Способ помехозащищенного обнаружения манёвра цели и устройство для его реализации

 

Изобретение относится к обнаружениям маневра цели радиолокационными системами сопровождения. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости обнаружителя маневра цели. Способ заключается в том, что обнаруживают маневр цели на основе анализа обновляющей последовательности отслеживаемых координат цели, а именно дальности и азимута, которая обрабатывается набором низкочастотных фильтров, настроенных на определенный тип маневра цели, и по результатам сравнения выходных сигналов этих фильтров определяют тип маневра, выходные сигналы обнаружителей маневра по дальности и азимуту сравнивают по правилу логического умножения и по результатам сравнения судят о наличии маневра цели или действия уводящй помехи, имитирующей маневр по одной координате. 1 ил.

Изобретение относится к способам обнаружения маневра цели радиотехническими системами, в частности радиолокационными системами сопровождения воздушных целей, и может быть использовано в бортовых РЛС.

Известен способ обнаружения маневра, основанный на автоматическом устранении расхождения следящего фильтра (см., например, В.И. Меркулов и В.Н. Лепин. Авиационные системы радиоуправления. М.: Радио и связь, 1997, с.306), реализованный в устройстве, содержащем дискретный фильтр Калмана, усилитель, умножитель, сумматор и логическую схему сравнения.

Недостатком способа является низкая помехоустойчивость, а именно подверженность воздействию уводящих помех, имитирующих маневр цели.

Наиболее близким по своей сущности к предлагаемому способу является способ обнаружения маневра на основе анализа обновляющей последовательности (см. А. Фарина, Ф. Студер. Цифровая обработка радиолокационной информации. М.: Радио и связь, 1993, с.224), образующейся путем сравнения входного сигнала обнаружителя маневра и сигнала предсказания, формирующегося непосредственно в обнаружителе маневра. Обновляющую последовательность обрабатывают набором низкочастотных фильтров, настроенных на определеный маневр цели. Наибольший по уровню сигнал будет на выходе фильтра, согласованного с обновляющей последовательностью. Если при этом будет превышен порог, то принимают решение о наличии маневра цели с характеристиками, соответствующими настройке согласованного фильтра.

Недостатком способа, принятого за прототип, является невозможность различения уводящих помех и маневров цели из-за отсутствия обнаружителя уводящих помех.

Техническим результатом изобретения является повышение помехоустойчивости обнаружителя маневра цели.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе обнаружения маневра цели на основе анализа обновляющей последовательности отслеживаемой координаты цели, например дальности и азимута, которая обрабатывается набором низкочастотных фильтров, настроенных на определенный маневр цели, и по результатам сравнения выходных сигналов этих фильтров определяют тип маневра, дополнительно выходные сигналы обнаружителей маневра по дальности и азимуту сравнивают по принципу логического умножения. По результатам сравнения принимают решение о наличии маневра цели или действии уводящей помехи. При наличии информации о начале маневра от двух обнаружителей маневра принимают решение о маневре, а при отсутствии информации о маневре от одного из обнаружителей маневра считают, что действует уводящая помеха.

На чертеже приведена функциональная схема устройства, реализующего способ помехозащищенного обнаружения маневра.

Устройство состоит из первого сумматора (СМ) 1, к выходу которого параллельно подключены первый усилитель (У) 2 и усилители видов маневра 7, 8, 9, выход первого усилителя 2 соединен с первым входом второго сумматора 3, выход которого через первый интегратор (И) 4, первую линию задержки (ЛЗ) 5 соединен с вторым входом второго сумматора 3 и входом второго усилителя 6, выход которого подключен к второму входу первого сумматора 1, выходы усилителей видов маневра 7, 8, 9 соединены через умножители (УМ) 10, 11, 12 соответственно с первым устройством выбора максимума (УВМ) 13, выход которого через первое пороговое устройство (ПУ) 27 соединен с первым входом устройства логического умножения (УЛУ) 29, к выходу третьего сумматора 14 параллельно подключены третий усилитель 15 и усилители видов маневра 20, 21, 22, выход третьего усилителя 15 соединен с первым входом четвертого сумматора 16, выход которого через второй интегратор 17, вторую линию задержки 18 соединен с вторым входом четвертого сумматора 16 и входом четвертого усилителя 19, выход которого подключен к второму входу третьего сумматора 14, выходы усилителей видов маневра 20, 21, 22 соединены через умножители 23, 24, 25 соответственно с вторым устройством выбора максимума 26, выход которого через второе пороговое устройство 28 соединен с вторым входом устройства логического умножения 29.

Сущность функционирования устройства помехозащищенного обнаружения маневра заключается в следующем.

На входы первого 1 и третьего 14 сумматоров подаются входные дискретные сигналы с временем дискретизации Тп, например на вход первого сумматора 1 поступает напряжение, пропорциональное дальности до цели, а на вход третьего сумматора 14 подается напряжение, пропорциональное азимуту цели. Обновление входных сигналов осуществляется через время Тп, на это же время сигналы задерживаются в устройствах задержки 5 и 18. В импульсной РЛС это время равно периоду повторения импульсов. Сигнал рассогласования на выходе первого сумматора 1 формируется путем сложения входной величины координаты цели и величины сигнала предсказания, полученного путем усиления во втором усилителе 6 и задержки в первой линии задержки 5 измеренной дальности на выходе первого интегратора 4. Сигнал рассогласования поступает на входы усилителей видов маневра 7, 8, 9, каждый из которых согласован с определенным типом маневра. Первое устройство выбора максимума 13 определяет максимальный сигнал и подает его на первое пороговое устройство 27. При превышении сигналом порога он поступает на первый вход устройства логического умножения 29. Сигнал рассогласования по азимуту на выходе третьего сумматора 14 формируется путем сложения входной величины азимута и предсказанного значения, полученного путем усиления в четвертом усилителе 19 и задержки во второй линии задержки 18 измеренного азимута на выходе второго интегратора 17. Сигнал рассогласования поступает на входы усилителей видов маневра 20, 21, 22, каждый из которых согласован с определенным типом маневра. Второе устройство выбора максимума 26 определяет максимальный сигнал и подает его на второе пороговое устройство 28. При превышении сигналом порога он поступает на второй вход устройства логического умножения 29. На выходе устройства логического умножения 29 при наличии двух сигналов на входе получается информация о наличии маневра цели. При отсутствии сигнала на одном входе устройства логического умножения 29 с его выхода снимается информация о действии уводящей помехи, имитирующей маневр по одной координате. На следующем такте работы операции повторяются.

Таким образом, предложенный способ помехозащищенного обнаружения маневра и устройство для его реализации позволяют эффективно различать действие уводящей помехи по одной координате цели и изменение координаты цели за счет маневрирования.

Формула изобретения

Способ помехозащищенного обнаружения маневра, заключающийся в том, что обнаруживают маневр цели на основе анализа обновляющей последовательности отслеживаемых координат цели, а именно дальности и азимута, которая обрабатывается набором низкочастотных фильтров, настроенных на определенный тип маневра цели, и по результатам сравнения выходных сигналов этих фильтров определяют тип маневра, отличающийся тем, что выходные сигналы обнаружителей маневра по дальности и азимуту сравнивают по правилу логического умножения и по результатам сравнения судят о наличии маневра цели или действия уводящей помехи, имитирующей маневр по одной координате.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ближней радиолокации, в частности к импульсно-доплеровским информационно-измерительным системам, работающим в активном режиме

Изобретение относится к системам управления местоположением и курсом беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и может быть использовано при проектировании БПЛА, предназначенных для высокоточного наведения на цель

Изобретение относится к радиолокации, в частности к области измерения азимута с помощью обзорной радиолокационной станции (РЛС), и может быть использовано в аппаратуре первичной обработки радиолокационной (р/л) информации, являющейся оконечной частью РЛС

Изобретение относится к области локации и навигации, а именно к импульсным методам определения координат и параметров движения объекта локации

Изобретение относится к области локации и навигации, а именно к импульсным методам определения координат и параметров движения объекта локации, и может быть использовано в локационных системах для определения радиальной скорости и ускорения относительного движения объекта, например, с целью предупреждения столкновений объекта локации и активного контрольного пункта

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в радиолокационных станциях для обнаружения надводных и береговых целей и измерения их координат

Изобретение относится к радиолокации и может использоваться в системах управляемого оружия противовоздушной обороны

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано в радиолокационных станциях (РЛС) автономных и командных систем управления, предназначенных для обнаружения сигналов от целей, измерения их координат и автоматического сопровождения по дальности и по угловым координатам при наличии естественных и организованных радиопомех

Изобретение относится к устройствам автономной навигации и посадки, предназначенным для навигации и слепой посадки в основном вертолетов и других летательных аппаратов, для которых имеет большое значение диапазон измеряемых скоростей с переменой знака скорости, измерение высоты в диапазоне от максимальной до предельно близкой к нулю, в том числе и при перевозке груза на подвеске, и для которых в режиме висения важна стабильность положения, а в режиме посадки необходимы сведения о наклоне посадочной площадки для правильной ориентации летательного аппарата по отношению к направлению максимальной крутизны для предотвращения опрокидывания

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях автономных и командных систем управления, предназначенных для обнаружения сигналов от целей и измерения их координат при наличии естественных и организованных радиопомех

Изобретение относится к области радиоэлектроники, в частности ближней радиолокации, и может быть использовано в системах предотвращения столкновений транспортных средств и контроля движения

Изобретение относится к пассивным радиолокационным системам и заключается в том, что по принятым от источника радиоизлучений (ИРИ) радиосигналам оценивают значения углов пеленга ИРИ и угловые скорости вращения линии его визирования

Изобретение относится к области авиационных управляемых ракет и может использоваться для решения задачи наведения ракеты на воздушную цель и для информационного обеспечения функционирования боевого снаряжения АУР

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в системах дорожного контроля и предотвращения столкновений транспортных средств

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиолокации, и может быть использовано для обзора передней полусферы (нижней и верхней) в легких маневренных самолетах и вертолетах, для предупреждения столкновений с другими летательными аппаратами, высоковольтными линиями электропередач, вышками, трубами и т.д

Изобретение относится к области оптико-электронных, радиолокационных и иных систем сопровождения авиационно-космических объектов

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения угла места целей при многолучевом распространении отраженного от цели сигнала, в частности в наземной трехкоординатной РЛС кругового обзора метрового диапазона волн с ФАР

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для освещения с повышенной скрытностью надводной обстановки в интересах обеспечения навигационной безопасности плавания и выдачи данных целеуказания
Наверх