Способ сохранения работоспособности жидкостной системы

 

Способ предназначен для сохранения работоспособности жидкостной системы при длительном хранении. Способ предусматривает заправку системы рабочей жидкостью, подключение к системе компенсационной камеры с рабочей жидкостью и с газовой полостью, отделенной от жидкости деформируемой непроницаемой поверхностью, причем при эксплуатации жидкостной системы без ее включения газовую полость сообщают с атмосферой, а перед включением системы или на период снижения атмосферного барометрического давления на заданную величину сообщение газовой полости с атмосферой или сообщение компенсационной камеры с системой прерывают запорно-перепускным устройством. Технический результат - повышение надежности. 1 з.п. ф-лы.

Предлагаемый способ относится к области гидравлических систем в общем машиностроении, в частности к способам поддержания работоспособности негерметичных замкнутых жидкостных систем при длительном хранении в условиях широкого изменения окружающей температуры и давления, и может быть использован в ракетостроении, авиации, машиностроении и т.д.

В жидкостных системах (топливных, масляных и т.п.) возникают проблемы, связанные со значительным количеством элементов, по которым возможно нарушение герметичности (резиновые уплотнения вращающихся валов и скользящих частей приводов, резьбовые соединения регулировочных винтов и упоров и т.д.). Утечки рабочей жидкости или проникновение в систему воздуха могут привести к потере работоспособности системы.

На решение данной проблемы направлен способ (принятый за прототип), при котором применяется устройство, описанное в а.с. 840510.

Способ состоит в том, что к системе, заполненной рабочей жидкостью, подключают компенсационную емкость, заполненную рабочей жидкостью, с газовой полостью внутри, отделенной от жидкости непроницаемой легкодеформируемой поверхностью. Таким образом, температурное расширение рабочей жидкости компенсируется упругими деформациями герметичной поверхности (эластичной диафрагмы, сильфона и др.), в результате чего существенно уменьшается соответствующее отклонение давления в системе.

Общими признаками с предлагаемым техническим решением являются - заправка системы рабочей жидкостью, подключение к системе компенсационной камеры с рабочей жидкостью и газовой полостью, отделенной от рабочей жидкости непроницаемой легкодеформируемой поверхностью.

Недостатками данного способа являются: - наличие перепада давления между магистралями системы, заполненными рабочей жидкостью, и окружающей средой, вызванного упругостью газовой полости и способствующего, в процессе длительного хранения силовой установки, значительным утечкам через негерметичности системы рабочей жидкости и подсосу атмосферного воздуха в системе, - выделение свободного воздуха в рабочих магистралях системы при уменьшении температуры жидкости.

Указанные недостатки приводят к потере работоспособности жидкостной системы и, следовательно, к необходимости периодической ее перезаправки.

Предлагаемым изобретением решается задача сохранения работоспособности жидкостной системы в процессе длительной эксплуатации, т.е. поддержание ее герметичности и предотвращение возможности выделения газа из рабочей жидкости.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе, предусматривающем заправку системы рабочей жидкостью, подключение к магистралям системы компенсационной камеры с рабочей жидкостью и газовой полостью, отделенной от жидкости непроницаемой легкодеформируемой поверхностью, при эксплуатации системы без ее включения газовую полость сообщают с атмосферой, а перед включением системы или на время снижения атмосферного барометрического давления на заданную величину сообщение газовой полости с атмосферой или компенсационной камеры с магистралями системы прерывают запорно-перепускным устройством, а также, дополнительно, заправку системы производят дегазированной рабочей жидкостью.

Отличительными признаками предлагаемого способа являются: - при эксплуатации жидкостной системы без ее включения газовую полость сообщают с атмосферой; - перед включением системы или на время снижения атмосферного барометрического давления на заданную величину сообщение газовой полости с атмосферой или компенсационной камерой с магистралями системы прерывают запорно-перепускным устройством; - а также, дополнительно, заправку системы производят дегазированной рабочей жидкостью.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - массообмен между жидкостной системой и атмосферой в процессе ее эксплуатации снижается до минимума, а значит, необходимая степень герметичности системы сохраняется на более продолжительное время, что позволяет увеличить межрегламентный период для перезаправки системы и, следовательно, сократить соответствующие затраты.

В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации решений, содержащих аналогичные признаки, не обнаружено. Таким образом, можно сделать заключение о том, что предложенный способ не известен из уровня техники и, следовательно, соответствует критерию охраноспособности - "новое".

На основании сравнительного анализа предложенного решения с известным уровнем техники по источникам научно-технической и патентной информации можно утверждать, что между совокупностью признаков, в том числе и отличительных, и выполняемых ими функций и достигаемой целью наблюдается неочевидная причинно-следственная связь. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в предложенном способе техническое решение не следует явным образом из уровня техники и, следовательно, соответствует критерию охраноспособности "изобретательский уровень".

Предложенное техническое решение может найти применение, например, в авиации и ракетостроении, везде, где применяются замкнутые жидкостные системы, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "промышленная применимость".

Способ осуществляется следующим образом. К замкнутой заправленной жидкостной системе подключают компенсационную камеру - термокомпенсатор, имеющий жидкостную и газовую полости. Объем жидкостной полости должен быть достаточным для компенсации утечек жидкости из системы и компенсации температурного изменения объема жидкости. Газовая полость отделена от жидкостной полости непроницаемой легкодеформируемой поверхностью, например эластичной диафрагмой. Газовую полость, на время хранения или транспортирования, сообщают через запорно-перепускное устройство с атмосферой. При снижении барометрического давления окружающей среды на заданную величину, например на 30 мм рт.ст., сообщение газовой полости с атмосферой прерывают запорно-перепускным устройством. После восстановления барометрического давления до прежней величины (в пределах 30 мм рт.ст.) сообщение газовой полости с атмосферой восстанавливают. Кроме того, могут также прерывать сообщение газовой полости с атмосферой или компенсационной камеры с магистралями системы с помощью запорно-перепускного устройства перед включением системы.

Формула изобретения

1. Способ сохранения работоспособности жидкостной системы, предусматривающий заправку системы рабочей жидкостью, подключение к системе компенсационной камеры с рабочей жидкостью и с газовой полостью, отделенной от жидкости деформируемой непроницаемой поверхностью, отличающийся тем, что при эксплуатации жидкостной системы без ее включения газовую полость сообщают с атмосферой, а перед включением системы или на период снижения атмосферного барометрического давления на заданную величину сообщение газовой полости с атмосферой или сообщение компенсационной камеры с системой прерывают запорно-перепускным устройством.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что заправку системы производят дегазированной жидкостью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических приводах грузоподъемных машин и механизмов, к которым предъявляются повышенные требования безопасности работы

Изобретение относится к защитным устройствам, предотвращающим большие потери рабочей среды при разрушении трубопроводов (внезапной разгерметизации), и может быть использовано в гидро- и пневмосистемах в качестве пассивной защиты, перекрывающей расход рабочей среды в замкнутом контуре при аварийной ситуации, в частности для отсечения разгерметизированной части контура охлаждения ядерного реактора корпусного типа и предотвращения опорожнения (обезвоживания) активной зоны

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на промышленных тракторах

Изобретение относится к устройствам блокировки гидравлической системы, может быть использовано в системах насосных станций механизированных крепей

Изобретение относится к устройствам для предотвращения больших потерь рабочей среды при разрушении трубопроводов (внезапной разгерметизации) и может быть использовано в гидросистемах в качестве пассивного элемента, перекрывающего полностью или частично расход рабочей среды по заданному закону изменения расхода, не допускающему динамических и гидравлических ударов, а также в установках, требующих установления и поддержания аварийного расхода для отвода тепла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидросистемам мобильных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области промышленности по созданию специальной системы или специальных технических средств, предотвращающих потери рабочей жидкости в случае обрыва шлангов и других видов разгерметизации гидравлических систем на машинах в различных отраслях

Изобретение относится к объемному гидроприводу возвратно-поступательного действия, предназначенному для преобразования энергии потока рабочей жидкости в механическую энергию выходного звена, движущегося возвратно-поступательно и работающего в условиях значительных нагрузок на исполнительном (основном силовом) гидроцилиндре, и может использоваться в области гидроавтоматики

Изобретение относится к области взрывного дела

Изобретение относится к машиностроительному гидроприводу и может быть использовано в мобильных тягово-транспортных средствах, промышленных, строительно-дорожных, сельскохозяйственных, лесотехнических и др. машинах, оснащенных гидроприводом активных и пассивных рабочих органов. Трубопровод содержит силовой рукав и наконечники, обжимающие рукав, при этом рукав снабжен прочной оболочкой, образующей полость, а наконечники имеют камеры, сообщающиеся с полостью кольцевыми каналами, заполненные газом под давлением. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности и долговечности трубопроводов высокого давления. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Автомат разгерметизации гидросистемы предназначен для автоматического отключения систем гидравлического привода рабочего оборудования. Устройство содержит два корпуса с камерами, в которых размещено с зазором два поршня со штоками. В корпусах выполнены входные и выходные отверстия, сообщающие камеры соответственно с напорным трубопроводом, сливом и напорными гидролиниями двуполостных и однополостных гидродвигателей. Автомат разгерметизации гидросистемы дополнительно содержит датчик сливной магистрали, в корпусе которого также установлен поршень со штоком, и узел блокировки штока датчика сливной магистрали, содержащий корпус, в полости которого расположен цилиндрический подпружиненный плунжер с двумя, по меньшей мере, ступенями разного диаметра. Полость корпуса узла блокировки сообщена с линией обратной связи, а ступень большего диаметра указанного плунжера механически взаимодействует с первым штоком третьего подвижного поршня в одном из крайних положений плунжера. Каждый подвижный поршень снабжают двумя коническими и, по крайней мере, одной цилиндрической поверхностями. Технический результат изобретения - расширение технологических возможностей и повышение надежности контроля герметичности всей гидросистемы. 1 ил.
Наверх