.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение их прочности, оптимизация величины врезания кольца и повышение герметичности соединения, возможность изготовления врезающихся колец из проката.

Технический результат, который может быть достигнут при осуществлении изобретения, заключается в увеличении радиальной и осевой жесткости задней части кольца и снижении аксиальных усилий при затяжке соединения за счет уменьшения радиальной и осевой жесткости передней части кольца.

Сущность заявляемого изобретения - соединение трубопроводов, содержащее штуцер, накидную гайку и врезающееся кольцо с рабочей кромкой в передней части и задней частью с переменным зазором относительно трубопровода по всей длине кольца, - состоит в том, что передняя часть выполнена с криволинейными внешней и внутренней поверхностями, связанными между собой переходной поверхностью, с рабочей кромкой, образованной в месте пересечения внешней поверхности врезающегося кольца и переходной поверхности, а задняя часть кольца выполнена с бандажом в виде отбортованной наружу части кольца с образованием незамкнутого петлеобразного сечения, причем бандаж содержит опорную поверхность и хвостовой элемент с возможностью саморегулирования функций бандажа и процесса герметизации соединения.

Передняя часть кольца выполнена с криволинейными внешней и внутренней поверхностями, связанными между собой переходной поверхностью. Длина передней части кольца обусловлена максимальной глубиной его продвижения в приемный конус штуцера.

Кривизна внешней поверхности передней части кольца и острота ее рабочей кромки обусловлены разностью между диаметрами окружности рабочей кромки и окружности, на которой расположен центр кривизны образующей внешней криволинейной поверхности передней части в окрестности рабочей кромки, при этом внешняя криволинейная поверхность является одновременно задающей.

Длина задней части кольца определяется длиной бандажа.

Длина бандажа составляет не менее 25% общей длины кольца.

В заявляемом техническом решении оптимизация герметизирующих свойств кольца достигается посредством изменения формы криволинейной внешней поверхности передней части и регулированием остроты рабочей кромки кольца за счет изменения разности между диаметром окружности рабочей кромки и диаметром окружности, на которой находится центр кривизны образующей криволинейной внешней поверхности в окрестности рабочей кромки. Необходимо отметить, что криволинейная внешняя поверхность выполняет функцию задающего элемента для формообразования передней части кольца при деформировании, что позволяет управлять процессом герметизации соединения. Наличие криволинейной внешней поверхности в передней части врезающегося кольца существенно изменяет последовательность процесса герметизации соединения. В отличие от прототипа сначала происходит герметизация в зоне контакта врезающегося кольца со штуцером, а затем с трубой. В то же время криволинейная внешняя поверхность в передней части предохраняет от повреждения коническую контактную поверхность штуцера. Важной отличительной особенностью заявляемой конструкции кольца является то, что его рабочая кромка образована в месте пересечения внешней поверхности врезающегося кольца и переходной поверхности. Это позволяет упростить технологию изготовления и контроля передней части врезающегося кольца и тем самым повысить его качество.

В заявляемом техническом решении бандаж, являющийся элементом врезающегося кольца, обусловливает увеличение радиальной жесткости задней части врезающегося кольца при уменьшении радиальной жесткости передней части врезающегося кольца. Одновременно выполнение кольца с бандажом позволяет увеличить потенциальную энергию, которую кольцо аккумулирует в процессе его врезания в трубопровод, за счет сложной формы кольца и увеличения длины ее образующей. Бандаж в виде отбортованной наружу части кольца с образованием незамкнутого петлеобразного сечения обеспечивает переменный зазор между бандажом и задней частью кольца, который позволяет управлять процессом врезания и герметизации соединения за счет регулируемого изменения формы кольца. В исходном положении зазор между бандажом и задней частью врезающегося кольца в зоне контакта врезающегося кольца с накидной гайкой определяется оптимальными размерами опорной поверхности бандажа, а в зоне кромки хвостового элемента бандажа зазор является регулятором момента усиления бандажом задней части кольца. Одновременно величина зазора в зоне кромки хвостового элемента бандажа является регулятором процесса герметизации, так как после вступления кромки хвостового элемента бандажа в контакт с кольцом его задняя часть усиливается, и деформирование кольца перемещается преимущественно в переднюю часть, что способствует интенсификации процесса герметизации. Одновременно наличие зазора между остальной частью бандажа и кольцом позволяет аккумулировать потенциальную энергию равномерно по всему объему врезающегося кольца. Этот эффект сохраняется практически до конца процесса врезания кольца в трубу. Длина бандажа оказывает влияние на кривизну поверхности контакта кольца с конической поверхностью штуцера: чем больше длина бандажа, тем короче передняя часть врезающегося кольца и тем интенсивнее увеличивается ее кривизна в процессе деформирования - это повышает эффект герметизации соединения в зоне контакта кольца со штуцером. Максимальная длина бандажа ограничена параметрами штуцера. Вместе с тем при длине бандажа менее 25% общей длины кольца снижается эффект усиления задней части кольца, и это может привести к нерегулируемому его деформированию в зоне, свободной от контакта с накидной гайкой, бандажом и штуцером, и, как следствие, к разрушению кольца и разгерметизации соединения.

В заявляемом техническом решении зазор между кольцом и трубопроводом является переменным по всей длине кольца. Оптимальный закон распределения зазора между кольцом и трубопроводом является функцией ряда факторов: размерных параметров сопрягаемых деталей, толщины стенки кольца, его прочностных и деформационных характеристик и других. Вместе с тем можно утверждать, что величина зазора между кольцом и трубопроводом в зоне рабочей кромки и торцевой поверхности задней части кольца является минимальной, так как эти участки являются практически посадочными, и величина зазора на этих участках определяется требованиями точности установки кольца на трубопровод при монтаже. По мере удаления от рабочей кромки зазор между трубопроводом и кольцом в его передней части увеличивается, а затем уменьшается при переходе к задней части - зоне бандажа.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором в изображении над осью представлено соединение до врезания врезающегося кольца в трубу, а в изображении под осью - соединение после врезания врезающегося кольца в трубу.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем. Соединение трубопровода, включающее трубы 1 и 2, содержит присоединенный к концу трубы 2 штуцер 3 с внутренней уплотняющей поверхностью 4, накидную гайку 5 с контактной поверхностью 6.

Штуцер 3 и накидная гайка 5 с контактной поверхностью 6 - стандартные детали, ограниченные параметрами резьбы, с возможностью выполнения резьбового соединения.

Соединение содержит врезающееся кольцо 7, которое является оригинальной деталью. Кольцо 7, содержащее переднюю 8 и заднюю 9 части, выполнено с переменным зазором относительно трубопровода по всей длине кольца 7. Передняя часть 8 выполнена криволинейной с внешней 10 и внутренней 11 поверхностями, связанными между собой переходной поверхностью 12. В месте пересечения криволинейной внешней поверхности 10 с переходной поверхностью 12 образована рабочая кромка 13 кольца 7.

Криволинейная внешняя поверхность 10 позволяет оптимизировать герметизирующие свойства кольца 7 посредством изменения формы внешней поверхности 10 и регулированием остроты его рабочей кромки 13. В заявляемой конструкции диаметр окружности 14 рабочей кромки 13 больше диаметра окружности 15, на которой находится центр кривизны образующей криволинейной внешней поверхности 10 в окрестности рабочей кромки 13. В этом случае касательная 16 к образующей криволинейной внешней поверхности 10 в окрестности рабочей кромки 13 составит с осью соединения угол 17, меньший, чем 90o. Наряду с углом 17 касательной 16 параметром, характеризующим остроту рабочей кромки 13 кольца 7, является также радиус кривизны 18 внешней поверхности 10 в окрестности рабочей кромки 13. Варьируя разность диаметров окружности 14 рабочей кромки 13 и окружности 15, а также радиус кривизны 18 внешней поверхности 10 в окрестности рабочей кромки 13, можно оптимизировать врезание кольца 7 в трубу 1 и, соответственно, герметичность соединения. Необходимо отметить, что криволинейная внешняя поверхность 10 в зоне рабочей кромки 13 интенсифицирует процесс образования уплотнительного буртика на трубе 1 и позволяет достичь герметизирующего эффекта при меньших аксиальных усилиях.

Задняя часть 9 кольца 7 выполнена с бандажом 19 в виде отбортованной наружу части кольца 7 с образованием незамкнутого петлеобразного сечения. При этом бандаж 19 содержит опорную поверхность 20 и хвостовой элемент 21 с кромкой 22, который обеспечивает выполнение функций бандажа 19.

Наибольший диаметр бандажа 19 ограничен параметрами резьбы штуцера 3 и накидной гайки 5. Длина бандажа 19 для обеспечения его функций должна составлять не менее 25% общей длины кольца 7. Зазор 23 между кромкой 22 хвостового элемента 21 и задней частью кольца 7 является регулятором момента включения бандажа 19 для выполнения его функций.

Заявляемое устройство работает следующим образом. На свободный конец трубы 1, подлежащей подсоединению, сначала надевают накидную гайку 5 и затем врезающееся кольцо 7. Свободный конец этой трубы 1 вводят в штуцер 3, который присоединен к трубе 2, и продвигают до тех пор, пока он своим торцом не коснется бурта штуцера 3. Затем начинают навинчивать накидную гайку 5 на штуцер 3. Накидная гайка 5 своей контактной поверхностью 6 давит на опорную поверхность 20 бандажа 19. Врезающееся кольцо 7 начинает перемещаться и криволинейной внешней поверхностью 10 в передней части 8 входит в контакт с конической поверхностью 4 штуцера 3. При дальнейшем вращении накидной гайки 5 происходит продвижение врезающегося кольца 7 внутрь штуцера 3. При этом начинается радиальное обжатие врезающегося кольца 7. Рабочая кромка 13 передней части 8 прижимается к наружной поверхности трубы 1 и врезается в нее с образованием буртика, который фиксирует дальнейшее осевое продвижение врезающегося кольца 7 и создает уплотнение. При воздействии аксиальных усилий зазор между задней частью 9 кольца 7 и бандажом 19 уменьшается за счет положительных радиальных деформаций в задней части 9 врезающегося кольца 7 и, когда зазор 23 в зоне кромки 22 хвостового элемента 21 бандажа 19 уменьшится до нуля, кромка 22 вступит в контакт с задней частью 9 врезающегося кольца 7, препятствуя дальнейшей ее неконтролируемой деформации, которая может привести к разрушению кольца 7. Теперь, получив усиление бандажом 19, задняя часть 9 врезающегося кольца 7 обретает необходимую прочность, и очаг деформации перемещается преимущественно в переднюю часть 8 с криволинейной внешней поверхностью 10. Дальнейшее завинчивание накидной гайки 5 приведет к деформированию кольца 7 в передней части 8 с формообразованием ее в соответствии с задающей криволинейной внешней поверхностью 10 и увеличению усилий на контакте ее с поверхностью 4 штуцера 3 и, соответственно, интенсивной герметизации соединения.

Таким образом, заявляемая конструкция врезающегося кольца 7 обеспечивает при меньших аксиальных усилиях, чем в прототипе, и, соответственно, минимальных энергетических затратах надежное герметичное соединение. Это объясняется тем, что в заявляемом изобретении, в отличие от прототипа, процесс герметизации соединения практически происходит сначала в зоне контакта конической поверхности 4 штуцера 3 с криволинейной внешней поверхностью 10 врезающегося кольца 7, а затем в зоне его врезания в трубу 1. При этом врезающееся кольцо 7 с бандажом 19 является аккумулятором потенциальной энергии и работает надежно как при статических, так и при динамических циклических нагрузках. Одновременно предложенная конструкция врезающегося кольца 7 расширяет технологические возможности, так как позволяет использовать прокат при изготовлении кольца 7 и таким образом уменьшить его цену при более высоком качестве.

Формула изобретения

1. Соединение трубопроводов, содержащее штуцер, накидную гайку и врезающееся кольцо с рабочей кромкой в передней части и задней частью с переменным зазором относительно трубопровода по всей длине кольца, отличающееся тем, что передняя часть выполнена с криволинейными внешней и внутренней поверхностями, связанными между собой переходной поверхностью, с рабочей кромкой, образованной в месте пересечения внешней поверхности врезающегося кольца и переходной поверхности, а задняя часть кольца выполнена с бандажом в виде отбортованной наружу части кольца с образованием незамкнутого петлеобразного сечения, причем бандаж содержит опорную поверхность и хвостовой элемент с возможностью саморегулирования функций бандажа и процесса герметизации соединения.

2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что кривизна внешней поверхности передней части кольца и острота ее рабочей кромки обусловлены разностью между диаметрами окружности рабочей кромки и окружности, на которой расположен центр кривизны образующей внешней криволинейной поверхности передней части в окрестности рабочей кромки, при этом внешняя криволинейная поверхность является одновременно задающей.

3. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что длина бандажа составляет не менее 25% общей длины кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 19.12.2009

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединительным устройствам, в том числе к устройствам, срабатывающих при аварийных ситуациях (пожарах)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным устройствам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям трубопроводов с врезающимся кольцом для осевого монтажа, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где применяются гидро- и пневмосистемы, работающие под высоким давлением

Изобретение относится к строительству трубопроводов, в частности железобетонных

Изобретение относится к соединениям трубопроводов гидравлических и пневматических систем, работающих под высоким давлением, и может быть использовано в станкостроительной, авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительным устройствам

Изобретение относится к соединениям труб-оболочек, преимущественно разъемным, и может быть использовано в соединительных устройствах с упругим разрезным кольцом, установленным в кольцевых углублениях трубчатых деталей, применяемых для транспортировки жидких и газообразных сред, в корпусах высокого давления, а также в целях их ремонта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным устройствам

Изобретение относится к машиностроению, в частности для соединения бытовых счетчиков воды с трубопроводом без сварочных работ и нарезки резьбы при монтаже

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к разъемным соединениям

Изобретение относится к резьбовым соединениям трубопроводов с врезающимся кольцом и может быть использовано в гидро- и пневмосистемах, работающих под давлением

Изобретение относится к присоединительному элементу для соединения с концом круглого предмета

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительным устройствам, обеспечивающим соединение и разъединение двух деталей без доступа к стыку

Изобретение относится к фитингам для труб и способу его соединения с трубой. Фитинг, по меньшей мере, для одной трубы, содержащий главный корпус, в который вставляется указанная, по меньшей мере, одна труба, крепежный элемент, затягиваемый на указанном главном корпусе, по меньшей мере, одну деформируемую кольцевую уплотнительную прокладку и, по меньшей мере, одно блокирующее кольцо, которая может быть размещена внутри указанного фитинга между указанными главным корпусом и крепежным элементом соответственно, для уплотнения и фиксации в неподвижном положении указанной трубы, по меньшей мере, когда указанный крепежный элемент затянут на указанном главном корпусе. Указанное блокирующее кольцо является упругодеформируемым, по меньшей мере, в радиальном направлении. Фитинг содержит также элемент для удержания в расширенном состоянии, по меньшей мере, входной части указанной, по меньшей мере, одной кольцевой уплотнительной прокладки, при котором внутренний диаметр данной входной части больше, чем внешний диаметр, по меньшей мере, одной трубы. Изобретение повышает надежность соединения. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх