Охлаждаемая лопатка газовой турбины

 

Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо, состоящее из передней и задней полостей, разделенных перегородкой и снабженных дефлекторами с отверстиями. В стенке передней полости пера выполнены отверстия. На разделительной перегородке со стороны задней полости выполнено радиальное ребро с отверстиями. Соотношение площадей отверстий в дефлекторе задней полости лопатки со стороны корыта и спинки находится в пределах от 0,5 до 0,65. Изобретение позволяет уменьшить неравномерность температурного поля поперечного сечения лопатки и, соответственно, уменьшить термические напряжения. 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может найти применение в конструкции охлаждаемых лопаток.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является лопатка газовой турбины, содержащая полое перо, состоящее из передней и задней полостей, разделенных перегородкой и имеющих дефлекторы с отверстиями; положение дефлекторов зафиксированы ребрами, а в стенке пера передней полости выполнены отверстия [1].

Недостатком данной конструкции является высокая неравномерность температурного поля в поперечном сечении пера, вызванная тем, что разделительная перегородка имеет низкую температуру по сравнению со стенками, контактирующими с газовым потоком. Это приводит к значительным термическим напряжениям в материале лопатки и, как следствие, к ее разрушению по малоцикловой усталости.

Задачей изобретения является уменьшение неравномерности температурного поля поперечного сечения пера и, соответственно, уменьшение величины термических напряжений в конструкции.

Эта задача решается тем, что предлагаемая охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо, состоящее из передней и задней полостей, разделенных перегородкой и снабженных дефлекторами с отверстиями, в стенке передней полоти пера выполнены отверстия, а на разделительной перегородке, со стороны задней полости, выполнено радиальное ребро с отверстиями, причем соотношение площадей отверстий в дефлекторе задней полости лопатки со стороны корыта и площади отверстий со стороны спинки находится в пределах от 0,5 до 0,65.

На фиг.1 изображен продольный разрез лопатки; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1.

Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо 1, состоящее из передней полости 2 и задней полости 3, разделенных между собой перегородкой 4. В передней полости 2 и задней полости 3 установлены дефлекторы 5 и 6. В дефлекторах 5 и 6 выполнены отверстия 7 и 8 для струйного охлаждения стенок пера 1. Стенки пера 1 в передней полости 2 имеют отверстия для 9 для пленочного охлаждения наружных стенок пера 1. Положение дефлектора 5 в передней полости 2 фиксируется поперечными ребрами 10 и 11, а положение дефлектора 6 в задней полости 3 фиксируется поперечными ребрами 12 и 13, выполненными соответственно со стороны спинки и корыта, и радиальным ребром 14, выполненным на перегородке 4 в задней полости 3. Радиальное ребро 14 обеспечивает фиксированную геометрию канала между дефлектором 6 и поверхностью перегородки 4. В радиальном ребре 14 выполнены отверстия 15. Площадь поперечного сечения отверстий 15 обеспечивает сохранение требуемого распределения расхода воздуха в каналах охлаждения по высоте пера 1. Соотношение площадей отверстий 8 в дефлекторе задней полости лопатки со стороны корыта и спинки находится в пределах от 0,5 до 0,65. В выходной щели 16 пера установлены три ряда цилиндрических штырей 17.

Система охлаждения лопатки работает следующим образом. Воздух поступает в дефлекторы 5 и 6. Через отверстия 7 в стенках дефлектора 5 воздух струями натекает на внутреннюю поверхность стенок пера 1, охлаждает их, движется между стенками дефлектора 5 и пера 1 и вытекает в проточную часть турбины через отверстия 9. В задней полости 3 воздух через отверстия 8 осуществляет струйное охлаждение стенок пера 1. Далее со стороны корыта воздух движется по каналам между ребрами 13 в сторону выходной кромки 16. Со стороны спинки часть воздуха движется в каналах между ребрами 12 в сторону перегородки 4, нагревает ее и через отверстия 15 поступает в каналы корыта, расположенные между ребрами 13. Другая часть воздуха движется по каналам между ребрами 12 в щель выходной кромки 16. В выходной щели 16 воздух проходит через три ряда штырей 17 и вытекает в проточную часть турбины.

Соотношение площадей отверстий дефлектора 8 со стороны корыта и спинки 0,5-0,65 обеспечивает движение нагретого воздуха по поверхности перегородки 4, из каналов со стороны спинки. Таким образом, достигается увеличение температуры перегородки 4 и, соответственно, выравнивание температурного поля.

Выбор соотношения площадей отверстий со стороны корыта Sот.кор и спинки Sот.сп обусловлен необходимостью уменьшения температуры перегородки при сохранении требуемого уровня эффективности охлаждения , прилежащего к выходной кромке (=(Т*гл)/(Т*гв), где Тг* - температура газа, Тл - температура поверхности лопатки, Тв - температура воздуха). При этом суммарный расход воздуха через лопатку должен оставаться неизменным. Расчеты и эксперименты (фиг.3) позволили определить диапазон Sот.кор/Sот.сп, обеспечивающий максимальное уменьшение неравномерности температурного поля поперечных сечений пера.

Экспериментальные исследования на турбине показали, что обеспечивается уменьшение неравномерности температурного поля поперечного сечения лопатки на 70К и, соответственно, уменьшение термических напряжений на 23%.

Источник информации

1. Копелев С.З. Проектирование проточной части турбин авиационных двигателей. - М.: Машиностроение, 1984, стр.172, рис.7.2.

Формула изобретения

Охлаждаемая лопатка газовой турбины, содержащая полое перо, состоящее из передней и задней полостей, разделенных перегородкой и снабженных дефлекторами с отверстиями, в стенке передней полости пера выполнены отверстия, отличающаяся тем, что на разделительной перегородке со стороны задней полости выполнено радиальное ребро с отверстиями, а соотношение площадей отверстий в дефлекторе задней полости лопатки со стороны корыта и спинки находится в пределах от 0,5 до 0,65.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции охлаждаемых лопаток турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к охлаждаемым рабочим лопаткам турбины газотурбинного двигателя наземного или авиационного применения

Изобретение относится к компоненту, образующему лопатку или лопасть роторной машины, имеющей ротор, вращающийся вокруг оси

Изобретение относится к охлаждаемым лопаткам турбомашин высокотемпературных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к высокотемпературным газовым турбинам авиационных двигателей, а также наземных газотурбинных установок

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в многоступенчатых, высокотемпературных турбинах энергетических газотурбинных установок большой мощности, преимущественно в составе парогазовых установок

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к охлаждению обтекаемого тела, преимущественно лопаток газовых турбин, омываемых высокотемпературным потоком рабочей среды при высоких давлениях и скоростях

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при охлаждении лопаток высокотемпературных газовых турбин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции охлаждаемых лопаток турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может найти применение в конструкции охлаждаемых лопаток

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям охлаждаемых лопаток турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к турбостроению, в частности к охлаждаемым лопаткам турбин, и может быть использовано в газовых турбинах авиационных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции охлаждаемых как рабочих, так и сопловых лопаток турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к охлаждаемым лопаткам, предназначенным для высокотемпературных турбин
Наверх