Способ термомеханической обработки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в том числе сплавов системы Al-Mg-Li, используемых в виде тонкостенных прессованных полуфабрикатов для стрингерного и силового набора фюзеляжа в клепаных и сварных конструкциях авиакосмической техники и судостроения. Предложенный способ включает горячую деформацию и закалку, проводимые с одного нагрева, и холодную пластическую деформацию. Горячую деформацию проводят со степенью не менее 82% с последующим охлаждением на воздухе со скоростью 0,3-10°С/сек, а холодную пластическую деформацию осуществляют со степенью не более 4%. В частных случаях осуществления изобретения горячую деформацию и закалку проводят с одного нагрева при 380-480°С; после холодной пластической деформации проводят одно- или трехступенчатое искусственное старение; при одноступенчатом старении нагрев проводят при 115-125°С и выдержке 5-12 часов; при трехступенчатом старении нагрев на первой ступени проводят при 80-90°С и выдержке 3-6 часов, на второй ступени - при 115-125°С и выдержке 10-16 часов, на третьей ступени - при 95-105°С и выдержке 10-12 часов. Техническим результатом изобретения является создание способа, обеспечивающего повышение характеристик прочности, пластичности и коррозионной стойкости полуфабрикатов и изделий из них. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в том числе сплавов системы Al-Mg-Li, используемых в виде тонкостенных прессованных полуфабрикатов для стрингерного и силового набора фюзеляжа в клепаных и сварных конструкциях авиакосмической техники и судостроения.

Для перспективных изделий авиакосмической техники и машиностроения предъявляются повышенные требования по снижению веса и повышению ресурса и надежности. С целью обеспечения выполнения этих требований необходимо применение тонкостенных прессованных полуфабрикатов с высокими характеристиками прочности, пластичности и коррозионной стойкости.

Известен способ получения прессованных полуфабрикатов из алюминиевого сплава системы Al-Li-Mg, включающий отливку слитков, гомогенизацию слитков при температуре 400-500°С, прессование полуфабрикатов при температуре 320-420°С со степенью деформации не более 80%, термическую обработку на твердый раствор при 350-480°С, закалку со скоростью 0,5-3 Vкр и старение при 100-200°С, 0,5-36 ч (патент РФ №2163938).

Недостатком способа является дополнительный процесс термической обработки, который связан с нагревом до температур 350-480°С после охлаждения с температуры горячей деформации, а также невысокая степень деформации при прессовании.

Известен также способ получения прессованных полуфабрикатов из алюминиево-литиевых сплавов, включающий гомогенизацию слитков и прессование при температуре 520-540°С со скоростью 17 м/мин, закалку в воде и старение (патент США №5820708).

Введение дополнительного нагрева прессованных профилей, особенно в тонких сечениях, а также высокая температура прессования в указанном способе приводят к огрублению структуры: появлению укрупненного зерна, образованию на периферии крупнокристаллического ободка, областей, обедненных литием, и продуктов взаимодействия атмосферы печи с металлом. Это приводит к снижению механических характеристик профилей, к снижению сопротивления межкристаллитной коррозии вследствие диффузии водорода внутрь металла по границам зерен. Закалка в воде снижает сопротивление коррозионному растрескиванию из-за преимущественного распада твердого раствора при старении по границам зерен и образования зон, свободных от выделений.

Прессованные профили из сплавов Al-Mg-Li с пониженными механическими и коррозионными свойствами не пригодны для изготовления силовых элементов самолетных конструкций, особенно сварных конструкций, эксплуатирующихся в условиях морского климата.

Наиболее близким к предложенному способу является способ термомеханической обработки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, содержащих марганец, взятый в качестве прототипа.

Известный способ включает горячую деформацию и закалку в воде с одного нагрева, осуществляемого со скоростью 10-15°С в минуту, предварительное старение при 5-30°С в течение 0,5-16 ч, пластическую деформацию со степенью 5-19% и окончательное старение (патент РФ №2176284).

Обработка по указанному способу алюминиевых сплавов, содержащих магний, литий и другие элементы, приводит к существенному снижению пластичности полуфабрикатов за счет деформационного упрочнения при пластической деформации со степенью более 5 % и последующего упрочняющего старения. Прессованные профили, изготовленные по этому способу, невозможно использовать для изготовления сложных по конфигурации деталей самолетных конструкций из-за растрескивания их при формообразовании.

Технической задачей настоящего изобретения является создание способа термомеханической обработки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, обеспечивающего повышение характеристик прочности, пластичности и коррозионной стойкости полуфабрикатов и изделий из них путем формирования не-рекристаллизованной, с развитой мелкозернистой субструктурой и однородного распада твердого раствора в объеме зерен.

Для достижения поставленной цели предложен способ термомеханической обработки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, включающий горячую деформацию и закалку, проводимые с одного нагрева, и холодную пластическую деформацию, отличающийся тем, что горячую деформацию проводят со степенью не менее 82% с последующим охлаждением на воздухе со скоростью 0,3-10°С/сек, а холодную пластическую деформацию осуществляют со степенью не более 4%.

Горячую деформацию и закалку проводят с одного нагрева при температуре 380-480°С.

После холодной пластической деформации можно проводить искусственное старение в одну или три ступени. При одноступенчатом старении нагрев проводят при температуре 115-125°С и выдержке 5-12 часов. При трехступенчатом старении нагрев на первой ступени проводят при температуре 80-90°С и выдержке 3-6 часов, на второй ступени - при температуре 115-125°С и выдержке 10-16 часов, на третьей ступени - при температуре 95-105°С и выдержке 10-12 часов. Одноступенчатое старение осуществляют на полуфабрикатах, используемых при изготовлении силовых элементов конструкций, где необходим максимальный уровень прочности. Трехступенчатое старение применяется для полуфабрикатов, используемых при изготовлении элементов обшивки фюзеляжных конструкций, требующих высоких характеристик вязкости разрушения.

Из полуфабрикатов, полученных по этому способу, изготавливают изделия стрингерного и силового набора фюзеляжных конструкций в самолетостроении, а также клепаных и сварных конструкций судостроения.

Понижение степени горячей деформации менее 82% приводит к недостаточной проработке и неоднородному распределению легирующих элементов в матрице и соответственно к появлению градиента концентраций внутри зерен и снижению коррозионной стойкости. Повышение степени окончательной холодной деформации выше 4% приводит к резкому падению пластичности материала. Снижение скорости охлаждения полуфабрикатов на воздухе менее 0,3°С/сек приводит к образованию укрупненных частиц упрочняющих фаз, которые вносят незначительный вклад при искусственном старении полуфабрикатов и способствуют получению пониженных прочностных характеристик, а при скорости более 10°С/сек происходит снижение сопротивления коррозионному растрескиванию из-за гетерогенного распада по границам зерен. Снижение температуры нагрева заготовки под деформацию ниже 380°С приводит к неполному растворению легирующих элементов Li и Mg, что способствует снижению пресыщения твердого раствора алюминия и понижению прочностных характеристик полуфабрикатов. Увеличение температуры нагрева заготовки выше 480°С способствует появлению крупнозернистой структуры, что также способствует снижению прочностных характеристик полуфабрикатов.

Пример осуществления

Прессованные профили изготавливали из сплавов 2-х составов:

5,3% Mg, 1,9% Li, 0,1%Zr (примеры 1, 2, 4) и 4,9% Mg, 1,7% Li, 0,6% Zn, 0,08% Zr и 0,06% Sc (примеры 3, 5). Прессованные профили были получены из промежуточной заготовки (примеры №1-3, 5), диаметром 92 и 112 мм и из литой заготовки (пример №4), диаметром 270 мм. Режимы термомеханической обработки и свойства профилей по предлагаемому способу и способу прототипа представлены в таблицах №1 и 2.

Таблица 1
№ способаГорячая деформацияСкорость охлаждения, °С/ секПредварительное старениеХолодная пластическая деформация, (%)Окончательное старение
Т,°ССтепень, %Т,°СВремя, часТ,°СВремя, час
1380905--0,5--
2400822--31255
3430950,3--480+125+956+10+12
44508510--211512
5480923--1,590+115+1053+16+10
6430 со скоростью нагрева 10°С/мин60-252141256
№1-5 -предлагаемый способ

№ 6 - прототип

Прессованные полуфабрикаты, изготовленные по предлагаемому способу, имеют нерекристаллизованную структуру с развитой мелкозернистой субструктурой и характеризуются высоким уровнем прочности, текучести и относительного удлинения. Как видно из таблицы 2, предел прочности у этих полуфабрикатов на 20-60 МПа выше, чем у полуфабрикатов по способу-прототипу, предел текучести выше на 50-80 МПа, относительное удлинение превосходит более чем в 1,6 раза. Они не склонны к межкристаллитной коррозии и имеют более высокое сопротивление коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии.

Таким образом, изготовление прессованных полуфабрикатов по предложенному способу и изделий из них обеспечивает наилучшее сочетание механических и коррозионных свойств. Применение полученных полуфабрикатов для изготовления изделий авиакосмической техники позволит повысить их надежность и обеспечит увеличение весовой эффективности.

1. Способ термомеханической обработки полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, включающий горячую деформацию и закалку, проводимые с одного нагрева, и холодную пластическую деформацию, отличающийся тем, что горячую деформацию проводят со степенью не менее 82% с последующим охлаждением на воздухе со скоростью 0,3-10°С/с, а холодную пластическую деформацию осуществляют со степенью не более 4%.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что горячую деформацию и закалку проводят с одного нагрева при температуре 380-480°С.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что после холодной пластической деформации проводят одно- или трехступенчатое искусственное старение.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что при одноступенчатом старении нагрев проводят при температуре 115-125°С и выдержке 5-12 ч.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что при трехступенчатом старении нагрев на первой ступени проводят при температуре 80-90°С и выдержке 3-6 ч, на второй ступени - при температуре 115-125°С и выдержке 10-16 ч, на третьей ступени - при температуре 95-105°С и выдержке 10-12 ч.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии, в частности к обработке металлов давлением, и может быть использовано для производства лент из алюминиевых сплавов. .
Изобретение относится к способу изготовления сверхтонких лент толщиной, меньшей или равной 12, из сплава типа ферроалюминий. .

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в производстве калиброванных прутков из сплавов системы алюминий-магний-кремний. .

Изобретение относится к области металлургии термически упрочняемых сплавов на основе алюминия, используемых в виде прессованных полуфабрикатов для стрингерного и силового набора фюзеляжей самолетов различного назначения, включая морскую авиацию.

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов, в частности к сплавам, содержащим литий и медь, используемым в виде катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов для изготовления силовых элементов клепаных и сварных конструкций авиационной и космической техники.

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия и может быть использовано при изготовлении катаных, прессованных, кованых полуфабрикатов и изделий в виде обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа самолетов.

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы Al-Mg-Li, и может быть использовано при изготовлении полуфабрикатов и деталей на металлургических и машиностроительных заводах.

Изобретение относится к области металлургического, прессового и автомобильного производства и может быть использовано для получения проката из прессованного алюминиевого профиля с заданными свойствами.

Изобретение относится к способу изготовления конструкционных деталей самолетов из сплава алюминий-магний-литий. .

Изобретение относится к металлургическому производству. .

Изобретение относится к металлургии цветных металлов и сплавов, а именно к получению модифицирующих материалов в виде пресс-изделий для модифицирования алюминия и его сплавов, и может быть использовано при производстве слитков и отливок

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении броневых листов и плит на основе алюминия, применяемых в авиа- и судостроении, в производстве наземных бронированных транспортных средств и др

Изобретение относится к термообработке сплавов на основе алюминия, которые обладают способностью упрочняться вследствие твердения при старении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области проектирования и изготовления гидроцилиндров из прессуемых деформируемых алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам термической обработки листов и сварных соединений сплавов системы алюминий - магний - кремний

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам антифрикционных сплавов на основе алюминия и к способам изготовления заготовок из них, и может быть использовано в производстве подшипников
Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к способу получения деталей и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, содержащих добавки переходных металлов, для применения в авиакосмической технике, судостроении и транспортном машиностроении в качестве деталей силового набора, обшивок и т.п
Изобретение относится к области литейного производства, в частности к получению модифицированных заэвтектических алюминиево-кремниевых сплавов
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению деформированных полуфабрикатов сложной формы из высокопрочных алюминиевых сплавов и изделий из таких полуфабрикатов в виде шпангоутов, фитингов, балок и других длинномерных изделий, преимущественно с наличием продольных ребер
Наверх