Боковая футеровка алюминиевого электролизера

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, а именно к конструкции катодного устройства алюминиевого электролизера, и может быть использовано на электролизерах всех типов. Технический результат заключается в повышении срока службы, прочности и надежности футеровки, экономии футеровочного материала, увеличении полезного объема алюминиевого электролизера, а также в увеличении выхода готового алюминия. Технический результат достигается за счет того, что боковая футеровка содержит соединенные между собой элементы - плиты и блоки, выполненные из неметаллических тугоплавких соединений, имеющих повышенную стойкость, с помощью торцевых граней в форме обратносимметричных выступов и углублений и клеящего или цементирующего раствора. Плиты и блоки выполнены из карбида кремния. В качестве блоков использованы угловые блоки, выполненные в форме полосы толщиной 70 мм, длиной 600-800 мм, согнутой посередине вокруг продольной оси под углом 90°, грани которой расположены наклонно под углом 18° к вертикали и сужаются книзу на 219 мм каждая. Торцевые грани выполнены в форме обратносимметричных выступов и углублений с радиусом 14-15 мм, которые параллельны вертикальной оси стенок алюминиевого электролизера. 4 ил.

 

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, а именно к конструкции катодного устройства алюминиевого электролизера, и может быть использовано на электролизерах всех типов.

Известна боковая футеровка электролизера, состоящая из угольных плит и теплоизоляционного огнеупора - Справочник металлурга по цветным металлам. Производство алюминия. М.: Металлургия, 1971, ст. 203-206.

Недостатками данной боковой футеровки электролизера являются: невысокие прочность, надежность, малый срок службы.

В результате воздействия компонентов криолитоглиноземного расплава на обращенных в сторону расплава боковых гранях угольных плит образуется шейка, которая, постоянно увеличиваясь, приводит к разрушению угольных плит. Такое разрушение угольных плит также приводит к разрушению боковой футеровки, к проникновению расплава к металлическому кожуху и к прорыву расплава из ванны электролизера.

Известна боковая футеровка алюминиевого электролизера в описании изобретения к патенту РФ №2186880 МПК, 7 С 25 С 3/08 от 05.03.2001, авт. Громов Б.С., Пак Р.В., Ахмедов С.Н., опуб.10.08.2002.

1. Боковая футеровка алюминиевого электролизера, состоящая из двух частей, выполненных из материала с различной стойкостью к содержащемуся в шахте электролизера расплаву, из которых ее верхняя часть выполнена из плит из неметаллических тугоплавких соединений, имеющих повышенную стойкость, а нижняя часть - из соединенных между собой блоков из углеродсодержащего материала, имеющего пониженную стойкость, отличающаяся тем, что плиты из неметаллических тугоплавких соединений установлены в паз, выполненный в верхних гранях блоков из углеродсодержащего материала, и соединенные с блоками из углеродсодержащего материала клеящим или цементирующим составом или заделкой указанного паза углеродсодержащим материалом.

2. Футеровка по п.1, отличающаяся тем, что плиты из неметаллических тугоплавких соединений установлены в два ряда с перевязкой швов.

3. Футеровка по п.2, отличающаяся тем, что плиты из неметаллических тугоплавких соединений первого и второго ряда соединены между собой клеящим или цементирующим составом.

4. Футеровка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что плиты из неметаллических тугоплавких соединений соединены между собой клеящим или цементирующим составом.

Недостатки: невысокие прочность, надежность, малый срок службы.

Наличие горизонтального стыковочного шва между двумя частями футеровки по всему периметру боковой поверхности алюминиевого электролизера резко снижает надежность всей футеровки алюминиевого электролизера, поскольку такие стыковочные швы всегда наиболее подвержены проникновению в них компонентов криолитоглиноземного расплава, отсутствие целых литых блоков в углах алюминиевого электролизера повышает вероятность проникновения расплава к кожуху алюминиевого электролизера в угловых стыках футеровки, состоящей из двух частей, поскольку углы всегда испытывают повышенные механические нагрузки при работе алюминиевого электролизера.

Наиболее близким техническим решением является бортовая футеровка алюминиевого электролизера в авт. свидетельстве №377419, МКИ С 22 D 3/02, опубл. бюл.№18, 1973, авт. Романов В.П., Цыплаков А.М.

1. Бортовая футеровка алюминиевого электролизера, изготовленная из углеродсодержащих материалов, отличающаяся тем, что с целью удешевления футеровки и создания более рациональной формы шахты электролизера, она выполнена по высоте из материалов с различной стойкостью к расплаву, содержащемуся в шахте электролизера, при этом верхняя часть ее выполнена из материала с повышенной стойкостью, а нижняя часть - из материала с пониженной стойкостью.

2. Футеровка по п.1, отличающаяся тем, что для выполнения ее верхней части в качестве углеродсодержащего материала используют графитированные плиты.

3. Футеровка по п.1, отличающаяся тем, что для выполнения ее нижней части в качестве углеродсодержащего материала используют обожженные угольные блоки.

4. Футеровка по п.1, отличающаяся тем, что нижняя часть выполнена набивной из углеродсодержащей массы.

Недостатки: невысокие прочность, надежность, малый срок службы. Наличие составных частей (верхней и нижней) боковой футеровки алюминиевого электролизера повышает вероятность проникновения компонентов криолитоглиноземного расплава через горизонтальные стыковочные швы к кожуху алюминиевого электролизера. Отсутствие целых литых угловых блоков в углах алюминиевого электролизера приводит к прорыву агрессивной расплавленной среды в угловых стыках боковой футеровки алюминиевого электролизера. Все это снижает надежность и срок службы всей футеровки алюминиевого электролизера.

Технический результат предлагаемого изобретения: повышение срока службы, прочности, надежности, экономия футеровочного материала, увеличение полезного объема алюминиевого электролизера, выхода готового алюминия.

Технический результат достигается за счет того, что боковая футеровка алюминиевого электролизера, состоящая из соединенных между собой элементов - плит и блоков, выполненных из неметаллических тугоплавких соединений, имеющих повышенную стойкость, с помощью торцевых граней в форме обратносимметричных выступов и углублений и клеящего или цементирующего раствора, отличающаяся тем, что плиты и блоки выполнены из неметаллического тугоплавкого соединения, имеющего повышенную стойкость - карбидкремния, причем в качестве блоков используются угловые блоки, выполненные в форме полосы толщиной 70 мм, длиной 600-800 мм, согнутой посередине вокруг продольной оси под углом 90°, грани которой расположены наклонно под углом 18° к вертикалям и сужаются книзу на 219 мм каждая, а торцевые грани выполнены в форме обратносимметричных выступов и углублений с радиусом 14-15 мм, которые параллельны вертикальной оси стенок алюминиевого электролизера.

Достижение повышенной надежности и прочности, повышение срока службы обеспечиваются тем, что боковая футеровка алюминиевого электролизера полностью выполнена из карбидокремниевых плит специальной конструкции, углы алюминиевого электролизера зафутерованы целыми литыми угловыми блоками, что позволяет полностью исключить стыковочные швы в углах алюминиевого электролизера, как наименее надежных элементах всей футеровки алюминиевого электролизера, а плоские поверхности боковых стенок алюминиевого электролизера футеруются карбидкремниевыми плитами, которые стыкуются между собой торцовыми гранями, представляющими собой обратносимметричные выступы и углубления. Аналогичные обратносимметричные выступы и углубления имеют и все четыре угловых блока, которые вместе с плитами при сборке футеровки в замкнутый контур по всей боковой поверхности алюминиевого электролизера склеиваются специальным раствором для повышения гидростатического сопротивления проникновению в стыковочные швы компонентов криолитоглиноземного расплава, в результате чего увеличивается срок службы футеровки.

Заявляемое изобретение позволяет увеличить стойкость этой футеровки к содержащемуся в алюминиевом электролизере расплаву минимум в 1,5 раза, исключить стыковку плит в углах алюминиевого электролизера, как наиболее нагруженных и наименее надежных элементах боковой футеровки алюминиевого электролизера, особенно в период пуска алюминиевого электролизера и в начальный период его работы. Отличительной особенностью заявленного изобретения является то, что плиты и угловые блоки имеют на торцевых гранях обратносимметричные выступы и углубления, поверхности которых смазываются специальным цементирующим раствором. Эти мероприятия приводят к повышению срока службы алюминиевого электролизера, устраняется протечка электролита.

Достижение вышеуказанного технического результата обеспечивается тем, что в конструкции боковой футеровки алюминиевого электролизера для производства алюминия применяются плиты и целые угловые блоки, позволяющие полностью исключить стыковку плит в углах алюминиевого электролизера, которые являются наименее надежными элементами боковой футеровки. Применение обратносимметричных выступов и углублений на присоединительных гранях всех элементов боковой футеровки алюминиевого электролизера также способствует достижению вышеуказанного технического результата по увеличению стойкости боковой футеровки и является следующим существенным отличием предлагаемой боковой футеровки от прототипов. Применение боковой футеровки алюминиевого электролизера меньшей толщины позволяет без дополнительных затрат сэкономить количество футеровочного карбидкремниевого материала, увеличить полезный объем алюминиевого электролизера на 13% и, как следствие этого, увеличить выход готового алюминия на 13% с каждой плавки, что является дополнительным преимуществом и отличием предлагаемой боковой футеровки от аналогов. Таким образом, предлагаемая боковая футеровка алюминиевого электролизера соответствует критерию изобретения «новизна».

Сравнение предлагаемого решения не только с прототипами, но и с другими техническими решениями в данной области техники показывает, что применение карбидкремниевых материалов для защиты боковых стенок алюминиевого электролизера для получения алюминия известно, но в данном случае за счет применения плит, угловых блоков и обратносимметричных выступов и углублений на присоединительных гранях всех элементов боковой футеровки алюминиевого электролизера, которые при сборке боковой футеровки алюминиевого электролизера склеиваются специальным раствором по поверхностям обратносимметричных выступов и углублений, позволяет повысить стойкость и увеличить срок службы боковой футеровки алюминиевого электролизера не менее чем в 1,5 раза. Вышеуказанные преимущества отсутствуют в аналогах. Следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию «технический уровень».

Все указанные преимущества позволяют создать механически прочную зафутерованную поверхность, организовать мощный гарнисажный слой, защищающий поверхность футеровки от агрессивной расплавленной среды, позволяющий снизить магнитогидродинамический эффект в алюминиевом электролизере.

Таким образом, предлагаемое изобретение обладает признаками, позволяющими сделать вывод о его соответствии критерию «существенные отличия».

На фиг.1 изображен фрагмент боковой футеровки электролизера (вид сверху);

На фиг.2 изображено сечение А-А (поперечный разрез боковой футеровки).

На фиг.3 изображен блок угловой в аксонометрии.

На фиг.4 изображена плита в аксонометрии.

Сущность изобретения.

Боковая футеровка алюминиевого электролизера состоит из двух основных элементов: плита с размерами 720×360×703, угловой блок 5, которые укладываются по наклонным стенкам корпуса алюминиевого электролизера 1, причем угловые блоки 5 выполнены в форме полосы толщиной 70 мм, длиной 600-800 мм, согнутой посередине вокруг продольной оси под углом 90°, грани которой расположены наклонно под углом 18° к вертикалям и сужаются книзу на 219 мм каждая, а обратносимметричные выступы 6 и углубления 7 на присоединительных гранях всех элементов выполнены параллельно вертикальной оси стенок алюминиевого электролизера, при этом обратносимметричные выступы 6 и углубления 7 выполнены в виде вогнутых и выпуклых полуцилиндров с радиусом 15 мм и 14 мм, которые параллельны вертикальной оси стенок алюминиевого электролизера.

Промышленная применимость.

Монтаж боковой футеровки алюминиевого электролизера производится после установки подовых секций и выполнения кладки бровки, представляющей собой кладку шамотного кирпича вдоль стенок корпуса 1 алюминиевого электролизера. Монтаж элементов боковой футеровки электролизера начинается с установки угловых блоков 5 на бровку по углам алюминиевого электролизера. Затем после смазывания поверхностей обратносимметричных выступов 6 и углублений 7 на присоединительных гранях всех элементов специальным цементирующим раствором вышеуказанными плитами забирается последовательно одна за другой все четыре стенки алюминиевого электролизера от одного углового блока 5 до другого, прижимая и подбивая при этом обратносимметричные выступы 6 и углубления 7 на присоединительных гранях всех элементов, начиная с первой плиты 3 к угловому блоку 5, и затем все последующие плиты к предыдущей. При этом выдавливание цементирующей массы по всей длине обратносимметричных выступов 6 и углублений 7 плиты 3 и углового блока 5 является признаком заполнения зазоров между склеиваемыми поверхностями. Зазор 20 мм между элементами карбидкремниевой футеровки и корпусом 1 алюминиевого электролизера выдерживается при помощи деревянных клиньев. Затем после монтажа всей футеровки и схватывания цементирующего раствора последовательно снимаются клинья и зазор забивается теплоизоляционной массой 2, которая должна обладать как минимум двумя свойствами: механической прочностью и низкой теплопроводностью. При такой установке угловых блоков 5 и плит 3 из карбидкремния обеспечивается их надежная фиксация с угловыми блоками и между собой. Застывший специальный раствор препятствует проникновению в стыковочные швы компонентов криолитоглиноземного расплава. Завершающим этапом монтажа алюминиевого электролизера является заполнение утрамбованной подовой массой 4 промежутка между боковой футеровкой и подиной алюминиевого электролизера. Подовая масса должна выполнять функцию барьера против проникновения электролита к подине алюминиевого электролизера.

Боковая футеровка алюминиевого электролизера, состоящая из соединенных между собой элементов - плит и блоков, выполненных из неметаллических тугоплавких соединений, имеющих повышенную стойкость, с помощью торцевых граней в форме обратносимметричных выступов и углублений и клеящего или цементирующего раствора, отличающаяся тем, что плиты и блоки выполнены из неметаллического тугоплавкого соединения, имеющего повышенную стойкость, - карбида кремния, причем в качестве блоков использованы угловые блоки, выполненные в форме полосы толщиной 70 мм, длиной 600-800 мм, согнутой посередине вокруг продольной оси под углом 90°, грани которой расположены наклонно под углом 18° к вертикалям и сужаются книзу на 219 мм каждая, а торцевые грани выполнены в форме обратносимметричных выступов и углублений с радиусом 14-15 мм, которые параллельны вертикальной оси стенок алюминиевого электролизера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению защитных покрытий для углеродсодержащих компонентов электролитических ячеек при производстве алюминия. .

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к конструкции алюминиевого электролизера, и может быть использовано при его капитальном ремонте. .

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в конструкции электролизеров для получения алюминия электролизом расплавленных солей. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к графитовым катодам, используемым при производстве алюминия электролизом. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к графитовым катодам, используемым при производстве алюминия электролизом. .

Изобретение относится к электролизеру для получения алюминия, способу поддержания корки на боковой стенке электролизера для получения алюминия и способу и регенерирования электричества от электролизера для получения алюминия.

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано в производстве алюминия электролизом криолитглиноземных расплавов. .

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, а именно к конструкции катодного устройства алюминиевого электролизера.

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому получению алюминия, и может быть использовано на электролизерах всех типов. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к углеродсодержащим композитным материалам, устойчивым к эрозии/окислению и способным к смачиванию расплавленным алюминием, применяемым для формирования катодов или облицовок ячеек электролизного восстановления.

Изобретение относится к алюминиевым электролизерам, в частности к катодной футеровке алюминиевого электролизера

Изобретение относится к монтажу подины алюминиевого электролизера

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано при монтаже алюминиевых электролизеров как при капитальном ремонте, так и при капитальном строительстве

Изобретение относится к электролитическому производству алюминия, в частности к монтажу катодного устройства электролизера

Изобретение относится к катодному устройству электролизера для получения алюминия

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к электролитическому производству алюминия, и может быть использовано при монтаже катодного узла алюминиевого электролизера

Изобретение относится к электролитическому получению алюминия, в частности к катодным устройствам электролизеров для получения алюминия, а именно к уплотнениям вывода катодных стержней

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности, к электролитическому получению алюминия, а именно, к конструкции электролизера для производства алюминия

Изобретение относится к электролизерам для получения алюминия электролизом, в частности к катоду, футеровке боковых стенок
Наверх