Газовый руль ракетного двигателя

 

Сущность изобретения: газовый руль ракетного двигателя содержит перо, тарель и вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели. Между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку. Хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения. Разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами. Изобретение обеспечивает создание более прочной базовой поверхности для закрепления на ней хвостовика вала и передачи управляющих усилий. 1 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе).

Известен газовый руль по патенту США 3251555, в котором перо скреплено с элементами вала с помощью винтов, что усложняет и ослабляет конструкцию.

Известен газовый руль, установленный в закритической части сопла, содержащий перо, тарель, вал с хвостовиком. Хвостовик вала имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели. (См. книгу "Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе" под общей редакцией Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993, стр. 145). Конструкция этого газового руля принята за прототип.

Особенностями условий работы газового руля в проточной части сопла являются: - тепловое и эрозионное воздействие на перо и тарель сверхзвукового высокотемпературного газового потока с содержанием в нем конденсированной фазы продуктов сгорания топлива; - наличие механических нагрузок на перо и тарель от воздействия сверхзвукового газового потока.

Недостатком известной конструкции, так же как и по патенту США, является то, что соединение вала с тарелью с помощью винтов (на рис. 3.18 показаны оси винтов) при вышеуказанных условиях работы не обеспечивает ей требуемую механическую прочность и эрозионную стойкость. Крепление тарели к валу хвостовика винтами через отверстия в тарели ослабляет механическую прочность и эрозионную стойкость тарели, приводит к необходимости увеличивать толщину тарели, усложняет конструкцию за счет дополнительной защиты самих винтов со стороны газового потока.

Технической задачей данного изобретения является устранение указанного недостатка.

Технический результат достигается тем, что в газовом руле ракетного двигателя, содержащем перо, тарель, вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели, между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку, при этом хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения, а разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами.

На чертеже изображена конструкция предлагаемого газового руля.

Газовый руль содержит перо 1, тарель 2 с цилиндрическим выступом 3 и кольцевой проточкой 4, вал 5 с хвостовиком 6, имеющим кольцевую выточку 7, разжимное кольцо 8, охватывающее цилиндрический выступ 3 и входящее в кольцевую проточку 4. Разжимное кольцо 8 зафиксировано на тарели 2 штифтами 9. Хвостовик 6 по кольцевой выточке 7 связан с разжимным кольцом 8 с помощью резьбового соединения и зафиксирован с разжимным кольцом 8 и цилиндрическим выступом 3 тарели 2 штифтами 10.

Сборка газового руля производится в следующей последовательности: - на цилиндрический выступ 3 устанавливается разжимное кольцо 8 с обеспечением контакта поверхностей разжимного кольца 8 с поверхностями цилиндрического выступа 3, кольцевой проточкой 4, тарели 2 и фиксируется штифтами 9; - на цилиндрический выступ 3 с зафиксированным штифтами 9 разжимным кольцом 8 устанавливается по резьбе вал 5 с хвостовиком 6 до упора поверхности хвостовика 6 в поверхность тарели 2 и контакта с поверхностью цилиндрического выступа 3 и фиксируется штифтами 10.

При работе ракетного двигателя на газовом руле от сверхзвукового газового потока возникают усилия, которые передаются на вал 5 для управления полетом ракеты через контактируемые поверхности тарели 2, разжимного кольца 8, цилиндрического выступа 3 штифтами 9, 10 на хвостовик вала 5.

Преимущества предлагаемого газового руля по сравнению с прототипом: - соединение тарели с валом не нарушает целостность тарели со стороны газового потока; - узел соединения тарели с валом расположен с внешней стороны тарели (по отношению к газовому потоку), имеет высокую механическую прочность, что позволяет передавать большие нагрузки от пера на вал; - упрощена технология изготовления и сборки, что повышает надежность конструкции.

Формула изобретения

Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, хвостовик которого имеет кольцевую выточку, взаимодействующую с цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой на тарели, отличающийся тем, что между кольцевой выточкой вала, цилиндрическим выступом и кольцевой проточкой установлено и зафиксировано на тарели, например, штифтами, разжимное кольцо, охватывающее цилиндрический выступ и входящее в кольцевую проточку, при этом хвостовик по кольцевой выточке связан с разжимным кольцом с помощью резьбового соединения, а разжимное кольцо зафиксировано с тарелью и кольцевой выточкой вала хвостовика, например, штифтами.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании разгонной двигательной установки (РДУ), обеспечивающей управляемый разгон летательного аппарата (ЛА) воздушного базирования, маршевым двигателем которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), до скорости, обеспечивающей надежный запуск ПВРД

Изобретение относится к реактивной технике, в частности для создания тяги в двигательных установках

Изобретение относится к двухрежимным ракетным двигателям и может быть использовано с целью изменения площади эффективного проходного сечения сопла на стартовом и маршевом участках полета ракеты

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных двигателей с твердым топливом с командным регулированием величины тяги в полете в широких пределах

Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности, к летательным аппаратам вертикального или укороченного взлета и посадки

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и может быть использовано для управления ракетами и реактивными снарядами

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе)

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных твердотопливных двигателей, управляемых с помощью газовых рулей по командам системы управления ракеты

Изобретение относится к производству ракетных двигателей

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и предназначено для управления ракетами и реактивными снарядами

Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности к реактивным двигателям летательных аппаратов с управляемыми соплами, обеспечивающими отклонение газовой струи с целями управления направлением движения летательных аппаратов путем создания управляемого вектора тяги и/или изменения эффективного критического сечения сопла при изменении режимов полета для повышения тяги
Наверх