Способ определения неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, прокатываемой под натяжением

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в листопрокатных технологиях. Задача изобретения - улучшение плоскостности проката за счет повышения точности измерения неравномерности течения металла при прокатке. Способ основан на измерении распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством. В соответствии с изобретением ленточные продольные участки полосы выбирают измерительным устройством прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы, дополнительно измеряют усилие натяжения полосы. Относительные превышения скорости течения металла в направлении движения полосы в ленточных продольных участках полосы, выделяемых измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла, вычисляют, руководствуясь математической зависимостью. Получаемые относительные превышения скорости течения металла в направлении движения полосы в ленточных продольных участках полосы, выделяемых измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла, могут непосредственно использоваться для регулирования профиля раствора валков для получения полосы с высокой плоскостностью.

 

Область техники

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано преимущественно в листопрокатных технологиях.

Уровень техники

Степень неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, прокатываемой под натяжением, непосредственно влияет на плоскостность полосы. Уменьшение указанной неравномерности позволяет получать полосу с высокой плоскостностью.

Одним из принятых параметров, характеризующих плоскостность полосы, является поперечное (по ширине полосы) распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством. При прокатке полосы металла без натяжения поперечное распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, эквивалентно неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы. Неравномерность вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы определяется как

где х - поперечная координата на полосе;

V(x) - скорость течения металла в точке с координатой х в направлении движения полосы;

хmin - поперечная координата точки на полосе с минимальной скоростью течения металла в направлении движения полосы;

V(xmin) - скорость течения металла в точке с координатой хmin в направлении движения полосы.

Неравномерность вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы может быть непосредственно использована для регулирования профиля раствора валков с целью достижения высокой плоскостности.

Известен способ определения плоскостности движущейся полосы металла, основанный на измерении поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, приведенный в описании измерителя плоскостности для горячей прокатки (Flatness Gauge for Hot Strip Mills, фирма Mitsubishi Electric, Япония, проспект SEG 317-A/ROD, 1985 г.). Этот способ основан на измерении поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, при котором с большой частотой повторения производится измерение высоты поверхности указанных участков относительно плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, а также измерение скорости движения полосы, с последующим вычислением длин ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, и соответственно относительных удлинений указанных участков из условия:

где Lm - длина m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством (m=1,2,3...);

N - число измерений, участвующих в усреднении;

hm,i - высота поверхности полосы относительно плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, в i-ом измерении (i=1, 2, 3...);

hm,i+1 - высота поверхности полосы относительно плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, в i+1-ом измерении (i=1, 2, 3...);

Vi - средняя скорость движения полосы в интервале времени ti+1-ti;

ti - момент i-го измерения;

ti+1 - момент i+1-го измерения;

βm - относительное удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством (m=1, 2, 3...);

Lmin - длина наиболее короткого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством.

В приведенном выше условии разность моментов i+1-го и i-го измерений является величиной известной и определяемой техническими характеристиками устройства. Скорость движения полосы в процессе прокатки является величиной практически постоянной, однако знание ее с хорошей точностью необходимо для вычисления относительных удлинений в соответствии с указанным способом.

В рассматриваемом устройстве используются несколько лазерных источников света и телевизионных регистраторов (для каждого ленточного продольного участка своя пара), обеспечивающих измерение высоты с помощью метода оптической триангуляции. При этом предполагается, что в момент ti+1 высота участка полосы, измеренная в момент ti, не изменилась.

Однако при движении полосы по рольгангу последняя испытывает вибрации, что вносит из-за невыполнения указанного выше предположения значительные погрешности в измерения разности высот и соответственно относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством. Для уменьшения влияния этого фактора требуются дополнительные специальные меры, например, измерение скорости вертикального перемещения полосы из-за вибрации или использование методов фильтрации, что резко уменьшает быстродействие измерительной системы и снижает эффективность ее применения. Кроме того, необходимость измерения скорости движения полосы требует применения соответствующих устройств и вносит свою ошибку в погрешность измерений относительных удлинений ленточных продольных участков полосы.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ определения плоскостности движущейся полосы материала, приведенный в описании изобретения по патенту RU 2119643 С1, кл. G 01 B 7/34, 11/24, 21/20, 1997 г. Этот способ основан на измерении поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, при котором с большой частотой повторения производится измерение продольных углов наклона поверхности указанных участков относительно плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, с последующим вычислением относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, из условия:

где - удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса (m=1, 2, 3...);

N - число измерений, участвующих в усреднении;

γm,i - измеренный угол (в радианах) для m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в i-ом измерении (i=1, 2, 3...);

γm,i+1 - измеренный угол (в радианах) для m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в i+1-ом измерении;

βm - относительное удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством;

- удлинение наиболее короткого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса.

В рассматриваемом устройстве обеспечивается более высокая точность измерения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, в условиях вибрации полосы.

Измеряемое в рассматриваемом устройстве распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, эквивалентно неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, прокатываемой без натяжения, и может быть непосредственно использовано для регулирования профиля раствора валков с целью достижения высокой плоскостности при прокатке полосы без натяжения.

Однако при движении полосы металла под воздействием усилия, растягивающего полосу вдоль оси движения, получаемое рассматриваемым способом распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, искажается приложенным усилием и уже не может быть непосредственно использовано для регулирования раствора валков с целью получения полосы с высокой плоскостностью.

Такая ситуация, в частности, возникает при прокатке полос металла на станах горячей прокатки, когда полоса захватывается моталкой и, начиная с этого момента, прокатывается под воздействием растягивающего усилия, обусловленного моталкой. Это растягивающее усилие, с одной стороны, уменьшает неравномерность вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы и таким образом улучшает условия формирования плоскостности полосы, а, с другой стороны, растягивая образующиеся волны коробления металла, искажает распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, таким образом, что оно перестает быть эквивалентным распределению неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы и не может быть непосредственно использовано для регулирования профиля раствора валков с целью достижения высокой плоскостности полосы, прокатываемой под натяжением.

Раскрытие изобретения

Технический результат заявляемого способа заключается в приведении распределения относительных удлинений ленточных продольных участков прокатываемой под натяжением полосы, выделяемых измерительным устройством, к распределению неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, необходимому в качестве исходной величины для управления профилем раствора валков с целью получения полосы с высокой плоскостностью.

Для достижения технического результата в предлагаемом способе, основанном на измерении поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, ленточные продольные участки полосы выбирают прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы, измеряют с большой частотой повторения продольные углы наклона поверхности указанных участков относительно плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, измеряют усилие натяжения полосы, а распределение неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, движущейся под натяжением, вычисляют из условия:

где - удлинение m-ого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса (m=1, 2, 3...);

N - число измерений, участвующих в усреднении;

γm,i - измеренный угол (в радианах) для m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в i-ом измерении (i=1, 2, 3...);

βvm - относительное превышение скорости течения металла в направлении движения полосы в m-ом ленточном продольном участке полосы, выделяемом измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла;

- удлинение наиболее короткого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса;

F - измеряемое усилие натяжения полосы в килограммах;

h - толщина полосы в миллиметрах;

Е - модуль упругости металла при температуре прокатки в килограммах на квадратный миллиметр;

bk - ширина k-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством в миллиметрах;

- удлинение k-ого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса.

Выбор ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы, вместе с измерением усилия натяжения полосы позволяет вычислить распределение натяжения по ленточным продольным участкам полосы, выделяемым измерительным устройством, что, в свою очередь, позволяет привести распределение относительных удлинений ленточных продольных участков прокатываемой под натяжением полосы к распределению неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы.

Осуществление изобретения

Способ определения неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, прокатываемой под натяжением, основанный на измерении поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, на выборе ленточных продольных участков полосы прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы, а также на измерении натяжения, рассмотрим на одном из возможных вариантов.

Над поверхностью движущейся полосы металла располагают устройство, измеряющее распределение относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, выбираемых прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы. На достаточно длинном фрагменте полосы (далее будем называть его порцией полосы) в каждом из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с большой частотой измеряют угол γm,i, образованный линиями пересечения плоскости, касательной к поверхности полосы в точке измерения, и плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, с плоскостью, проходящей через точку измерения и расположенной вдоль направления перемещения полосы перпендикулярно к плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса. Длина порции полосы определяется из условия, что за порцию под измерительным устройством должно проходить не менее 2,5 длин волн коробления полосы.

Одновременно в процессе прокатки указанной порции полосы измеряют усилие натяжения моталки, регистрируя для этой цели с некоторой частотой, например, величину тока электродвигателя моталки и преобразуя ее во вращающий момент, а затем с учетом текущего диаметра рулона, в который сматывается полоса, в мгновенное усилие натяжения полосы. Совокупность мгновенных усилий натяжения полосы для порции полосы усредняют, получая среднее натяжение для порции полосы.

Затем вычисляют удлинение каждого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса, по формуле:

где - удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса (m=1, 2, 3...);

N - число измерений, участвующих в усреднении;

γm,i - измеренный угол (в радианах) для m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в 1-ом измерении (i=1, 2, 3...).

Из совокупности измеренных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, относительно проекций указанных участков на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса, выбирают наименьшее, далее обозначаемое , соответствующее наиболее короткому ленточному продольному участку полосы, выделяемому измерительным устройством.

Затем определяют относительные превышения скорости течения металла в направлении движения полосы в ленточных продольных участках полосы, выделяемых измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла, из условия:

где βvm - относительное превышение скорости течения металла в направлении движения полосы в m-ом ленточном продольном участке полосы, выделяемом измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла;

- удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса (m=1, 2, 3...);

- удлинение наиболее короткого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса;

F - измеряемое усилие натяжения полосы в килограммах, полученное в результате усреднения всех измерений в пределах порции полосы;

h - толщина полосы в миллиметрах;

Е - модуль упругости металла при температуре прокатки в килограммах на квадратный миллиметр;

bk - ширина k-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством в миллиметрах;

- удлинение k-ого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса.

Полученные при данном способе относительные превышения скорости течения металла в направлении движения полосы в ленточных продольных участках полосы, выделяемых измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла, могут быть непосредственно использованы для регулирования профиля раствора валков прокатного стана с целью получения следующей порции полосы с высокой плоскостностью.

Повторяя вышеуказанную последовательность операций для последующих порций полосы вплоть до ее окончания, можно добиться получения полосы с высокой плоскостностью.

Способ определения неравномерности вдоль раствора валков прокатного стана скорости течения металла в направлении движения полосы, прокатываемой под натяжением, включающий измерение поперечного распределения относительных удлинений ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, при котором измеряют угол, образованный линиями пересечения плоскости, касательной к поверхности полосы в точке измерения, и плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, с плоскостью, проходящей через точку измерения и расположенной вдоль направления перемещения полосы перпендикулярно к плоскости, касательной к опорным элементам, по которым перемещается полоса, отличающийся тем, что ленточные продольные участки полосы, выделяемые измерительным устройством, выбирают прилежащими друг к другу без зазоров и перекрытий, покрывая всю ширину полосы, измеряют величину усилия натяжения полосы металла, а относительные превышения скорости течения металла в направлении движения полосы в ленточных продольных участках полосы, выделяемых измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла, вычисляют из условия

где - удлинение m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса (m=1, 2, 3...);

N - число измерений, участвующих в усреднении;

γm,i - измеренный угол (в радианах) для m-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в i-м измерении, (i=1, 2, 3...);

βvm - относительное превышение скорости течения металла в направлении движения полосы в m-м ленточном продольном участке полосы, выделяемом измерительным устройством, над скоростью течения металла в одном из ленточных продольных участков полосы, выделяемых измерительным устройством, с минимальной скоростью течения металла;

- удлинение наиболее короткого ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса;

F - измеряемое усилие натяжения полосы в килограммах;

h - толщина полосы в миллиметрах;

Е - модуль упругости металла при температуре прокатки в килограммах на квадратный миллиметр;

bk - ширина k-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, в миллиметрах;

- удлинение k-го ленточного продольного участка полосы, выделяемого измерительным устройством, относительно проекции указанного участка на плоскость, касательную к опорным элементам, по которым перемещается полоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства и предназначено для регулирования плоскостности прокатываемых полос. .

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в автоматизированных системах управления качеством прокатываемых полос на непрерывных тонколистовых станах.

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к измерению и регулированию плоскостности полосы в процессе на станах холодной прокатки Цель изобретения - повышение качества проката .

Изобретение относится к контрольным и регулирующим устройствам прокатных станов, реагирующим на изменение формы полосового проката, и может быть использовано в прокатном производстве черной металлургии .

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к автоматическому управлению процессом прокатки полосы. .

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства, в частности к автоматизации обжимных станов горячей прокатки с индивидуальным приводом прокатных валков.

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к управлению процессами холодной прокатки полос. .

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к способу прокатки металлической полосы на непрерывных станах горячей и холодной прокатки

Изобретение относится к способу и устройству для горячей прокатки в линии прокатного стана для горячей прокатки полос или на стане Стеккеля, причем в одной или нескольких черновых клетях плоские заготовки раскатываются в полосовые заготовки (черновые полосы)

Изобретение относится к способу и управляющему устройству для проведения способа установки состояния (S1, S2, S3) прокатываемого материала (G, GX), в частности, черновой полосы, которое задано, по меньшей мере, клиновидностью и/или серповидностью прокатываемого материала (G, GX), при этом прокатываемый материал (G, GX) переводят из начального состояния (S1) посредством прокатки с помощью прокатной клети (1), в частности черновой клети, и за счет внесения напряжения ( ) в прокатываемый материал (G, GX) с помощью дополнительных обрабатывающих средств (7, 8), в промежуточное состояние (S2), и при этом прокатываемый материал (G) переводят из промежуточного состояния (S2) с помощью, по меньшей мере, одного обрабатывающего агрегата (A1, A2, A3, , AN) в конечное состояние (S3)

Изобретение относится к области прокатки. Технический результат - повышение качества полосы. Для участков (6) полосы (1) перед первой прокатной клетью (2) определяется текущая температура (Т). Прогнозируются температуры (T') участков (6) полосы для момента времени прокатки соответствующего участка (6) полосы в первой прокатной клети (1). Затем определяется по меньшей мере один параметр (Р) управления для прокатки участков (6) полосы в первой прокатной клети (2). Регулировочное устройство (10), воздействующее на первую прокатную клеть (2), во время прокатки соответствующего участка (6) полосы управляется с учетом соответствующего определенного параметра (Р) управления. Температуры (T') участков (6) полосы прогнозируются с первым горизонтом (РН1) прогнозирования, который соответствует нескольким участкам (6) полосы. Для первого горизонта (РН1) прогнозирования устанавливается характеристика (S(t)) регулирующего воздействия для регулировочного устройства (10), посредством которой оказывается воздействие на профиль очага деформации, образованного рабочими валками (9) первой прокатной клети (2). Прогнозируется соответствующий профиль (W) очага деформации, который образуют рабочие валки (9) первой прокатной клети (2) к моменту времени прокатки соответствующего участка (6) полосы. Установленная характеристика (S(t)) регулирующего воздействия оптимизируется на основе прогнозированного профиля (W) очага деформации и соответствующего заданного профиля (W*(t)). Текущее значение оптимизированной характеристики (S(t)) регулирующего воздействия соответствует параметру (Р) управления. Оно задается регулировочному устройству (10) в качестве регулирующего воздействия (S).3 н. и 10 з.п. ф-лы, 19 ил.

Изобретение относится к технологии прокатного производства, конкретно к технологии непрерывной прокатки тонких полос, и может быть использовано на многоклетевых широкополосных станах горячей прокатки. Сущность изобретения состоит в том, что заранее, на стадии настройки стана, задают в математическую модель процесса прокатки такие параметры режима прокатки, которые обеспечивают минимальные отклонения от плоскостности готовых полос. В процессе прокатки в случае выхода при настроечной прокатке значений неплоскостности за заданные по техническим условиям пределы корректируют реальные параметры режима настроечной прокатки. При этом используют пошаговый алгоритм коррекции, учитывающий все технологические параметры, влияющие на неплоскостность полосы. Данный алгоритм позволяет с наибольшей точностью и надежностью обеспечить далее, уже на стадии технологической прокатки, невыход показателей точности формы полосы за заданные заранее пределы. В этом заключается технический результат изобретения. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение относится к прокатному производству. Технический результат - повышение качества полосы. Для участков (6) полосы (1) перед первой прокатной клетью (2) прокатного стана определяют температуру (Т) и с помощью горизонта (РН1) прогнозирования прогнозируют для момента времени прокатки. Горизонт (РН1) прогнозирования соответствует нескольким участкам (6) полосы. С использованием температур (T') прогнозируют на стороне обслуживания и на стороне привода модули (М) материала. С помощью исполнительного устройства (10) на стороне обслуживания и на стороне привода обеспечивается возможность оказания влияния на очаг деформации первой прокатной клети (2). Управление устройством (10) во время прокатки соответствующего участка (6) полосы выполняют с учетом модулей (М) материала. Модули (М) материала используются в исполнительном устройстве (10) в момент времени прокатки соответствующего участка (6) полосы в прокатной клети (2) для параметрирования управления (20) очагом деформации на стороне обслуживания и на стороне привода. Для первого горизонта (РН1) прогнозирования используют ход изменения (S(t)) регулирующей переменной для исполнительного устройства (10), который оказывает влияние на профиль образованного рабочими валками (9) прокатной клети (2) очага деформации. С применением прогнозируемых температур (T′) и используемого хода изменения (S(t)) регулирующей переменной прогнозируют для горизонта (РН1) профиль (W) очага деформации, который образуют рабочие валки (9) прокатной клети (2) в момент времени прокатки участка (6) полосы. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 19 ил.
Наверх