Способ выполнения форсированного маневра вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам пилотирования вертолета. Способ выполнения форсированного маневра вертолета включает ввод вертолета в вираж путем одновременного отклонения в сторону разворота педали и ручки управления циклическим шагом с отклонением ручки «На себя» и увеличения общего шага несущего винта посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ», с которым увеличивают частоту вращения несущего винта за счет форсирования работы двигателей посредством отклонения переключателя «Обороты». Частоту вращения несущего винта увеличивают обратно пропорционально уменьшению радиуса разворота вертолета. Вывод вертолета из виража осуществляют путем уменьшения частоты вращения несущего винта посредством отклонения переключателя «Обороты» в сторону «Меньше» до исходного значения с последующим возвратом педалей и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или сохранением последнего для полета по курсу. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение маневренности вертолета за счет уменьшения радиуса разворота и величины забросов при выполнении виражей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам пилотирования вертолетов, и может быть использовано при полетах вертолетов в условиях ограниченного пространства, например в горной местности.

Известен способ выполнения виража вертолета, характеризующийся выполнением форсированного маневра вертолета, включающим ввод вертолета в вираж путем отклонения в сторону разворота педалей ножного управления и ручки управления циклическим шагом с отклонением последней «На себя», а с вводом в вираж дополнительно перемещают педали в сторону разворота, увеличивают общий шаг несущего винта посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» и частоту его вращения за счет форсирования работы двигателей и последующий вывод вертолета из виража путем возврата педалей и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или сохранением последнего для полета по курсу, что позволяет выполнить правильный вираж на заданный угол разворота (кн. А.М.Володко. Основы летной эксплуатации вертолетов. Динамика полета. Москва, «Транспорт», 1986, стр.152-166). Данный способ принят за прототип.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является большой радиус разворота и заброс вертолета, связанные с внешним скольжением под действием центробежной силы, которые при больших скоростях полета приводят к столкновению вертолета с препятствиями по курсу полета, например, с горами.

Основной задачей предложенного способа выполнения форсированного маневра вертолета является уменьшение радиуса разворота и заброса вертолета путем создания несущим винтом дополнительной центростремительной силы посредством кратковременного увеличения частоты вращения несущего винта за счет форсирования работы двигателей с креном под углом 40-60°, предотвращающие столкновения вертолета с препятствиями по курсу полета.

Техническим результатом, достигаемым при решении поставленной задачи, является повышение маневренности вертолета путем уменьшения радиуса разворота и величины забросов при выполнении виражей.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе выполнения форсированного маневра вертолета, включающем ввод его в вираж путем отклонения в сторону разворота педалей ножного управления и ручки управления циклическим шагом с отклонением последней «На себя», а с вводом вертолета в вираж дополнительно перемещают педали в сторону разворота, увеличивают общий шаг несущего винта посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» и частоту его вращения за счет форсирования работы двигателей и последующий вывод вертолета из виража путем возврата педалей и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или сохранением последнего для полета по курсу, согласно предложенному техническому решению, частоту вращения несущего винта увеличивают посредством отклонения переключателя «Обороты», расположенного на ручке объединенного управления «Шаг-Газ», в сторону «Больше» до возрастания вибрации фюзеляжа, вызываемой срывом воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта; величину дополнительного перемещения педалей ножного управления в сторону разворота и частоту вращения несущего винта увеличивают обратно пропорционально уменьшению радиуса разворота вертолета.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного способа выполнения форсированного маневра вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На чертеже показана схема выполнения форсированного маневра вертолета.

Сущность предложенного способа выполнения форсированного маневра вертолета заключается в следующем.

Вертолет 1, летящий по курсу на скорости Vк с частотой вращения несущего винта 2 nв=95%, выполняет маневр с виражом по радиусу Rв. Для этого педали ножного управления и ручку управления циклическим шагом одновременно отклоняют в сторону разворота с отклонением последней «На себя», и вертолет принимает крен под углом α=40°, при котором наравне с подъемной силой Pz создается центростремительная сила Рцс, уменьшающая внешнее скольжение в направлении Vt под действием центробежной силы Рцб. После ввода вертолета в вираж через 1,0-1,5 с дополнительно перемещают педали ножного управления на 0,4-0,5 хода в сторону разворота и одновременно увеличивают общий шаг несущего винта 2 на 15-30% диапазона изменения посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» и частоту вращения nв несущего винта до 97-110% за счет форсирования работы двигателей на время 3-5 с посредством отклонения переключателя «Обороты», расположенного на ручке «Шаг-Газ», в сторону «Больше», при котором вертолет принимает крен под углом α=60° и увеличивает подъемную силу на величину ΔРz, создающие дополнительную центростремительную силу ΔРцс, которая увеличивает противодействие центробежной силе Рцб, тем самым уменьшается радиус Rв виража и заброс при внешнем скольжении вертолета в направлении Vt. Величину дополнительного перемещения педалей ножного управления в сторону разворота и частоту вращения nв несущего винта 2 увеличивают обратно пропорционально уменьшению радиуса разворота Rв до возрастания вибраций фюзеляжа 3, вызываемых срывом воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта 2. С выводом вертолета 1 из виража сначала уменьшают частоту вращения nв несущего винта 2 отклонением переключателя «Обороты» в сторону «Меньше» до nв=95%, затем осуществляют возврат педалей ножного управления и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или последнюю сохраняют для увеличения скорости Vк полета вертолета по курсу.

Пример осуществления предложенного способа выполнения форсированного маневра вертолета.

Вертолетом Ми-17 выполняли форсированный маневр на максимальной скорости полета при частоте вращения несущего винта 2 nв=95% с виражом по радиусу разворота Rв на угол 80-90° относительно исходного курса. Для этого пилот сначала отклоняет одновременно педали ножного управления и ручку управления циклическим шагом в сторону разворота с отклонением последней «На себя», при этом вертолет принимал крен под углом α=40°. После ввода вертолета в вираж через 1,0-1,5 с пилот перемещает педали ножного управления на 0,4-0,5 хода в сторону разворота и одновременно увеличивает общий шаг несущего винта 2 на 15-30% диапазона изменения посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» и частоту вращения nв несущего винта до 97-110% за счет форсирования работы двигателей на время 3-5 с посредством отклонения переключателя «Обороты», расположенного на ручке «Шаг-Газ», в сторону «Больше». При этом вертолет принимает крен под углом α=60° и увеличивает подъемную силу на величину ΔPz, создающие дополнительную центростремительную силу ΔРцс, которая увеличивает противодействие центробежной силе Рцб, тем самым уменьшается радиус Rв виража и заброс при внешнем скольжении вертолета в направлении Vt. Величину дополнительного перемещения педалей ножного управления в сторону разворота и частоту вращения nв несущего винта 2 увеличивают обратно пропорционально уменьшению радиуса разворота Rв до возрастания вибраций фюзеляжа 3, вызываемых срывом воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта 2. С выводом вертолета 1 из виража сначала уменьшают частоту вращения nв несущего винта 2 отклонением переключателя «Обороты» в сторону «Меньше» до nв=95%, затем осуществляют возврат педалей ножного управления и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или последнюю сохраняют для увеличения скорости Vк полета вертолета по курсу.

Предлагаемый способ выполнения форсированного маневра вертолета опробован в горах Афганистана и Чечни, который позволил неоднократно предотвратить столкновения с горами и может быть рекомендован для обучения пилотов и использования его, например, в Военно-воздушных силах Российской Федерации.

1. Способ выполнения форсированного маневра вертолета, включающий ввод его в вираж путем отклонения в сторону разворота педалей ножного управления и ручки управления циклическим шагом с отклонением последней «На себя», а с вводом вертолета в вираж дополнительно перемещают педали в сторону разворота, увеличивают общий шаг несущего винта посредством отклонения «Вверх» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» и частоту его вращения за счет форсирования работы двигателей и последующий вывод вертолета из виража путем возврата педалей и ручки управления циклическим шагом «От себя» с уменьшением общего шага несущего винта до исходного значения посредством отклонения «Вниз» ручки объединенного управления «Шаг-Газ» или сохранением последнего для полета по курсу, отличающийся тем, что частоту вращения несущего винта увеличивают посредством отклонения переключателя «Обороты», расположенного на ручке объединенного управления «Шаг-Газ», в сторону «Больше» до возрастания вибрации фюзеляжа, вызываемой срывом воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что величину дополнительного перемещения педалей ножного управления в сторону разворота и частоту вращения несущего винта увеличивают обратно пропорционально уменьшению радиуса разворота вертолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к авиации и касается технологии набора высоты вертолетом. .

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолето- и вертолетостроению. .

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в приборном оборудовании летательного аппарата для упрощения восприятия и переработки информации.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах управления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с координатором цели и пассивным самонаведением.

Изобретение относится к способам и устройствам управления самолетом. .

Вертолет // 2246426
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. .

Изобретение относится к бортовым комплексам управления летательных аппаратов, главным образом скоростных самонаводящихся реактивных снарядов

Изобретение относится к области ракетной и космической техники

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и может быть использовано в системе управления полетом гиперзвукового летательного аппарата при движении его в плотных слоях атмосферы

Изобретение относится к авиационным системам, использующим дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) для применения в таких целях, как оперативно-тактическая разведка, воздушное картографирование, мониторинг нефтепроводов и газопроводов, линий электропередач

Изобретение относится к авиационной технике, конкретно к способам осуществления полета при создании сил на воздушных винтах, а именно с использованием изменения направления и величины силы, создаваемой воздушными винтами противоположного вращения

Изобретение относится к системам автоматического управления

Изобретение относится к измерительным комплексам летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов

Изобретение относится к способам подавления боковых колебаний с большими амплитудами и может быть использовано в системах управления маневренных самолетов с дифференциальным стабилизатором
Наверх