Двигатель внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям с качающимися рабочими органами. Техническим результатом является упрощение конструкции механизма двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что в четырехтактном двигателе, состоящем из двух соосных секций, распределительный механизм выполнен в виде внутренней трубы, вращающейся внутри качающегося полого вала, при этом время одного оборота вращающейся внутренней трубы в четыре раза больше, чем время одного полного поворота качающегося полого вала с возвратом в прежнее положение. Торцевые уплотнения имеют канавки для П-образных в сечении уплотнительных элементов с упругой прижимной лентой внутри, а внутри полого вала и качающихся поршней расположены каналы для подачи охлаждающей среды и смазки. 8 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно, к устройствам, преобразующим энергию сгорания топлива в механическую энергию вращения.

Известен роторный двигатель, содержащий цилиндрическую полость, размещенные в ней секторные лопасти, установленные на соосных валах, и механизм преобразования движения лопастей, выполненный в виде пары рычагов, соединенных с валами лопастей, и кулисы, установленной на выходном валу и взаимодействующей с роликами рычагов, в котором кулиса установлена на выходном валу шарнирно и выполнена с двумя дорожками, а рычаги выполнены двуплечими и ролики смежных концов пар рычагов установлены на кулисе с возможностью взаимодействия с соответствующей дорожкой, причем кулиса снабжена кольцевым копиром с двумя участками профиля различной высоты для обеспечения качания кулисы в плоскости рычагов [1].

Недостатком этого двигателя является сложность и ненадежность механизма преобразования движения.

Известен двигатель внутреннего сгорания с двумя качающимися поршнями в каждом сечении, полым валом и четырьмя тороидальными рабочими камерами переменного объема, в котором каждая камера имеет щель, в которой перемещается кольцо, жестко связанное с поршнями и обеспечивающее герметичность рабочих камер, а кинематическая связь поршней и выходного вала выполнена в виде сдвоенного кривошипно-шатунного механизма с общим ползуном, при этом кривошип одного механизма жестко соединен с полым внутренним валом, а кривошип другого - с выходным валом. Двигатель имеет два распределительных вала, управляющих клапанами впуска и выпуска заряда [2].

Недостатком этого двигателя являются сложность конструкции кинематического и распределительного механизмов.

Задача изобретения - упрощение конструкции механизма преобразования движения и уменьшение числа звеньев конструкции.

Технический результат - упрощение технологии изготовления двигателя и повышение его надежности.

Для достижения этого в четырехтактном двигателе внутреннего сгорания с распределительным механизмом, содержащем секции из двух соосных рабочих камер, форма которых образована поворотом некоторой фигуры вокруг внешней оси и которые имеют по одному полому поршню, качающемуся между неподвижными торцами и жестко связанному с поворотным полым валом, соосным с внешней осью рабочих камер и связанным механизмом преобразования с выходным валом двигателя, рабочие камеры имеют прямоугольную в сечении форму, а одной из стенок переменного объема является поворотный полый вал, механизм преобразования выполнен в виде кривошипно-коромыслового механизма, распределительный механизм выполнен в виде внутренней трубы, вращающейся внутри качающегося полого вала и имеющей полости для свежего и сгоревшего зарядов, а также каналы к этим полостям, причем в стенках внутренней трубы и полого вала имеются отверстия, расположение которых обеспечивает их эпизодическое совмещение, время одного оборота вращающейся внутренней трубы в четыре раза больше, чем время одного полного поворота качающегося полого вала с возвратом в прежнее положение, уплотнения для соприкасающихся стенок у поршней и торцов имеют канавки для П-образных в сечении уплотнительных элементов с упругой прижимной лентой внутри, внутри полого вала и качающихся поршней расположены каналы для подачи охлаждения и смазки.

Существенность отличий обосновывается следующим образом:

- прямоугольная форма камеры упрощает конструкцию и процесс ее изготовления,

- уплотнения в канавках с П-образными уплотнительными элементами и с упругой прижимной лентой внутри них связаны с необходимостью обеспечивать герметичность рабочих камер, имеющих три стенки,

- выполнение распределительного механизма в виде соприкасающихся внутренней трубы и полого вала с отверстиями в их стенках упрощает конструкцию, позволяя избавиться от конструктивной сложности обычного распределительного механизма (кулачков, распределительного вала, стержней и клапанов)

- медленность вращения внутренней трубы по сравнению с качанием полого вала позволяет за счет соответствующего расположения отверстий на стенке внутренней трубы обеспечить чередование открытия и неоткрытия клапанов при нахождении поршней вблизи мертвых точек.

На фиг.1 представлена пространственная кинематическая схема двигателя - поршневая группа и кривошипно-коромысловый механизм (без распределительного механизма) в момент равноудаления поршня от торцов, на фиг.2 - продольнный разрез двигателя в момент равноудаления поршней от торцов. Сечения А-А, Б-Б и В-В проведены через отверстия впуска и выпуска в рабочих камерах. На Фиг.3 показан поперечный разрез двигателя по А-А через отверстия впуска в момент равноудаления поршней от торцов, на фиг.4 - поперечный разрез двигателя по А-А через отверстия впуска в момент удаления поршня от правого торца (впуск заряда в правый рабочий объем), на фиг.5 - поперечный разрез двигателя Б-Б через отверстия впуска в момент удаления поршня от левого торца (впуск заряда в левый рабочий объем), на фиг.6 - поперечный разрез двигателя по В-В через отверстия выпуска в момент приближения поршня к правому торцу (выпуск сгоревшего заряда из правого рабочего объема), на фиг.7 - внешний вид возвратно-поворотной части двигателя без коромысла (поршни и поворотная полая труба), на фиг.8 - разрезы П-образных уплотнений у стенок поршней.

На фиг.2-7 звенья кривошипно-коромыслового механизма не указаны. Для наглядности зазоры между соприкасающимися поверхностями резко увеличены. Подача охлаждения на фиг.2 указана схематически одной линией.

Каждая секция двигателя содержит две камеры 1 и 2 прямоугольного поперечного сечения с двумя переменными объемами каждая, качающиеся поршни 3, жестко закрепленные на поворотном полом валу 4 с отверстиями для впуска 5 и выпуска 6 заряда, внутренняя поворотная труба 7 с отверстиями впуска 8 и выпуска 9 заряда. Внутри трубы 7 имеются полости для свежего 10 и сгоревшего 11 заряда, каналы для этих зарядов 12 и 13, коромысло 14 на полом валу 4, шатун 15, вращающийся кривошип 16, выходной вал 17, П-образное уплотнение 18 для соприкасающихся стенок с упругой прижимной лентой 19, каналы подачи охлаждения 20 и смазки 21. Передача вращения с передаточным отношением 4:1 между выходным валом 17 и внутренней трубой 7 не указана.

Двигатель работает следующим образом. Каждый переменный объем камер 1 и 2 двигателя работает по четырехтактной схеме - впуск заряда, сжатие его, поджигание с рабочим ходом и выпуск отработавшего заряда. Впуск и выпуск осуществляются за счет эпизодического совмещения отверстий 8 и 9 во внутренней трубе 7 и отверстий 5 и 6 в полом валу 4, а сжатие и рабочий ход создаются в замкнутых объемах между поршнями 3 и торцами. Каждый переменный объем по одну сторону качающегося поршня 3 работает как переменный объем в обычном, прямолинейном двигателе внутреннего сгорания, так что в двух камерах 1 и 2 теперь можно осуществлять рабочие ходы по разные стороны от оси качания, т.е. свести динамику движения к моменту сил, а не просто к одной удвоенной силе. (Эта динамика позволяет разгрузить подшипники и тем самым увеличить срок службы двигателя). Качательное движение полого вала 4 с помощью кривошипа 14, шатуна 15 и кривошипа 16 преобразуется во вращательное движение выходного вала 17. Вращение последнего с помощью неуказанной шестеренной передачи на внутреннюю трубу 7 и создает вращение этой трубы, замедленное в два раза. Такое замедление позволяет нужным образом управлять перетеканием заряда.

При рабочем ходе в одном объеме одной из камер поршни 3 двигаются, создавая в других трех объемах двух камер оставшиеся такты - сжатие одного заряда, впуск другого и выпуск третьего. Перемещение поршней 3, т.е. полого вала 4 относительно внутренней трубы 4, создает нужное совмещение отверстий в них и тем самым обеспечивает нужное управление впуском и выпуском зарядов.

После достижения поршнями 3 торцов камер процесс повторяется в обратном направлении. Таким образом, поршни 3 возвратно-поворотно движутся между торцами, обеспечивая через полый вал 4 качательное движение коромысла 14 и далее через шатун 15 вращение кривошипа 16 выходного вала 17.

Одному полному обороту вращающейся внутренней трубы 7 соответствует два полных качания полого вала 4, так что при соответствующем расположении отверстий 8 и 9 на внутренней трубе 7 и отверстий 5 и 6 на полом валу 4 можно обеспечить чередование совпадения-несовпадения соответствующих отверстий и значит обеспечить определенный режим перетекания заряда для выполнения четырехтактного рабочего цикла двигателя. Существенно, что совпадение отверстий вблизи мертвой точки хода поршня 3 (предельном положении коромысла 14) за счет замедленного в четыре раза вращения полого вала 4 будет осуществляться через раз, обеспечивая перекрытие отверстий при сжатии и рабочем ходе.

Термодинамика этого двигателя с качательным движением поршня не отличается от термодинамики обычного двигателя с возвратно-поступательным движением поршня, а динамика нагрузок легко подсчитывается по формулам теоретической механики.

Таким образом, двигатель содержит четыре кинематических звена:

- одно возвратно-поворотное звено (жестко связанные между собой полый вал 4, коромысло 14, поршни 3). Это звено кинематически обеспечивает преобразование химической энергии заряда в качательное движение поршня за счет создания переменных объемов в камерах 1 и 2;

- два вращающихся звена (внутренняя труба 7 и кривошип 16 с выходным валом 17). Эти два звена связаны между собой шестеренчатой передачей для управления распределительным механизмом, обеспечивающей замедленное движение внутренней трубы 7 по сравнению с полым валом 4. Выходной вал 17 передает движение дальше, а внутренняя труба 7 обеспечивает совмещение своих отверстий 8 и 9 с отверстиями 5 и 6 в полом валу 4 для управления движением зарядов;

- шатун 15, передающий движение от качающегося коромысла 14 вращающемуся кривошипу 16.

При качательном движении тела его инерционность определяется уже не массой М, а моментом инерции М·r 2, т. е. при небольшом диаметре двигателя становится сравнительно малой. Это обстоятельство позволяет иметь достаточно большое число оборотов.

Малое количество кинематических звеньев, т.е малое количество шарнирных соединений между ними, заметно уменьшает износ и облегчает подачу охлаждения и смазки к поршням.

Достоинством двигателя является и возможность нанизывания на полый вал 4 нескольких секций из таких пар рабочих камер 1 и 2 без создания новых кинематических звеньев и шарнирных соединений, что уменьшает механический износ и массу двигателя, повышает его КПД и срок службы.

Источники информации

1. А.с. СССР N 1318704, F 02 В 55/00, 1985.

2. Патент РФ N 2119070, F 02 В 53/00, 1996.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания четырехтактный с распределительным механизмом, содержащий секции из двух соосных рабочих камер, форма которых образована поворотом некоторой фигуры вокруг внешней оси и которые имеют по одному полому поршню, качающемуся между неподвижными торцами и жестко связанному с поворотным полым валом, соосным с внешней осью рабочих камер и связанным механизмом преобразования с выходным валом двигателя, отличающийся тем, что рабочие камеры имеют прямоугольную в аксиальном сечении форму, а одной из стенок переменного объема является поворотный полый вал, механизм преобразования выполнен в виде кривошипно-коромыслового механизма, распределительный механизм выполнен в виде внутренней трубы, вращающейся внутри качающегося полого вала и имеющей полости для свежего и сгоревшего зарядов, а также каналы к этим полостям, причем в стенках внутренней трубы и полого вала имеются отверстия, расположение которых обеспечивает их эпизодическое совмещение, время одного оборота вращающейся внутренней трубы в четыре раза больше, чем время одного полного поворота качающегося полого вала с возвратом в прежнее положение, уплотнения для соприкасающихся стенок у поршней и торцов имеют канавки для П-образных в сечении уплотнительных элементов с упругой прижимной лентой внутри, внутри полого вала и качающихся поршней расположены каналы для подачи охлаждения и смазки.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к поршневым двигателям внутреннего сгорания с вращающимися рабочими органами, и может быть использовано в энергетическом машиностроении в качестве гидродвигателя, двигателя внутреннего сгорания на сухопутном, морском и воздушном транспорте

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания с разделенным циклом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания с разделенным циклом

Изобретение относится к роторным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям, работающим на горящих газах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторно-лопастных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях-генераторах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания с качающимися рабочими органами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах преобразования возвратно-вращательного движения во вращательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с качающимися рабочими органами

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с качающимися рабочими органами

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания с качательным движением рабочих органов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным двигателям

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к объемным роторным машинам с вращающимися рабочими органами и может быть использовано в насосах, турбинах, в измерительной технике, например расходомерах, дозиметрах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям с качающимися поршнями
Наверх