Патент ссср 222061

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 20.ПЕ1967 (№ 1143073/27-11) с присоединением заявки ¹

IlpF:оритет

Опубликовано 12.Ч.19?О. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 24.IX.1970

1<л. 46h

63с, 4 03

МП1(F 021

В 62d

УД1(621.43:629.113-82 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

А. А. Суслов

Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения

ПРИВОД ВСПОМОГАТЕЛЪНЪ1Х АГРЕГАТОВ

СИЛОВОЙ УСТАНОВ1(И

Известны приводы вспомогательных агрегатов силовых установок, включающих двигатель и гидротрансформатор, насос которого соединен с валом двигателя, а турбина †выходным валом установки, такие как вентиляторы системы охлаждения, нагнетатели наддува двигателя, электрогенераторы и т. д.

Эти приводы содержат дифференциальный механизм, один элемент которого связан с насосом гидротрансформатора и валом двигателя, другой — с турбиной гидротрансформатора и выходным валом установки и третий— с приводным агрегатом. Дифференциальный механизм выполнен в виде планетарного ряда, звенья которого постоянно соединены с элементами механизма. Такие приводы обеспечивают получение нелинейной зависимости между оборотами двигателя и приводимого агрегата.

При создании силовых установок для ряда машин иногда необходимо получить более сложную зависимость между оборотами двигателя, выходного вала и приводимого агрегата.

В предложенном приводе для приближения зависимости оборотов вала приводимого агрегата от оборотов двигателя и выходного вала к заданной дифференциальный механизм выполнен в виде двух или более имеющих разНАС щнематические характеристики планеавм4 ., 7 ттт вон Vi ф1фк,,, бр,бл„, Сок1э"СоветеФВм. ЛИО.тЕ-.;а Ц L. л — - =-===СоциалиаМЯ кик I <

Республик тарных рядов. Одни из звенья постоянно связаны с одним из элементов механизма, другие звенья постоянно связаны с другим элементом механизма, а третьи звенья — с третьим эле5 ментом ме анизма через включающие устройства, например механизмы свободного хода.

Такое выполнение обеспечивает получение зависимости оборотов приводимого агрегата от оборотов двигателя выходного вала в виде

10 нескольких отрезков, описываемых разными уравнениями, что позволяет приблизить эту зависимость к заданной.

На фиг. 1 показана структурная с ема описываемого привода; на фиг. 2 — вариант ки15 нематической схемы; на фиг. 3, 4, 5 — вариBFITbI выполнения вкл1очающих устройств, С валом 1 двигателя соединен насос 2 гидротрансформатора. Турбины 8 этого гидротрансформатора соединены с выходным

20 валом 4 силовой установки, кинематически связанным с ведущим элементом механической части трансмиссии машины (на чертежах не показана) . Один элемент о дифференциального механизма связан с насосом 2 гид25 ротрансформатора и валом 1 двигателя, другой элемент 6 — с турбиной 8 гидротрансформатора и выходн1.1м валом 4 и третий элемент 7 — с приводимым агрегатом 8. Дифференциальнь1й механизм выполнен в виде нес30 кольких рядов 9 и 10, Звенья 11 ряда 9 и 1?

222061

3 ряда 10 постоянно связаны с элементом 5 механизма, звенья 18 ряда 9 и 14 ряда 10 — с элементом 6. Звенья 15 ряда 9 и 16 ряда 10 связаны с элементом 7 через включающие устройства 17. Звено 11 представляет собой водило ряда 9, звено 12 — солнечную шестерню ряда 10, звено 14 — водило ряда 10, звено 15 — солнечную шестерню ряда 9, звено

16 — эпицикл ряда 10. Звенья 15 и 16 связаны с включающими устройствами 17 дополнительными кинематическими цепями 18 и 19.

Возможны иные комбинации соединения звеньев рядов с элементами механизма и выполнение дифференциального механизма более, чем с двумя планетарными рядами, что определяется заданной зависимостью оооротов приводимого агрегата от вала двигателя.

B качестве включающих устройств предпочтительно использовать механизмы свободного хода, обеспечивающие автоматическое включение при равенстве оборотов ведущей и ведомой частей. Однако возможно использование и других переключающих устройств, например управляемых муфт.

В кинематических цепях между звеньями

15 ряда 9 и 16 ряда 10 и элементом 7 установлены механизмы 20 и 21 свободного хода.

Эти механизмы могут находиться на валу элемента 7 или один из них — на валу звена 15, а другой — на промежуточном валу 22, кинематически связанном со звеном 16, или оба — соосно валам звеньев 15 и 16. Возможны и другие варианты расположения механизмов свободного хода или управляемых муфт.

Привод работает следующим образом.

При работе установки обороты элемента 7 дифференциального механизма равны сумме или разности оборотов вала 1 двигателя и выходного вала 4 силовой установки, умноженных на соответствующие коэффициенты, определяемые кинематическими характеристиками планетарных рядов. Соотношение между оборотами вала 1 и вала 4 зависит (при определенных характеристиках двигателя и гидротрапсформатора) от подачи топлива в двигатель и нагрузки на выходном валу 4. Крутящий момент передается через тот из планетарных рядов 9, 10, у которого больше обороты выходного звена, связанного с механизмом свободного хода. Кпнематпческпе характеристики планетарных рядов могут быть выбраны, например, так, что обороты выходного звена одного из них будут уменьшаться при увеличении оборотов двигателя, а обороты выходного звена другого будут уве.личиваться. При работе двигателя в диапазоне оборотов от минимальных до таких, при которых обороты выходных звеньев планетарных рядов становятся равными, крутящий момент передается через первый механизм свободного хода и первый планетарный ряд.

Причем при увеличении оборотов двигателя происходит уменьшение оборотов приводимого агрегата. Во втором диапазоне работы двигателя с оборотами большими, чем указанные, крутящий момент передается через второй механизм свободного хода и второй планетарный ряд. Таким образом, при увеличении оборотов двигателя в этом диапазоне происходит увеличение оборотов приводимого агрегата. При соответствующем выборе соединения звеньев и кинематических характеристик планетарных рядов возможно получение и других закономерностей зависимости оборотов приводимого агрегата от оборотов двигателя и выходного вала.

Предмет изобретения

Привод вспомогательных агрегатов силовой установки, включающей двигатель и гидротрансформатор, насос которого соединен с валом двигателя, а турбина — с выходным валом установки, содержащий дифференциальный механизм, один элемент которого связан с насосом гидротрансформатора и валом двигателя, другой — с турбиной гидротрансформатора и выходным валом установки и третий — с приводимым агрегатом, отлича ощийся тем, что, с целью приближения зависимости оборотов вала приводимого агрегата от оборотов двигателя и выходного вала к заданной, дифференциальный механизм выполнен в виде двух или более имеющих разные кинематические характеристики планетарных рядов, одни звенья которых постоянно связаны с одним из элементов механизма, другие звенья постоянно связаны с другим элементом механизма, а третьи звенья связаны с третьим элементом механизма через включающие устройства, например механизмы свободного хода, 22 2061

Ь5 г/ /S

Составитель И, Курзель

Редактор Н. Вольпина

Корректор Л. В. Юшина

Типография, пр. Сапунова„2

Заказ 2639/4 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий нри Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Патент ссср 222061 Патент ссср 222061 Патент ссср 222061 Патент ссср 222061 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а также к транспортному машиностроению, в частности изобретение относится к размещению и креплению вспомогательных устройств, когда авиационный газотурбинный двигатель не размещается в габаритах моторного отсека самолета или когда необходимо разместить двигатель большей мощности в габаритах моторного отсека существующего самолета

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно к малоразмерным авиационным двигателям

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в теплообменных комплексах для газотурбинных установок (ГТУ) как с жидким, так и газообразным теплоносителем

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, конкретно к авиационным двигателям со встроенными электрогенераторами, приводящимися во вращение без промежуточного редуктора

Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к газотурбостроению

Изобретение относится к узлам приводов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к узлам приводов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для крепления и удержания вспомогательного оборудования в турбореактивных двигателях

Изобретение относится к устройству для позиционирования и удержания жгутов электрических проводов на корпусе турбореактивного двигателя, а также к способу монтажа жгутов электрических проводов на корпусе
Наверх