Автоматический гирокомпас и способы его регулирования

 

Использование: навигация, геодезия, измерение азимута на земной поверхности, прицеливание объектов различного назначения. Сущность изобретения: корпус гирокомпаса с размещенными в нем блоком чувствительных элементов (БЧЭ) в составе датчика угловой скорости и датчиков горизонта, системой разворота БЧЭ вокруг вертикальной оси, включающей задатчик разворота и привод, блоком сервисной электроники и вычислительным устройством, размещен на наклонно-поворотном столе. На корпусе расположены индикаторы негоризонтальности БЧЭ, электрически связанные через блок сервисной электроники с выходами датчиков горизонта. В систему разворота дополнительно введен многополосный датчик угла с паспортизуемыми значениями углов между полюсами датчика. 3 с. и 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

Текст описания в факсимильном виде (см. графическую часть)в

Формула изобретения

1. Автоматический гирокомпас, содержащий корпус, установленный на наклонно-поворотном столе, размещенный в корпусе блок чувствительных элементов (БЧЭ), имеющий в своем составе датчик угловой скорости и датчики горизонта, систему разворота БЧЭ вокруг вертикальной оси, включающую задатчик разворота и привод, блок сервисной электроники и вычислительное устройство, отличающийся тем, что на корпусе расположены индикаторы негоризонтальности БЧЭ, электрически связанные через блок сервисной электроники с выходами датчиков горизонта, при этом датчик горизонта, ось чувствительности которого совпадает с осью чувствительности датчика угловой скорости, дополнительно соединен через дифференцирующее устройство, введенное в блок сервисной электроники, с вычислительным устройством.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в систему разворота БЧЭ дополнительно введен многополюсный датчик угла с паспортизуемыми значениями углов между полюсами датчика, при этом многополюсный датчик угла является индукционным с двумя диаметрально расположенными статорами на корпусе и с 2n(n2) роторами, равномерно и попарно диаметрально расположенными по окружности БЧЭ, а датчик угловой скорости имеет возможность установки на БЧЭ осью чувствительности соосно оси вращения БЧЭ для измерения углов между полюсами датчика угла при паспортизации.

3. Способ определения углов между полюсами многополюсного датчика угла в составе автоматического гирокомпаса, включающий последовательные развороты блока чувствительных элементов (БЧЭ) в “нули” полюсов датчика угла и определение углов разворота, отличающийся тем, что предварительно устанавливают датчик угловой скорости (ДУС), входящий в состав БЧЭ, осью чувствительности соосно оси разворотов БЧЭ, затем вращают БЧЭ с угловой скоростью из диапазона измерения ДУСа, измеряют угловую скорость в течение m(m1) оборотов, одновременно фиксируют моменты времени прохождения “нулей” полюсов датчика угла, и интегрируют угловую скорость на временных интервалах между “нулями”, после чего вычисляют углы между полюсами датчика угла.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что по завершении m полных оборотов реверсируют вращение БЧЭ и повторяют операции измерения угловой скорости, фиксации “нулей” полюсов и интегрирования угловой скорости, после чего вычисляют углы между полюсами датчика угла.

5. Способ определения углов между полюсами многополюсного датчика угла в составе автоматического гирокомпаса, включающий последовательные развороты блока чувствительных элементов (БЧЭ) в “нули” полюсов датчика угла и определение углов разворота, отличающийся тем, что предварительно устанавливают датчик угловой скорости, входящий в состав БЧЭ, осью чувствительности соосно оси разворотов БЧЭ, затем включают по оси разворотов режим гироскопической стабилизации, используя в качестве чувствительного элемента системы стабилизации ДУС, подачей фиксированного тока в датчик момента ДУСа задают прецессионное движение БЧЭ с постоянной угловой скоростью, фиксируют моменты времени прохождения “нулей” полюсов датчика угла в течение m(m1) оборотов, определяют интервалы времени между “нулями” полюсов и длительность полных оборотов, после чего вычисляют углы между “нулями” полюсов датчика угла.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что по завершении m полных оборотов реверсируют вращение БЧЭ посредством изменения полярности подаваемого в датчик момента тока, повторяют операции по определению интервалов времени между “нулями” полюсов и длительности полных оборотов, после чего вычисляют углы между “нулями” полюсов датчика угла.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, преимущественно гироскопической и может быть использовано при разработке и изготовлении гирокомпасов и курсоуказывающих устройств

Изобретение относится к области измерительной техники, преимущественно гироскопической, и может быть использовано при разработке и изготовлении гирокомпасов и курсоуказывающих устройств

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и наведения наземных подвижных объектов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для систем стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области гироскопической техники и направлено на сокращение времени и повышение точности определения азимута объекта

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации основных погрешностей гирокомпасов

Изобретение относится к гироскопической технике и предназначено для использования в системах пространственной стабилизации средств вооружения и обнаружения цели, в системах навигации и топопривязки наземных самоходных объектов (НСО), а также в комплексированных системах определения высоты местонахождения НСО

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для систем стабилизации, наведения и управления, работающих на подвижных объектах

Изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности

Изобретение относится к навигационным гироскопическим приборам, а именно к измерителям азимута на земной поверхности, и может быть использовано в геодезии, а также для прицеливания беспилотных летательных аппаратов, артиллерийских и ракетных систем или иных объектов военного и гражданского назначения

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для систем стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к технике приборостроения, а именно к навигационным приборам для определения основных навигационных параметров позиционирования воздушных и наземных объектов

Изобретение относится к области навигации наземных транспортных средств

Изобретение относится к определению направления истинного меридиана объектов на Земле для навигационных или топографических целей

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано при создании гироскопических приборов на базе динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ) в морской, воздушной, наземной, скважинной навигации

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов
Наверх