Светофор (варианты)

 

Изобретение относится к области светофорной сигнализации, обеспечивающей четкое разделение во времени пересекающихся транспортных потоков. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности восприятия знаков светофорной сигнализации за счет введения дополнительных символов кода зрительной информации (контур), тождественного с уже имеющимся кодом зрительной информации (цвет), а также расширение арсенала технических средств. Светофор содержит корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов: в верхней части корпуса - красного, в средней части - желтого, в нижней части - зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры. В первом варианте контур линзы красного цвета выполнен в форме горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах 1:4 - 1: 1,5, контур линзы зеленого цвета выполнен в форме равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения. Во втором варианте контур линзы красного цвета выполнен в форме горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах 1:4 - 1:1,5. В третьем варианте контур линзы зеленого цвета выполнен в форме равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения. 3 с.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области светофорной сигнализации, обеспечивающей четкое разделение во времени пересекающихся транспортных потоков.

Известны светофоры, представляющие собой корпус с установленными внутри него тремя источниками света, лицевую панель, на которой располагаются три круглые линзы трех цветов - красного, желтого и зеленого, причем каждой линзе соответствует свой источник света (В.А. Мелкий. "Пособие по правилам дорожного движения", "Высшая школа", 1988 г., стр. 39-45).

Недостатком указанного светофора является то, что все линзы по форме одинаковы - имеют вид круга одинакового размера. В качестве опознавательного признака выбран только цвет, который может быть неразличим для людей, страдающих дальтонизмом.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению аналогом следует считать патент США 4839647 от 13.06.89 г., кл. 390-907. Описанный в указанном патенте светофор, предназначенный для людей, страдающих дальтонизмом, представляет собой корпус с выступающей окантовкой, а также лицевую панель, на которой располагаются три линзы трех цветов: красного - в верхней части корпуса, желтого - в средней его части и зеленого - в нижней его части, каждая линза со своим источником света, размещенным внутри корпуса, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры.

Недостатком прототипа является то обстоятельство, что индивидуальная форма каждой линзы может представлять контур любой геометрической фигуры (например, круг, ромб, треугольник) без всякой связи с цветом линз (см. фиг. 3).

В то время как цвета трех линз выбраны из цветового алфавита с учетом той категории информации, которая предусмотрена для каждого цвета: - желтый - предупреждающая информация; - зеленый - разрешает выполнение определенных действий; - красный - запрещающая информация (см. В. П. Зинченко, В.М. Мунипов, "Основы эргономики", изд-во Московского университета, 1979 г., стр. 267), указанный патент не предусматривает какой-либо взаимосвязи цвета и формы линзы с учетом указанных категорий информации. Таким образом, налицо отсутствие отождествления символов одного кода зрительной информации (контур) с символами другого кода зрительной информации (цвет).

Для различения световых сигналов (без учета их цвета) необходимо изначально выучить, а затем и запомнить те формы, которые будут выбраны для каждой из линз - отдельно для красной, желтой и зеленой. А в дальнейшем в условиях интенсивного городского движения необходимо будет зрительно воспринимать информацию о форме подсвеченной линзы и оперативно принимать решение с учетом первоначального заучивания и дальнейшего запоминания информации, что может быть затруднительным.

Задачей настоящих изобретений является устранение указанных недостатков с достижением технического результата в виде увеличения эффективности восприятия знаков светофорной сигнализации за счет введения дополнительных символов кода зрительной информации (контур), тождественного с уже имеющимся кодом зрительной информации (цвет), а также расширение арсенала технических средств данной отрасли техники.

Данная задача в первом варианте решается тем, что в светофоре, содержащем кopпyс с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов - в верхней части корпуса красного, в средней части корпуса желтого, в нижней части корпуса зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, в соответствии с изобретением контур линзы красного цвета выполнен в виде горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине большей стороны в пределах от 1:4 до 1:1,5, контур линзы зеленого цвета выполнен в виде равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения.

Данная задача во втором варианте решается тем, что в светофоре, содержащем корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов - в верхней части корпуса красного, в средней части корпуса желтого, в нижней части корпуса зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, в соответствии с изобретением контур линзы красного цвета выполнен в виде горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине большей стороны в пределах от 1:4 до 1:1,5.

Данная задача в третьем варианте решается тем, что в светофоре, содержащем корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов - в верхней части корпуса красного, в средней части корпуса желтого, в нижней части корпуса зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, в соответствии с изобретением контур линзы зеленого цвета выполнен в виде равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения.

Сущность изобретения поясняется более подробно с использованием прилагаемых чертежей, где на фиг.1 изображен светофор предлагаемой конструкции, главный вид, на фиг.2 показано осевое сечение светофора фиг.1, на фиг.3 изображен светофор с двумя дополнительными указательными знаками зеленого цвета, на фиг.4 изображен вариант светофора с одним отличительным отличающимся признаком (красного цвета), на фиг.5 изображен вариант светофора с другим отличающимся признаком - зеленого цвета.

Светофор содержит корпус 1, выступающую окантовку 2, лицевую панель 3. На панели размещены линзы трех цветов: красного 4 в верхней части корпуса, желтого 5 в средней части корпуса и зеленого 6 в нижней части корпуса. Каждая линза снабжена своим источником света 7.

По первому варианту линза красного цвета выполнена в форме горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах от 1:4 до 1:1,5, контур линзы зеленого цвета выполнен в форме равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения, при этом контур линзы желтого цвета может быть выполнен, например, в форме ромба.

По второму варианту линза красного цвета выполнена в форме горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах от 1:4 до 1:1,5, при этом контур линзы желтого цвета и контур линзы зеленого цвета могут быть выполнены, например, соответственно в форме ромба и треугольника.

По третьему варианту контур линзы зеленого цвета выполнен в виде равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения, при этом контур линзы красного цвета и контур линзы желтого цвета могут быть выполнены, например, соответственно в форме круга и ромба.

В соответствии с эргономическими требованиями (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. "Основы эргономики", изд-во Московского университета, 1979 г., стр. 265) внутренний предпочтительный знак (красный прямоугольник) является знаком, запрещающим какие-либо действия, и является элементом, который хорошо запоминается и усваивается в процессе изучения правил дорожного движения, а в дальнейшем, на практике вождения транспортных средств, закрепляется в памяти. Информационная модель (или источник информации), в данном случае - линза красного цвета, должна давать сведения так или иначе упорядоченные, в ней должна быть представлена их взаимосвязь (В. М. Войненко, В.М. Мунипов. "Эргономические принципы конструирования". Киев, "Тэхника", 1988 г., стр. 28), т.е. тождественность символа кода зрительной информации (контур) с символами кода зрительной информации - цвет. В данном случае контур линзы красного цвета, аналогичный внутреннему контуру знака 3.1. "Въезд запрещен" (В. А.Мелкий. "Пособие по правилам дорожного движения". "Высшая школа", 1988 г., стр. 155) и тождественный с цветом линзы (с учетом той категории информации, которую несет каждый из указанных символов кодов зрительной информации - контур и цвет) обеспечит более эффективное и надежное регулирование движения (при данном сигнале запрета движения) и повысит безопасность на перекрестках.

Таким образом, предлагается контур линзы красного цвета выполнить в форме горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине большей стороны должно быть в пределах от 1:4 до 1:1,5.

Контур линзы зеленого цвета предлагается изготовить в форме равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон больше длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения.

Важной композиционной задачей при создании средств отображения информации является передача направления движения потоков. Наиболее подходят для данной цели такие средства, как придание условным обозначениям форм, передающих направление движения (В.Ф. Венда. "Средства отображения информации". 1969 г. , стр. 176). Кроме этого, для передачи информации о направлении движения используют также пространственную ориентацию знака (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов. "Основы эргономики". изд-во Московского университета, 1979 г., стр. 265).

Учитывая приведенные пояснения, форма линзы зеленого цвета выбрана такая, которая аналогична внутренним деталям предупреждающих знаков дорожного движения, например знаки 1.31.1., 1.31.2., 1.31.3. - "направление поворота", а также внутренним деталям предписывающих знаков 4.1.1.4.1.6. - "движение в указанных направлениях" (В.А. Мелкий. "Пособие по правилам дорожного движения". изд-во "Высшая школа", 1988 г., стр. 143, стр. 168) форма стрелы, указывающая направление движения.

Таким образом, установленная тождественность символа кода зрительной информации (контур) с символом кода зрительной информации (цвет) обеспечит наиболее эффективное и надежное регулирование движения и безопасность на перекрестках.

При этом следует подчеркнуть, что технический результат в каждом варианте достигается по отношению к прототипу, т.е. каждый из предлагаемых вариантов эффективнее, чем в прототипе, относится к объектам одного вида, одинакового назначения, обеспечивающим получение одного и того же технического результата.

Формула изобретения

1. Светофор, содержащий корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов: в верхней части корпуса - красного, в средней части - желтого, в нижней части - зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, отличающийся тем, что контур линзы красного цвета выполнен в виде горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах 1: 4 - 1: 1,5, контур линзы зеленого цвета выполнен в виде равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения.

2. Светофор, содержащий корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов: в верхней части корпуса - красного, в средней части - желтого, в нижней части - зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, отличающийся тем, что контур линзы красного цвета выполнен в виде горизонтально расположенного прямоугольника, причем отношение длины меньшей стороны прямоугольника к длине его большей стороны в пределах 1: 4 - 1: 1,5.

3. Светофор, содержащий корпус с выступающей окантовкой, лицевую панель с размещенными на ней линзами трех цветов: в верхней части корпуса - красного, в средней части - желтого, в нижней части - зеленого, каждая со своим источником света, при этом контур каждой линзы выполнен в виде индивидуальной геометрической фигуры, отличающийся тем, что контур линзы зеленого цвета выполнен в виде равнобедренного треугольника с длиной каждой из двух боковых сторон более длины основания треугольника в соотношении от 1,1 до 2, а вершина угла между двумя боковыми сторонами направлена в сторону разрешенного движения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 29.06.2006

Извещение опубликовано: 10.06.2007        БИ: 16/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области регулирования дорожного движения и может быть использовано в светофорах

Изобретение относится к светотехнике и может использоваться для регулирования движения транспортных средств

Изобретение относится к технике световой сигнализации и может быть использовано для изготовления светофоров, применяемых для регулирования дорожного движения и других аналогичных осветительных устройств

Изобретение относится к сигнальным устройствам и предназначено для изменения установленной на сигнальном устройстве информации

Изобретение относится к технике осветительных и сигнальных устройств, главным образом цветных

Изобретение относится к светотехнике и может быть использовано для регулирования движения городского транспорта

Светофор // 1836713

Изобретение относится к техническим средствам регулирования дорожного движения

Светофор // 1672504
Изобретение относится к технике световой сигнализации и может быть использовано для регулирования движения городского транспорта

Изобретение относится к области офтальмологии и может быть использовано для предупреждения о приближении человека к препятствию и оценки расстояния до него, например для обеспечения безопасности передвижения людей с ослабленным зрением

Изобретение относится к технике световой сигнализации, в частности к светодиодным осветительным устройствам, в которых устанавливаются и удерживаются параллельно друг другу множество светоизлучающих диодов (светодиодов)

Изобретение относится к области электрорадиотехники и предназначено для освещения удаленных объектов или светосигнализации

Изобретение относится к устройствам сигнализации, а именно к светофорам железнодорожного транспорта

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств с использованием светофора

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулирующим или предупреждающим устройствам, а именно к светофорам, регулирующим движения поездов

Изобретение относится к регулирующим устройствам, устанавливаемым вдоль маршрута следования составов или локомотивов

Изобретение относится к регулирующим устройствам, устанавливаемым вдоль маршрута следования составов или локомотивов

Изобретение относится к регулирующим устройствам, устанавливаемым вдоль маршрута следования составов или локомотивов

Изобретение относится к регулирующим или предупреждающим устройствам, устанавливаемым вдоль маршрута следования локомотивов или составов, а именно к светофорам, осуществляющим регулирование движением поездов
Наверх