Космический корабль

 

Космический корабль содержит орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной приборной и агрегатной секций, разъемные узлы связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему. Космический корабль снабжен спускаемым аппаратом, выполненным из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля. Полость концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля. Иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей. Парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей. Соединительные элементы выполнены в виде фланцев. Технический результат - повышение устойчивости в атмосфере и увеличение объема пространства для наблюдений. 4 ил.

Изобретение относится к космической технике, в частности к космическим кораблям.

Известен космический корабль, состоящий из орбитального отсека, снабженного стыковочным узлом, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека, включающего в свой состав переходную, приборную и агрегатную секции, причем спускаемый аппарат связан посредством разъемных узлов с орбитальной и приборно-агрегатной секциями /Космонавтика, Энциклопедия, М.: "Советская энциклопедия", 1985, с.369-370/.

Недостатком указанного космического корабля является невысокая грузоподъемность в виду небольшого полезного объема возвращаемой на Земле части корабля из-за конструктивного исполнения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является космический корабль, состоящий из орбитального отсека, снабженного стыковочным узлом и днищем, на котором закреплены шпангоуты с узлами механической связи и разделения орбитального отсека, и трех спускаемых аппаратов, снабженных люком-лазом для сообщения с орбитальным отсеком и размещенных равномерно вокруг продольной оси корабля, во внешней части которых смонтирован приборно-агрегатный отсек, имеющий переходную секцию, приборную секцию и агрегатную секцию, причем переходная секция выполнена в виде ферменной конструкции, которая снабжена в верхней части тремя шпангоутами с установленными на них разъемными узлами связи со спускаемыми аппаратами и толкателем системы разделения, а в нижней части - фланцем для соединения с приборной секцией, которая выполнена герметичной и предназначена для размещения электронных приборов системы ориентации и управления корабля, при этом в агрегатной секции размещены объединенная двигательная установка и реактивная система управления /А.С. 2021172, кл. В 64 G 1/00, СССР, 1994 г./.

Недостатками указанного космического корабля являются значительный разброс спускаемых аппаратов воздушными потоками в процессе спуска и приземления, ограниченный объем пространства для наблюдения через иллюминатор аппарата и недостаточная устойчивость в атмосфере из-за конструктивного исполнения.

Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является устранение указанных недостатков.

Указанный технический результат достигается тем, что космический корабль, содержащий орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной, приборной и агрегатной секций, разъемные узлы для связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему, согласно изобретению снабжен спускаемым аппаратом, выполненным из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля, причем полость концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля, иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей, парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей, при этом соединительные элементы выполнены в виде фланцев.

Предлагаемый космический корабль поясняется чертежами, где: на фиг.1 показан общий вид космического корабля, вид снизу; на фиг.2 - вид сверху по А на фиг.1; на фиг.3 показан отделяемый спускаемый аппарат, вид сбоку; на фиг.4 - то же при спуске в атмосфере.

Космический аппарат включает орбитальный отсек 1 со стыковочным узлом 2 и днищем 3, спускаемый аппарат "а" и приборно-агрегатный отсек "б". На днище 3 закреплен шпангоут с узлами механической связи и разделения спускаемого аппарата "а" и орбитального отсека 1 (не показано). Спускаемый аппарат "а" выполнен из центрального модуля 4 и трех расположенных равномерно и относительно вокруг его продольной оси концевых модулей 5. Верхняя часть центрального модуля 4 связана посредством системы разделения со шпангоутом на днище 3 орбитального отсека 1 и снабжена люком-лазом для сообщения с ним (не показано). Три соединительных элемента, выполненные в виде фланцев 6, размещены на поверхности центрального модуля 4 равномерно вокруг его продольной оси. Соединительный элемент, выполненный в виде фланца 7, размещен на боковой поверхности каждого концевого модуля 5, обращенной к модулю 4. Модуль 5 фланцами 7 пристыкован жестко, герметично и разъемно к фланцам 6 модуля 4. Полость модулей 5 через канал, образованный фланцами 6 и 7, сообщена с полостью модуля 4 (не показано). Три стабилизатора 8, каждый, размещен на внешней стороне поверхности концевого модуля 5. Приборно-арегатный отсек в своем составе имеет переходную секцию 9, приборную секцию 10 и агрегатную секцию 11. Переходная секция 9 выполнена в виде фермы, снабженной в верхней части шпангоутом с установленным на нем разъемным узлом связи со спускаемым аппаратом "а" (центральным модулем 4) и толкателем системы разделения (не показано), а внешней части - фланцем. Приборная секция 10, выполненная герметичной, присоединена к фланцу переходной секции 9. Агрегатная секция 11 расположена за приборной секцией 10. На поверхностях двух боковых концевых модулей 5 выполнено по одной ниши 12. Парашютная система состоит из двух парашютов 13, каждый из которых смонтирован в нише 12 двух модулей 5. Иллюминаторы 14 размещены равномерно на поверхности модулей 5 и 4. Модули 4 и 5 снабжены аварийным люком-лазом для сообщения с внешней средой (не показано).

Космический корабль работает следующим образом.

Полость модулей 5 заполняют грузом или туристами - пассажирами, равномерно размещая по длине салона (до 4-х человек в каждом модуле 5).

При запуске на орбиту и возвращении на Землю, а также выполнении операций, связанных с маневрированием корабля, экипаж находится в центральном модуле 4 (до 3-х человек). Маневры по коррекции орбиты, сближению с другими космическими объектами и сходу с орбиты выполняются с использованием основного двигателя агрегатной секции 11 приборно-агрегатного отсека "б".

Для спуска с орбиты космическому кораблю сообщают тормозной импульс, после чего осуществляют разделение 1, "а" и "б". При этом толкатель системы разделения (не показан) обеспечивает сообщение орбитальному отсеку 1 ускорение, направленное под заданным углом к модулю 4, что гарантирует разведение спускаемого аппарата "а" и орбитального отсека 1 и непересечение траекторий их полета при спуске. Центральный модуль 4, снабженный средствами управления и контроля, выполняет роль командного отсека. Спускаемый аппарат "а" совершает управляемый полет и торможение в атмосфере, спуск и мягкую посадку с использованием парашютов 13, выбрасываемых из ниш 12 модулей 5.

Стабилизаторы 8 обеспечивают устойчивое положение спускаемого аппарата в атмосфере, при полете и приземлении.

Соединительные элементы в виде фланцев 6 и 7, связанных между собой жестко, герметично и разъемно с образованием канала, обеспечивают требуемое атмосферное давление в полости модулей 4 и 5 на всем промежутке полета, сообщение экипажа и пассажиров между собой, упрощает проведение наладочных работ.

Переходная секция 9 надежно связывает спускаемый аппарат "а" с приборно-агрегатным отсеком "б".

В приборной секции 10 размещены электронные приборы системы ориентации и контроля.

В агрегатной секции 11 размещены объединенная двигательная установка и реактивные системы управления.

Иллюминаторы 14 обеспечивают полный обзор окружающего пространства.

Стыковочный узел 2 обеспечивает надежное соединение корабля с другими космическими объектами.

Днище 3 надежно связывает орбитальный отсек с центральным модулем.

Предлагаемая конструкция космического корабля обладает большой грузоподъемностью и вместимостью по сравнению с прототипом и может быть использована в качестве корабля-спасателя, грузо-пассажирского транспортного средства, которые могут быть пристыкованы как к отечественным, так и зарубежным орбитальным станциям.

Формула изобретения

Космический корабль, содержащий орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной, приборной и агрегатной секций, разъемные узлы связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему, отличающийся тем, что спускаемый аппарат выполнен из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, снабжен тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля, причем полость для заполнения грузом или пассажирами концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля, иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей, парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей, при этом соединительные элементы выполнены в виде фланцев.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при проектировании спускаемых аппаратов с аэродинамическим качеством

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при создании ракет-носителей (РН) для выведения полезных грузов на низкие околоземные орбиты, в частности при обслуживании международной космической станции

Изобретение относится к космической технике и более конкретно к управлению спуском беспилотных капсул с борта космических аппаратов

Изобретение относится к космической технике, а именно к надувным устройствам пассивной системы торможения последних ступеней ракет-носителей (РН)

Изобретение относится к средствам возвращения полезной нагрузки, например, научного оборудования с орбиты или баллистической траектории

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при управлении легкими летательными аппаратами (массой до 1 тонны), запускаемыми на межконтинентальную дальность с помощью легких ракет-носителей

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию

Изобретение относится к области космической техники, а именно к тормозным устройствам и элементам конструкций, используемым при спуске в атмосфере планет

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к зондам-пенетраторам для изучения физико-химических свойств грунта небесных тел и доставки его на Землю

Изобретение относится к космической технике, в частности к развертываемым рефлекторам космических антенн, выполненных на основе крупногабаритных стержневых конструкций

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании и модификации систем терморегулирования (СТР) связных спутников

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для пылевлагозащиты внутренней поверхности бортового разъемного соединения изделия

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к конструкции "сухих" отсеков ракеты-носителя, в которых могут быть размещены приборы различных ее систем

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для стабилизации и увода разгонного блока (РБ) от выводимого им космического аппарата

Изобретение относится к средствам установки на ракете-носителе полезного груза, под которым понимается спутник, персонал, грузовой аппарат или узел орбитальной станции

Изобретение относится к конструкциям и технологии изготовления космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к конструкции разделяемых отсеков и их узлов

Изобретение относится к космической энергетике и, в частности, к гибким солнечным батареям, преимущественно на основе аморфного кремния, формируемым центробежными силами

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании космических аппаратов (КА)

Изобретение относится к технике динамического маневрирования сверхзвуковых самолетов на больших высотах вблизи статического потолка или на динамических режимах выше него и может быть использовано для решения ряда прикладных задач, таких как исследование физики атмосферы, запуск ракет-зондов и ракет, осуществляющих выведение на околоземную орбиту малых искусственных спутников (ИСЗ) и суборбитальных аппаратов
Наверх