Дистанционный привод управления судовым двигателем

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями. Дистанционный привод управления судовым двигателем содержит основной канал управления, состоящий из логического блока, соединенного при помощи блока ограничения скорости отработки с исполнительным механизмом, кинематически связанным с датчиком обратной связи и задатчиком режима работы двигателя. Резервный канал управления состоит из кнопочных замыкателей, подключенных с одной стороны к резервному источнику электропитания, а с другой - к исполнительному механизму. Канал защиты привода от обрыва цепей задатчика и датчика обратной связи содержит последовательно соединенные логический элемент и запоминающий блок. Канал аварийной остановки двигателя содержит силовой привод с ручным подпружиненным органом управления, взаимодействующим с концевым выключателем. Достигается повышение надежности дистанционного привода управления судовым двигателем. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности, к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями.

Известно устройство по а.с. 1539141 (прототип) - дистанционный привод управления судовым двигателем, содержащий основной канал управления, состоящий из логического блока, соединенного при помощи блока ограничения скорости отработки с исполнительным механизмом, кинематически связанным с датчиком обратной связи, и задатчиком режима работы двигателя, по меньшей мере один резервный канал управления, состоящий из кнопочных замыкателей, подключенных с одной стороны к резервному источнику электропитания, а с другой - через второй блок ограничения скорости отработки к исполнительному механизму, и соединенных при помощи логического элемента ИЛИ и запоминающего блока с блокировочными элементами И, включенными между логическим блоком и вторым блоком ограничения скорости отработки и переключатель основного и резервного каналов управления, также привод снабжен дополнительным запоминающим блоком, сумматором сравнения, кнопочным замыкателем быстрого уменьшения частоты вращения двигателя, каналом экстренного уменьшения частоты вращения двигателя и шестью дополнительными логическими элементами ИЛИ, первый и второй из которых включены между блокировочными логическими элементами И и блоками ограничения скорости отработки, третий и четвертый - между блокировочными логическими элементами И и запоминающим блоком и дополнительным запоминающим блоком соответственно, пятый - между вторым блоком ограничения скорости отработки, дополнительным запоминающим блоком и исполнительным механизмом, шестой - между сумматором сравнения, кнопочным замыкателем каналов управления и дополнительным запоминающим блоком, при этом канал экстренного уменьшения частоты вращения двигателя включает в себя кнопочный замыкатель, подключенный с одной стороны к резервному источнику электропитания, а с другой - при помощи дополнительного запоминающего блока, третьего и четвертого дополнительных логических элементов ИЛИ к блокировочным логическим элементам И, а через пятый дополнительный логический элемент ИЛИ - к исполнительному механизму после блоков ограничения скорости отработки, причем вход сброса дополнительного запоминающего блока подключен при помощи шестого дополнительного элемента ИЛИ прямым входом к переключателю каналов управления, а инверсным - к выходу сумматора сравнения сигналов задатчика и датчика обратной связи основного канала управления.

Недостатком известного устройства является его низкая надежность при управлении судовым двигателем, в особенности судовым газотурбинным двигателем, в условиях скоростного малотоннажного судна из-за отсутствия защиты по неисправности (обрыву цепей) задатчика и датчика обратной связи и невозможности остановить двигатель при пожаре в машинном отделении и перегорании кабелей системы управления и защиты двигателя.

Цель изобретения - повышение надежности дистанционного привода управления судовым двигателем.

Для этого дистанционный привод дополнительно снабжен каналом защиты от обрыва цепей задатчика и датчика обратной связи и каналом аварийной остановки двигателя, при этом канал защиты содержит последовательно соединенные логический элемент И и запоминающий блок, причем ко входам элемента И подключены параллельно выходы задатчика и датчика обратной связи, выход элемента И подключен к прямым входам блокировочных элементов И основного канала управления, выход запоминающего блока подключен к аварийной сигнализации, а канал аварийной остановки содержит силовой привод исполнительного механизма, подключенный входом к автономному источнику силового питания, выходом подключенный непосредственно к части исполнительного механизма, работающей на уменьшение подачи топлива в двигатель, и снабженный ручным подпружиненным органом управления, взаимодействующим с концевым выключателем, подключенным входом к резервному источнику электропитания, а выходом - к входу записи запоминающего блока канала аварийной остановки, выход которого подключен к инверсному входу блокировочного элемента И в основном канале управления увеличением частоты вращения двигателя и к инверсному входу дополнительного блокировочного логического элемента И, включенного в резервном канале управления между выходом кнопочного замыкателя на увеличение частоты вращения и входом элемента ИЛИ в канале управления увеличением частоты вращения между выходом блокировочного элемента И и блоком ограничения скорости отработки механизма, при этом входы сброса запоминающих блоков канала защиты и канала аварийной остановки подключены к резервному источнику электропитания при помощи дискретного органа отмены команды.

На чертеже изображена функциональная схема дистанционного привода управления судовым двигателем.

Двигатель 1 кинематически связан с исполнительным механизмом 2, имеющим две части: часть 2.1, работающую на увеличение частоты вращения двигателя (увеличение подачи топлива в двигатель), и часть 2.2 - соответственно на уменьшение частоты вращения двигателя.

Задатчик 3 режимов работы двигателя 1 и датчик 4 обратной связи следящего канала управления подключены к входам логического блока 5.

Датчик 4 обратной связи кинематически связан с выходом исполнительного механизма 2. Выходы логического блока 5 при помощи блокировочных логических элементов И 6 и 7 и промежуточных логических элементов ИЛИ 8 и 9 подключены к блокам 10 и 11 ограничения скорости отработки исполнительного механизма 2.

Кнопочные замыкатели 12 и 13 резервного канала управления режимами работы двигателя 1 подключены к резервному источнику электропитания 14 при помощи переключателя 15 и при помощи логических элементов ИЛИ 8 и 9 - к блокам 10 и 11 ограничения скорости отработки механизма 2.

Кроме того, параллельно замыкатели 12 и 13 подключены при помощи логического элемента ИЛИ к запоминающему блоку 17, выход которого при помощи логических элементов ИЛИ 18 и 19 подключен к инверсным входам логических элементов И 6 и 7.

Вход сброса блока 17 подключен к переключателю 15. Кнопочный замыкатель 20 быстрого уменьшения частоты вращения (подачи топлива) двигателя 1 подключен к резервному источнику электропитания и при помощи дополнительного запоминающего блока 21 через логические элементы ИЛИ 18 и 19 - к инверсным входам логических элементов И 6 и 7, а через логический элемент ИЛИ 22 - к части 2.2 (работающей на уменьшение подачи топлива в двигатель) исполнительного механизма 2 помимо блока 11 ограничения скорости отработки механизма.

Вход сброса блока 21 связан через прямой вход логического элемента ИЛИ 23 с каналом резервного управления, а через инверсный вход логического элемента ИЛИ 23 - с выходом сумматора 24, входы которого связаны с выходом задатчика 3 и датчика 4 обратной связи.

Блоки 10 и 11 ограничения скорости представляют собой, например, генераторы электрических импульсов с регулируемой скважностью сигнала, уменьшение частоты выходного сигнала которых ограничивает скорость перекладки исполнительного механизма 2.

Канал защиты привода от обрыва цепей задатчика 3 и датчика обратной связи 4 содержит последовательно соединенные логический элемент И 25 и запоминающий блок 26.

К прямым входам И 25 подключены выходы задатчика 3 и датчика 4 обратной связи. Сигнал с выхода И 25 (обозначен 25.1) поступает на прямые входы блокировочных элементов И 18 и 19 основного канала следящего управления.

Сигнал с выхода запоминающего блока 26 подключен к аварийной сигнализации 27.

Канал аварийной остановки двигателя 1 содержит силовой привод 28 с ручным подпружиненным органом 28.1 управления, взаимодействующим с концевым выключателем 28.2. Привод 28 подключен входом к автономному источнику 29 силового питания, а выходом привод 28 подключен непосредственно к исполнительному механизму 2, к его части 2.2, работающей на уменьшение подачи топлива в двигатель.

Концевой выключатель 28.2 подключен входом к резервному источнику питания, а выходом - к входу записи запоминающего блока 30 канала аварийной остановки. Выход запоминающего блока 30 подключен к инверсному входу блокировочного логического элемента И 6 основного следящего канала управления (на увеличение частоты вращения двигателя) и к инверсному входу дополнительного блокировочного логического элемента И 31.

Логический элемент И 31 подключен вторым прямым входом к выходу кнопочного замыкателя 13, через который от кнопочного замыкателя 12 поступает сигнал на увеличение подачи топлива в двигатель по резервному каналу управления. Выход логического элемента И 31 подключен к входу элемента ИЛИ 8 в основном канале управления на увеличение частоты вращения двигателя.

Входы сброса запоминающих блоков 26 в канале защиты и 30 в канале аварийной остановки подключены при помощи дискретного органа 32 отмены команды к резервному источнику электропитания.

Привод работает следующим образом.

При управлении двигателем 1 при помощи основного канала управления сигнал от задатчика 3 режимов работы двигателя и датчика 4 обратной связи поступает на вход логического блока 5. При наличии рассогласования между этими сигналами, превышающими зону нечувствительности следящего канала, на выходе логического блока 5 появится сигнал, поступающий на входы логических элементов И 6 и 7.

При отсутствии на инверсных входах логических элементов И 6 и 7 сигнала с выхода запоминающего блока 17, с выхода запоминающего блока 30 канала аварийной остановки двигателя и при наличии на прямых входах сигнала от элемента И 25 канала защиты, с выхода элемента ИЛИ 8 или 9 сигнал соответственно через блоки 10 или 11 ограничения скорости отработки исполнительного механизма поступает на исполнительный механизм 2, воздействующий на орган регулирования режима работы двигателя 1 и одновременно на датчик 4 обратной связи, пока сигналы задатчика 3 и датчика 4 на входах блока 5 не сравняются. Кроме того, указанные сигналы поступают на входы сумматора 24. В случае равенства на выходе сумматора сигнал исчезает и на выходе логического элемента ИЛИ 23 появится сигнал, который приводит запоминающий блок 21 в исходное состояние, поэтому на выходе логических элементов ИЛИ 18 и 19 сигнал отсутствует и логические элементы И 6 и 7 включены.

При выходе из строя следящего канала управления, например при обрыве цепей задатчика 3 или датчика 4 обратной связи, работу следящего канала необходимо немедленно блокировать, чтобы обеспечить консервативность привода. Это вызвано тем, что при обрыве цепи задатчика 3 привод начинает самопроизвольно отрабатывать на уменьшение подачи топлива на двигатель, а при обрыве цепи датчика 4 обратной связи - на увеличение подачи топлива в двигатель.

Для этого в приводе предусмотрен канал защиты, включающий в себя логический элемент И 25 и запоминающий блок 26.

При исчезновении на входе И 25 одного из сигналов (от задатчика 3 или датчика 4) на выходе И 25 пропадает сигнал 25.1, поступавший ранее на входы блокировочных элементов И 6 и 7 следящего канала управления, а также на инверсный вход записи запоминающего блока 26.

Элементы И 6 и 7 блокируют работу следящего канала, а на выходе запоминающего блока 26 включается сигнализация 27 о неисправности следящего канала управления.

В этом случае оператор управляет двигателем 1 при помощи кнопочных замыкателей 12 и 13, подключенных к резервному источнику 14 электропитания при помощи переключателя 15.

При переводе переключателя 15 из положения 15.1 в положение 15.2 запоминающий блок 17 приводится в исходное положение, сигнал на его выходе отсутствует. При нажатии на замыкатель 12 или 13 сигнал с его выхода поступает на соответствующий логический элемент ИЛИ 8 или 9 и далее через блок 10 или 11 ограничения скорости отработки на исполнительный механизм 2. Изменение режима работы двигателя 1 осуществляется до тех пор, пока нажат замыкатель 12 или 13, при этом сигнал от следящего канала не поступает, так как на выходе запоминающего блока 17 появляется сигнал, блокирующий логические элементы И 6 и 7. Перевод блокирующего блока 17 в исходное положение и разблокировка следящего канала (при его исправности) осуществляется подачей сигнала на вход блока 17 от переключателя 15.

При восстановлении исправности следящего канала (восстановлении цепей задатчика 3 и датчика 4 обратной связи) сигнал с выхода запоминающего блока снимается нажатием дискретного органа 32 отмены команды, при этом разблокируются элементы И 6 и 7.

При нажатии кнопочного замыкателя 20 сигнал через блок 21 и логические элементы ИЛИ 18 и 19 блокирует работу следящего канала, а через логический элемент ИЛИ 22 подается сигнал на быстрое уменьшение режима работы двигателя 1 со скоростью, не зависящей от установленной для нормального режима работы двигателя 1 блоком 11 ограничения скорости перекладки. Перекладка исполнительного механизма 2 в сторону уменьшения частоты вращения двигателя 1 будет осуществляться до крайнего положения, пока дополнительный запоминающий блок 21 будет подавать сигнал на часть 2.2 ("меньше") исполнительного механизма 2.

Дополнительный запоминающий блок 21 приходит в исходное состояние при синхронизации задатчика 3 с датчиком 4 обратной связи после отработки исполнительного механизма 2 по сигналу замыкателя 20 или при переключении управления со следящего канала на резервный переключателем 15 в положение 15.2.

При необходимости аварийной остановки двигателя, например при пожаре в машинном отделении или когда не работают электрические каналы управления, остановка двигателя 1 выполняется при помощи канала аварийной остановки нажатием подпружиненного ручного органа 28.1 силового привода 28, подающего при этом силовое питание, например гидравлическое питание, от резервного источника 29 силового питания непосредственно в часть 2.2 исполнительного механизма 2, устанавливая механизм в крайнее положение нулевой подачи топлива независимо от воздействия других каналов управления.

При нажатии органа 28.1 замыкается концевой выключатель 28.2 и сигнал от резервного источника 14 электропитание поступает на вход записи запоминающего блока 30. Сигнал с выхода блока 30 поступает на инверсный вход И 6, блокируя следящий канал управления на увеличение частоты вращения двигателя 1, и через инверсный вход И 31, блокируя резервный канал управления на увеличение частоты вращения.

Сброс запоминающего блока 30 производится дискретным органом 32 сброс команды.

Таким образом, применение предложенного привода повысит надежность управления судовым двигателем, в том числе при возникновении на судне аварийных ситуаций.

Формула изобретения

Дистанционный привод управления судовым двигателем, содержащий основной канал управления, состоящий из логического блока, соединенного при помощи блока ограничения скорости отработки с исполнительным механизмом, кинематически связанным с датчиком обратной связи, и задатчиком режима работы двигателя, по меньшей мере один резервный канал управления, состоящий из кнопочных замыкателей, подключенных с одной стороны к резервному источнику электропитания, а с другой через второй блок ограничения скорости отработки - к исполнительному механизму, соединенных при помощи логического элемента ИЛИ и запоминающего блока с блокировочными элементами И, включенными между логическим блоком и вторым блоком ограничения скорости отработки, и переключатель основного и резервного каналов управления, также привод снабжен дополнительным запоминающим блоком, сумматором сравнения, кнопочным замыкателем быстрого уменьшения частоты вращения двигателя, каналом экстренного уменьшения частоты вращения двигателя и шестью дополнительными логическими элементами ИЛИ, первый и второй из которых включены между блокировочными логическими элементами И и блоками ограничения скорости отработки, третий и четвертый - между блокировочными логическими элементами И и запоминающим блоком соответственно, пятый - между вторым блоком ограничения скорости отработки, дополнительным запоминающим блоком и исполнительным механизмом, шестой - между сумматором сравнения, кнопочным замыкателем каналов управления и дополнительным запоминающим блоком, при этом канал экстренного уменьшения частоты вращения двигателя включает в себя кнопочный замыкатель, подключенный с одной стороны к резервному источнику электропитания, а с другой - при помощи дополнительного запоминающего блока, третьего и четвертого дополнительных логических элементов ИЛИ к блокировочным логическим элементам И, а через пятый дополнительный логический элемент ИЛИ - к исполнительному механизму после блоков ограничения скорости отработки, причем вход сброса дополнительного запоминающего блока подключен при помощи шестого дополнительного элемента ИЛИ прямым входом к переключателю каналов управления, а инверсным - к выходу сумматора сравнения сигналов задатчика и датчика обратной связи основного канала управления, отличающийся тем, что привод снабжен каналом защиты от обрыва цепей задатчика и датчика обратной связи и каналом аварийной остановки двигателя, при этом канал защиты содержит последовательно соединенные логический элемент И и запоминающий блок, причем ко входам элемента И подключены параллельно выходы задатчика и датчика обратной связи, выход элемента И подключен к прямым входам блокировочных элементов И основного канала управления, выход запоминающего блока подключен к аварийной сигнализации, а канал аварийной остановки содержит силовой привод исполнительного механизма, подключенный входом к автономному источнику силового питания, выходом подключенный непосредственно к части исполнительного механизма, работающей на уменьшение подачи топлива в двигатель, и снабженный ручным подпружиненным органом управления, взаимодействующим с концевым выключателем, подключенным входом к резервному источнику электропитания, а выходом - к входу записи запоминающего блока канала аварийной остановки, выход которого подключен к инверсному входу блокировочного элемента И в основном канале управления увеличением частоты вращения двигателя и к инверсному входу дополнительного блокировочного логического элемента И, включенного в резервном канале управления между выходом кнопочного замыкателя на увеличение частоты вращения и входом элемента ИЛИ в канале управления увеличением частоты вращения между выходом блокировочного элемента И и блоком ограничения скорости отработки механизма, при этом входы сброса запоминающих блоков канала защиты и канала аварийной остановки подключены к резервному источнику электропитания при помощи дискретного органа отмены команды.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам автоматического управления судовыми дизельными установками с гребными винтами регулируемого шага (ВРШ)

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам управления главными судовыми дизельными установками при реверсировании

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям

Для управления судовой единой электроэнергетической системой (ЕЭЭС) осуществляют обработку информации о состоянии и параметрах ЕЭЭС, гребного электропривода и других потребителей, параметрах управления движения судна и условий его плавания и производят расчеты прогнозируемого изменения нагрузки. Осуществляют управление запуском, в том числе с упреждением, остановкой и включением на параллельную работу генераторных агрегатов, в зависимости от необходимого их количества, достаточного для обеспечения режима работы ЕЭЭС, с учетом параметров управления движением судна и условий его плавания. Осуществляют управление включением и отключением второстепенных потребителей с целью обеспечения наиболее экономичной работы генераторных агрегатов и лучшего качества питающего напряжения. Осуществляют управление динамикой разгона и торможения гребного электропривода и его мощностью в зависимости от параметров движения судна, условий плавания, текущей, прогнозируемой мощностей и параметров качества электроэнергии. Осуществляют управление динамикой разворота движительно-рулевой колонки при ее наличии на судне в зависимости от генерируемой и прогнозируемой мощностей генераторных агрегатов. Обеспечивается уменьшение расхода топлива, повышается быстродействие и маневренность судна и качество электроэнергии. 1 ил.

Система управления механической установкой судна содержит две автономные линии управления двигателями правого и левого бортов соответственно. Автономная линия управления содержит задающий орган управления, блок управления, логические элементы ИЛИ, И и НЕ, три усилителя, основной и вспомогательный электрогидравлические преобразователи каналов «больше» и «меньше» соответственно, исполнительный механизм с рычагом управления, концевой выключатель холостого хода, электромагнит аварийной остановки двигателя, датчик обратной связи, соединенные определенным образом. Обеспечивается безаварийная работа двигателей судна. 1 ил.

Система управления судовым движителем содержит задающее устройство, блок сравнения, два усилителя, два электромагнита золотника, золотник, устройство ввода скорости изменения управляемого параметра, устройство изменения скорости подачи рабочей жидкости, исполнительный механизм, судовой движитель, датчик обратной связи, соединенные определенным образом. Обеспечивается повышение КПД судового движителя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Система управления электродвижительным комплексом судов ледового класса и ледоколов содержит систему управления движительно-рулевой колонкой и судна в целом, систему электродвижения. Система управления движительно-рулевой колонкой и судна в целом содержит систему управления электродвижением, блок выбора безопасной стратегии управления движительно-рулевой колонкой, интерактивный блок управления движением судна. Система управления электродвижением содержит блок управления мощностью гребного электродвигателя, блок управления азимутальным углом поворота движительно-рулевой колонки. Система электродвижения содержит преобразователь частоты, гребной электродвигатель, движительно-рулевую колонку, систему комплексного мониторинга движительно-рулевой колонки. Обеспечивается снижение ледовых нагрузок на движительно-рулевую колонку и предотвращение аварийной ситуации при изменении ледовых условий. 1 ил.
Наверх