Защитная смазка для металлических деталей

Использование: в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас.%: отработанное моторное масло 40-60, омыленный талловый пек 4–6, карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006, вода остальное. Технический результат - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, увеличение долговечности использования. 1 табл.

 

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.

Для защиты с.-х. техники от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. (В.И.Лазаренко, Е.А.Тишина, Ф.Н.Ермолов и др. Защитные свойства отработанных моторных масел. Нефтепереработка и нефтехимия, 1982, №2, с.16-18).

Недостатком таких смазок является то, что отработанные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали (адгезией) и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения с.-х. техники на открытых площадках.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, серную кислоту и воду (Патент РФ №2141509,1999, Бюл. №32).

Недостатком этой смазки является слабая липкость с покрываемой поверхностью при смывании атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках. Задача изобретения - расширение возможностей повышения коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках; увеличение технических возможностей смазки по долговечности использования; повышение стабильности смазки за счет использования новой добавки и использования нового эмульгатора. Использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что защитная смазка для металических деталей, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый пек, в качестве добавки карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло 40-60

омыленный талловый пек 4,0-6,0

карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006

вода остальное

Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек (ОТП) - отход сульфитно-целлюлозного производства Селенгинского ЦКК, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение омыленного таллового пека в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и карбоксилметилцеллюлозой и водой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа “масла в воде”. Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 15-25 минут. Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту темно-коричневого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло 40-50-60

омыленный талловый пек 4,0-5,0-6,0

карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,004-0,006

вода остальное

Все компоненты, кроме отработанного моторного масла, используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, карбоксиметилцеллюлоза, вода. Карбоксиметилцеллюлоза вводится с расчетным количеством воды. Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреть до 30-40°С.

После длительного хранения смазку желательно перемещать в течение 1 минуты.

Перед производственными испытаниями смазки, которые подтверждены актом, были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:

1. отработанное моторное масло;

2. смазка К-17;

3. смазка НГ-204;

4. смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода;

5. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + карбоксиметилцеллюлоза + вода.

На поверхность образцов (сталь 10) смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в табл.

Из таблицы видно, что сравнительный коррозионный износ в камере везерометра составил за 720 часов испытания с карбоксиметилцеллюлозой 0,18 г/дм2, а с серной - 0,23 г/дм2 Это говорит о том, что при нанесении на металлические детали смазки с карбоксиметилцеллюлозой имеют высокую плотность и адгезию к поверхности металлических деталей. Технические возможности защитной смазки с карбоксиметилцеллюлозой значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в везерометре составил 1170 часов смазки с карбоксиметилцеллюлозой, а смазки с серной кислотой - 560 часов.

Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена серной кислоты карбоксиметилцеллюлозой дает технический результат. Состав смазки данного состава может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассивирующего вещества использовали омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек и воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Отработанное моторное масло 40,0-60,0

Омыленный талловый пек 4,0-6,0

Карбоксиметилцеллюлоза 0,002-0,006

Вода Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным для применения в тяжелонагруженных узлах трения и механизмов. .

Изобретение относится к смазочным составам, а именно к рабочим жидкостям для гидравлических систем, и может быть использовано для гидравлических систем управления специальной техники и других механизмов, работающих в широком температурном интервале, в частности, для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей, функционирующих в условиях значительных перепадов температур.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к концентратам, добавляемым в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и в пластичные смазки для снижения и устранения износа трущихся поверхностей деталей, преимущественно пар трения автомобильных двигателей, коробок передач и т.д.
Изобретение относится к триботехнике, в частности к твердосмазачной композиции и способу формирования покрытия на рабочих поверхностях узлов трения; оно может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных операций.

Изобретение относится к композициям смазочных покрытий для смазки резьбовых соединений, а также к резьбовым соединениям металлических труб, способу смазки резьбового соединения и способу соединения металлических труб.
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к составам смазочных материалов для узлов трения из сплавов на основе железа, может быть использовано в качестве добавки к смазочным маслам двигателей внутреннего сгорания, механизмов, устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов и может найти применение в автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов, оборудовании горно-обогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов и т.п.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу пакета присадок и составу масла моторного, содержащему этот пакет присадок, которое предназначено для использования в высокофорсированных транспортных дизельных двигателях: автомобильных, тракторных, судовых.

Изобретение относится к смазочным составам, а именно к рабочим жидкостям для гидравлических систем, и может быть использовано для гидравлических систем управления специальной техники и других механизмов, работающих в широком температурном интервале, в частности, для гидравлических систем запорной арматуры газовых магистралей, функционирующих в условиях значительных перепадов температур.

Изобретение относится к области химической технологии, в частности к составам для приготовления водных эмульсий смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), используемых для механической обработки металлов.

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов. .

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте. .

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности, при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

Изобретение относится к области защиты технических смазок от повреждения мицелиальными грибами. .
Изобретение относится к области защиты от коррозии и обеззараживания. .

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.
Изобретение относится к области материаловедения в машиностроении, в частности к смазочным композиционным материалам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов или в качестве технологической среды при обработке металлов давлением для снижения износа и предотвращения явления схватывания инструмента с поверхностью обрабатываемой заготовки.
Наверх