Накапливающая информационно-отображающая система многодвигательной силовой установки летательного аппарата

Изобретение касается систем автоматического контроля и регистрации параметров различных объектов, а именно систем информационно-отображающих и накапливающих информацию о техническом состоянии параметров многодвигательной силовой установки летательного аппарата. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы, области применения, повышение эксплуатационных характеристик многодвигательной силовой установки, контролепригодности системы и коэффициента использования оборудования в системе, а также обеспечение надежной регистрации параметров газотурбинных двигателей на эксплуатационных накопителях с отображением в реальном времени параметров многодвигательной силовой установки и ее эксплуатация по техническому состоянию. С этой целью в систему, которая содержит два блока формирователей, два блока нормализаторов, два блока контроля датчиков и частоты, два эксплуатационных накопителя, два блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, два блока контроля одиночных сигналов, введены n операционных блоков, n блоков многоканального приема-передачи последовательного кода, n-2 блока формирователей, n-2 блока нормализаторов, n-2 блока контроля датчиков и частоты, n-2 блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-2 эксплуатационных накопителя, n-2 блока контроля одиночных сигналов. 6 ил.

 

Изобретение касается систем автоматического контроля и регистрации параметров различных объектов, а именно систем информационно-отображающих и накапливающих информацию о техническом состоянии параметров многодзигательной силовой установки летательного аппарата.

Усовершенствование и эксплуатация авиационных двигателей по техническому состоянию невозможна без широкого применения информационно-отображающих систем, накапливающих информацию о техническом состоянии параметров газотурбинных двигателей, к которым предъявляются следующие основные требования:

система должна обладать функциональными возможностями, достаточными для решения поставленной задачи, например задачи накопления информации о техническом состоянии параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки как на режиме запуска, так и при полете летательного аппарата;

система должна обеспечивать накопление информации широкого круга параметров с их отображением, достаточную функциональную надежность и помехоустойчивость.

Известны

"Система автоматического контроля параметров газотурбинного двигателя" (см. патент Украины на изобретение №39279, кл. F 02 C 9/28), которая содержит блок согласования, соединенный с первым коммутатором и первым блоком контроля входных цепей, выход которого соединен с первым коммутатором и первым операционным блоком, выход которого через второй коммутатор и первый аналого-цифровой преобразователь соединен со входом первого операционного блока, второй коммутатор через второй аналого-цифровой преобразователь соединен со вторым операционным блоком, блок формирователей через блок коммутации частоты (коммутатор частоты) соединен с первым операционным блоком, генератор эталонной частоты, блок контроля датчиков (блок управляемых согласующих устройств, источник напряжения, блок компараторов, блок одновибраторов и блок контроля частоты (блок сигнализаторов).

"Система автоматического управления и контроля параметров газотурбинного двигателя" (см. патент Украины на изобретение №40478, кл. F 02 C 9/28), которая содержит блок нормализаторов (согласования), соединенный с первым блоком контроля датчиков (первый блок контроля входных цепей, первый блок управляемых согласующих устройств, первый блок компараторов, первый блок одновибраторов) и с первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код (первых два коммутатора, первый аналого-цифровой преобразователь, первый блок эталонов, первый генератор эталонной частоты, первый блок коммутации частоты и первый операционный блок), первый блок формирователей непосредственно и через первый блок контроля частоты (первый блок сигнализаторов) соединен с первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, второй блок контроля датчиков (второй блок контроля входных цепей, второй блок управляемых согласующих устройств, второй блок компараторов, второй блок одновибраторов) соединен со вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код (вторых два коммутатора, второй аналого-цифровой преобразователь, второй блок эталонов, второй генератор эталонной частоты, второй блок коммутации частоты и второй операционный блок), второй блок формирователей непосредственно и через второй блок контроля частоты (второй блок сигнализаторов) соединен со вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код.

Вышеназванные системы имеют ограниченные функциональные возможности, область применения и недостаточную функциональную надежность.

Ближайшей по технической сущности и достигаемому эффекту по отношению к заявляемому техническому решению является известная "Накапливающая информационно-измерительная система силовой установки летательного аппарата" (см. декларационный патент Украины на изобретение №66241 А, кл. F 02 C 9/28, G 06 F 15/46), которая содержит блок контроля, первый и второй эксплуатационный накопитель (блок регистрации параметров), первый блок контроля одиночных сигналов (первый коммутатор одиночных сигналов, первый коммутатор бортового напряжения, первый блок гальванической развязки и третий операционный блок), второй блок контроля одиночных сигналов (второй коммутатор одиночных сигналов, второй коммутатор бортового напряжения, второй блок гальванической развязки и четвертый операционный блок), первый блок нормалализаторов соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты (первый блок контроля датчиков, первый блок контроля частоты) и с первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код (первые коммутатор, коммутатор частоты, коммутатор эталонов, первый аналого-цифровой преобразователь, первый блок эталонов, первый блок эталонной частоты и первый операционный блок), первый блок формирователей соединен с первым блоком контрой датчиков и частоты и первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, второй блок контроля датчиков и частоты (второй блок контроля датчиков, второй блок контроля частоты), соединен со вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код (вторые коммутатор, коммутатор частоты, коммутатор эталонов, второй аналого-цифровой преобразователь, второй блок эталонов, второй блок эталонной частоты и второй операционный блок), второй блок формирователей соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код.

Указанная система имеет следующие недостатки:

- отсутствует возможность контролировать параметры многодвигательной (три и более двигателя) силовой установки летательного аппарата, что свидетельствует об ограниченных функциональных возможностях и области применения системы;

- ограниченные функциональные возможности и область применения в связи с невозможностью регистрации параметров газотурбинных двигателей силовой установки в одном эксплуатационном накопителе (блок регистрации параметров) при отказе второго;

- отсутствует возможность непосредственно диагностировать отдельные блоки системы, что также свидетельствует об ограниченных функциональных возможностях и области применения системы;

- недостаточная функциональная надежность в связи с невозможностью обеспечить регистрацию параметров газотурбинных двигателей силовой установки в одном эксплуатационном накопителе (блоке регистрации параметров) при отказе второго.

Предлагаемое изобретение направлено на создание системы, которая должна обеспечить регистрацию параметров газотурбинных двигателей многодвигательной (три и более двигателя) силовой установки летательного аппарата. Кроме того, система должна иметь такую структуру, которая обеспечит надежную проверку работоспособности отдельных блоков системы, надежную регистрацию параметров газотурбинных двигателей на эксплуатационных накопителях и отображение в реальном времени параметров (в виде графиков, физических значений, текстовых сообщений и т.д.) каждого газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки.

В случае усовершенствования системы расширяются ее функциональные возможности, область применения, повышаются эксплуатационные характеристики многодвигательной силовой установки, повышается контролепригодность системы, коэффициент использования оборудования, обеспечивается надежная регистрация параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки на эксплуатационных накопителях и отображение в реальном времени параметров каждого двигателя многодвигательной силовой установки, сокращается простой авиационной техники и обеспечивается эксплуатация многодвигательной силовой установки по техническому состоянию.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы, области применения, повышение эксплуатационных характеристик многодвигательной силовой установки, контролепригодности системы и коэффициента использования оборудования в системе, а также обеспечение надежной регистрации параметров газотурбинных двигателей на эксплуатационных накопителях с отображением в реальном времени параметров многодвигательной силовой установки и ее эксплуатация по техническому состоянию.

Поставленная цель достигается тем, что в известную систему, которая содержит блок контроля, первый и второй эксплуатационный накопитель, первый и второй блок контроля одиночных сигналов, первый блок нормализаторов соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, первый блок формирователей по входу соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым входом системы, а его выход соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход первого блока нормализаторов соединен со вторым входом системы, второй блок нормализаторов соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, второй блок формирователей по входу соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и третьим входом системы, а его выход соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход второго блока нормализаторов соединен с четвертым входом системы, первый блок контроля одиночных сигналов по входу соединен с пятым и шестым входом системы, второй блок контроля одиночных сигналов по входу соединен с шестым и седьмым входом системы, ДОПОЛНИТЕЛЬНО введены n операционных блоков, n блоков многоканального приема-передачи последовательного кода, n-2 блока формирователей, n-2 блока нормализаторов, n-2 блока контроля датчиков и частоты, n-2 блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-2 эксплуатационных накопителя, n-2 блока контроля одиночных сигналов, входы-выходы первого и второго блока контроля одиночных сигналов, первого и второго блока контроля датчиков и частоты, первого и второго блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, первого и второго операционного блока соединены со входами-выходами первого блока многоканального приема-передачи последовательного кода, второй вход-выход первого операционного блока соединен со входом-выходом первого эксплуатационного накопителя, второй вход-выход второго операционного блока соединен со входом-выходом второго эксплуатационного накопителя, вход-выход блока контроля через второй блок многоканального приема-передачи последовательного кода соединен с последними входами-выходами первого блока и n-го блока многоканального приема-передачи последовательного кода, n-ый блок нормализаторов соединен с n-ым блоком контроля датчиков и частоты и n-ым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-ый блок формирователей по входу соединен с n-ым блоком контроля датчиков и частоты и n-ым входом системы от частотных датчиков, а его выход соединен с n-ым блоком контроля датчиков и частоты и n-ым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход n-го блока нормализаторов соединен с n-ым входом системы от аналоговых датчиков, n-ый блок контроля одиночных сигналов соединен с n-ым входом системы от датчиков-сигнализаторов n-го двигателя и n-ым входом системы от бортовой сети напряжения, входы-выходы n-го блока контроля одиночных сигналов, n-го блока контроля датчиков и частоты, n-го блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-го операционного блока соединены со входами-выходами n-го блока многоканального приема-передачи последовательного кода, второй вход-выход n-го операционного блока соединен с входом-выходом n-го эксплуатационного накопителя.

Введение в систему дополнительных признаков, а именно n операционных блоков, n блоков многоканального приема-передачи последовательного кода, n-2 блока формирователей, n-2 блока нормализаторов, n-2 блока контроля датчиков и частоты, n-2 блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-2 эксплуатационных накопителя, n-2 блока контроля одиночных сигналов позволяет обеспечить:

- контроль параметров многодвигательной (три и более двигателя) силовой установки летательного аппарата, который свидетельствует о расширении функциональных возможностей и области применения системы;

- расширение функциональных возможностей и области применения в связи с обеспечением регистрации параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки в одном с n эксплуатационных накопителей при отказе одного или нескольких эксплуатационных накопителей, но не более чем n-2 (при наличии трех или четырех эксплуатационных накопителей) или не более чем n-3 (при наличии пяти или шести эксплуатационных накопителей) и т.д. с n эксплуатационных накопителей;

- возможность непосредственно диагностировать отдельные блоки системы, что также свидетельствует о расширении функциональных возможностей и области применения системы;

- высокую функциональную надежность в связи с возможностью обеспечить регистрацию параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки в одном с n эксплуатационных накопителей при отказе одного или нескольких, но не более чем n-2 (при наличии трех или четырех эксплуатационных накопителей) или не более чем n-3 (при наличии пяти или шести эксплуатационных накопителей) и т.д. с n эксплуатационных накопителей;

- регистрацию параметров газотурбинных двигателей на эксплуатационных накопителях и отображение параметров (в виде графиков, физических значений параметров и т.д.) каждого газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки в реальном времени;

- высокую надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров вследствие проведения контроля функционирования.

Как видно из вышеупомянутого, заявленное техническое решение имеет существенные признаки, которые позволяют расширить функциональные возможности, область применения системы, повысить эксплуатационные характеристики многодвигательной силовой установки, повысить контролепригодность системы, коэффициент использования оборудования, обеспечить надежную регистрацию параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки на эксплуатационных накопителях, сократить простой авиационной техники и обеспечить эксплуатацию многодвигательной силовой установки по техническому состоянию.

Принцип работы системы объясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, например системы для контроля четырех газотурбинных двигателей; на фиг.2 - пример выполнения блока контроля датчиков и частоты; на фиг.3 - пример выполнения блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код; на фиг.4 - пример выполнения блока контроля одиночных сигналов; на фиг.5 - пример выполнения блока многоканального приема-передачи последовательного кода; на фиг.6 - пример выполнения блока приема-передачи последовательного кода блока многоканального приема-передачи последовательного кода.

Система содержит первый блок 1 нормализаторов, первый блок 2 формирователей, первый эксплуатационный накопитель 3, первый блок 4 контроля датчиков и частоты, первый блок 5 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, первый операционный блок 6, первый блок 7 контроля одиночных сигналов, первый блок 8 многоканального приема-передачи последовательного кода, второй блок 9 нормализаторов, второй блок 10 формирователей, второй эксплуатационный накопитель 11, второй блок 12 контроля датчиков и частоты, второй блок 13 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, второй операционный блок 14, второй блок 15 контроля одиночных сигналов, второй блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода, блок 17 контроля, n-1-ый блок 18 нормализаторов, n-1-ый блок 19 формирователей, n-1-ый эксплуатационный накопитель 20, n-1-ый блок 21 контроля датчиков и частоты, n-1-ый блок 22 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-1-ый операционный блок 23, n-1-ый блок 24 контроля одиночных сигналов, n-ый блок 25 многоканального приема-передачи последовательного кода, n-ый блок 26 нормализаторов, n-ый блок 27 формирователей, n-ый эксплуатационный накопитель 28, n-ый блок 29 контроля датчиков и частоты, n-ый блок 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-ый операционный блок 31, n-ый блок 32 контроля одиночных сигналов.

Блок 17 контроля может быть выполнен на базе стандартного портативного компьютера, например индустриального исполнения, который включает вычислитель 33, блок 34 набора команд, блок 35 отображения информации.

Блок 4 контроля датчиков и частоты включает сигнализатор 36 отказа частотных датчиков, сигнализатор 37 частоты, сигнализатор 38 отказа аналоговых датчиков, операционный блок 39.

Блок 5 преобразования постоянного напряжения и частоты в код включает блок 40 эталонной частоты, блок 41 эталонов, коммутатор 42 частоты, коммутатор 43 эталонов, коммутатор 44, аналого-цифровой преобразователь 45, операционный блок 46.

Блок 7 контроля одиночных сигналов включает коммутатор 47 одиночных сигналов, блок 48 гальванической развязки, коммутатор 49 бортового напряжения, операционный блок 50.

Блок 8 многоканального приема-передачи последовательного кода включает блок 51-1...51-4, 52-1...52-4 приема-передачи последовательного кода.

Блок 51-1(51-2...51-4, 52-1...52-4) приема-передачи последовательного кода включает контроллер 53, приемник-передатчик 54 последовательного кода.

Входы блока 2 формирователей и блока 4 контроля датчиков и частоты соединены между собой и с первым входом системы от частотных датчиков первого двигателя, вход блока 1 нормализаторов соединен со вторым входом системы от аналоговых датчиков первого двигателя, выход блока 2 формирователей соединен с блоком 4 контроля датчиков и частоты и блоком 5 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, выход блока 1 нормализаторов соединен с блоком 4 контроля датчиков и частоты и блоком 5 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход-выход эксплуатационного накопителя 3 соединен со входом-выходом операционного блока 6, входы блока 10 формирователей и блока 12 контроля датчиков и частоты соединены между собою и с третьим входом системы от частотных датчиков второго двигателя, вход блока 9 нормализаторов соединен с четвертым входом системы от аналоговых датчиков второго двигателя, выход блока 10 формирователей соединен с блоком 12 контроля датчиков и частоты и блоком 13 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, выход блока 9 нормализаторов соединен с блоком 12 контроля датчиков и частоты и блоком 13 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход-выход эксплуатационного накопителя 11 соединен со входом-выходом операционного блока 14, блок 7 контроля одиночных сигналов соединен с пятым входом системы от датчиков-сигнализаторов первого двигателя и с шестым входом от бортовой сети напряжения, блок 15 контроля одиночных сигналов соединен с седьмым входом системы от датчиков-сигнализаторов второго двигателя и с шестым входом от бортовой сети напряжения, входы-выходы блока 8 многоканального приема-передачи последовательного кода соединены с блоками 4 и 12 контроля датчиков и частоты, блоками 5 и 13 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, операционными блоками 6 и 14 и блоком 16 многоканального приема-передачи последовательного кода, входы блока 19 формирователей и блока 21 контроля датчиков и частоты соединены между собой и с восьмым входом системы от частотных датчиков n-1-го двигателя, вход блока 18 нормализаторов соединен с девятым входом системы от аналоговых датчиков n-1-го двигателя, выход блока 19 формирователей соединен с блоком 21 контроля датчиков и частоты и блоком 22 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, выход блока 18 нормализаторов соединен с блоком 21 контроля датчиков и частоты и блоком 22 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход-выход эксплуатационного накопителя 20 соединен со входом-выходом операционного блока 23, входы блока 27 формирователей и блока 29 контроля датчиков и частоты соединены между собой и с десятым входом системы от частотных датчиков n-го двигателя, вход блока 26 нормализаторов соединен с одиннадцатым входом системы от аналоговых датчиков n-го двигателя, выход блока 27 формирователей соединен с блоком 29 контроля датчиков и частоты и блоком 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, выход блока 26 нормализаторов соединен с блоком 29 контроля датчиков и частоты и блоком 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход-выход эксплуатационного накопителя 28 соединен со входом-выходом операционного блока 31, блок 24 контроля одиночных сигналов соединен с двенадцатым входом системы от датчиков-сигнализаторов n-1-го двигателя и с тринадцатым входом системы от бортовой сети напряжения, блок 32 контроля одиночных сигналов соединен с четырнадцатым входом системы от датчиков-сигнализаторов n-го двигателя и с тринадцатым входом системы от бортовой сети напряжения, входы-выходы блока 25 многоканального приема-передачи последовательного кода соединены с блоками 21 и 29 контроля датчиков и частоты, блоками 22 и 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, операционными блоками 23 и 31 и блоком 16 многоканального приема-передачи последовательного кода, вход-выход которого соединен с блоком 17 контроля.

Операционный блок 6(14, 23, 31) может быть реализован на базе стандартного многофункционального процессора, который может использовать как внутреннюю, так и внешнюю память, который также обладает кроме функций вычислительных, функцией приема и выдачи кодовых посылок.

Эксплуатационный накопитель 3(11, 20, 28) может быть выполнен на стандартных микросхемах флэш-памяти.

Блок 4(12, 21, 29) контроля датчиков может быть выполнен используя техническое решение по авт. свид. СССР №1339459, кл. G 01 R 31/02 (сигнализатор 36 отказа частотных датчиков), компараторы в интегральном выполнении (сигнализатор 38 отказа аналоговых датчиков) и ждущие одновибраторы в интегральном исполнении (сигнализатор 37 частоты).

Операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код может быть реализован на базе стандартного многофункционального процессора, который может использовать как внутреннюю, так и внешнюю память, который также имеет, кроме вычислительных функций, функцию измерения временных интервалов, а также функцию приема и выдачу кодовых посылок и одиночных сигналов.

Коммутатор 42 частоты и коммутатор 43 эталонов блока 5(13, 22, 30) могут быть реализованы на стандартных переключающих коммутаторах в интегральном выполнении.

Блок 40 эталонной частоты блока 5(13, 22, 30) может быть реализован на стандартных генераторах частоты с прямоугольной формой выходного сигнала.

Блок 41 эталонов блока 5(13, 22, 30) может быть реализован на стандартных элементах постоянного эталонного напряжения.

Коммутатор 47 одиночных сигналов и коммутатор 49 бортового напряжения блока 7(15, 24, 32) могут быть реализованы на стандартных коммутаторах повышенного напряжения в интегральном исполнении.

Блок 48 гальванической развязки блока 7(15, 24, 32) может быть реализован на стандартных элементах опторазвязки в интегральном исполнении.

Операционный блок 50 блока 7(15, 24, 32) может быть реализован на стандартном однокристальном процессоре, который обеспечивает роботу тракта по приему сигналов от датчиков-сигнализаторов, по контролю его функционирования и выдачи, например, последовательного кода.

Контроллер 53 блока 51-1(51-2...51-4,52-1...52-4) блока 8(25) представляет стандартный однокристальный процессор, который обеспечивает прием-передачу информации, например, от процессора операционного блока 6 к приемнику-передатчику 54 последовательного кода блоку 51-1.

Блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода выполняется как набор блоков 51-1 блока 8(25), а их количество зависит от количества абонентов, которые выдают-принимают последовательный код.

Блоки 51-1...51-4,52-1...52-4 приема-передачи последовательного кода блока 8(25) работают по заданным алгоритмам в зависимости от записанных в них программ, и каждый блок имеет свое адресное поле для обеспечения выдачи информации. Каждый блок 51-1...51-4,52-1...52-4 приема-передачи последовательного кода блока 8 (25) своим входом-выходом принимает последовательный код из других блоков приема-передачи и выдает подтверждение о его приеме, а на своем выходе-входе формирует последовательный код, который принимается другими блоками приема-передачи, причем сформированный код держится на выходе-входе до тех пор, пока не поступит подтверждение о его приеме с другого (других) блоков приема-передачи последовательного кода. Это обеспечивает взаимодействие блоков 51-1...51-4,52-1...52-4 приема-передачи последовательного кода блока 8 между собой в зависимости от алгоритма функционирования и регистрацию параметров первого и второго газотурбинного двигателя силовой установки летательного аппарата в эксплуатационном накопителе 3 или 11 при отказе одного из них или отказе одного из операционных блоков 6 или 14.

А взаимодействие блоков 51-1...51-4,52-1...52-4 приема-передачи последовательного кода блока 8(25) между собой в зависимости от алгоритма функционирования обеспечивает регистрацию параметров третьего и четвертого газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки летательного аппарата в эксплуатационном накопителе 20 или 28 при отказе одного из них или отказе одного из операционных блоков 23 или 31.

Система работает следующим образом.

При включении напряжения питания операционные блоки 6, 14, 23, 31, блоки 4, 12, 21, 29 контроля датчиков и частоты, блоки 5, 13, 22, 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код и блоки 7, 15, 24, 32 контроля одиноких сигналов устанавливаются в начальное состояние и с интервалом времени, которое превышает переходные процессы в системе, блок 17 контроля через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода и соответствующие блоки 8 и 25 выдают к соответствующим блокам 6, 14 и 23, 31 кодовые сигналы, которые обеспечивают проведение независимого автоматического контроля функционирования блоков 4, 5, 6, 7 измерительного канала первого газотурбинного двигателя, блоков 12, 13, 14, 15 измерительного канала второго газотурбинного двигателя, блоков 21, 22, 23, 24 измерительного канала третьего газотурбинного двигателя, блоков 29, 30, 31, 32 измерительного канала четвертого газотурбинного двигателя.

Блоки 4, 12 и 21, 29 контроля датчиков и частоты, блоки 5, 13 и 22, 30 преобразования постоянного напряжения и частоты в код, блоки 7, 15 и 24, 32 контроля одиночных сигналов функционируют независимо и через соответствующие блоки 51-1...51-4, 52-1...52-4 блоков 8 и 25 выдают информацию по самоконтролю (о состоянии параметров двигателей) к операционным блокам 6, 14 и 23, 31 для регистрации в эксплуатационных накопителях 3, 11 и 20, 28, а также через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода к блоку 17 контроля для ее отображения.

Рассмотрим работу системы в режиме проведения самоконтроля на примере измерительного канала операционного блока 6 первого газотурбинного двигателя (в скобках будут указаны соответствующие блоки измерительного канала операционного блока 14, 23, 31 второго, третьего и четвертого газотурбинного двигателя соответственно).

Из выхода операционного блока 6(14, 23, 31) через блок 51-1(52-1) блока 8(25) к входам блоков 51-2, 51-3, 51-4(52-2, 52-3, 52-4) поступает контрольная кодовая посылка, которая обеспечивает проведение самоконтроля блоков 5, 6, 7(12, 13, 15; 21, 22, 24; 29, 30, 32).

Контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-3(52-3) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода принимает контрольную кодовую посылку, которая обеспечит контроль функционирования блока 4(12, 21, 29) и выдает ее к операционному блоку 39 блока 4(12, 21, 29). После принятия контрольной кодовой посылки операционным блоком 39 блока 4(12, 21, 29) последний запускает программу проведения самоконтроля, которая независимо от состояния цепей аналоговых и частотных датчиков устанавливает по цепи 39-1 сигнализатор 36 отказа частотных датчиков и по цепи 39-2 сигнализатор 38 отказа аналоговых датчиков в режим, имитирующий нарушение входных цепей, при этом на выходе сигнализаторов 36, 38 получим сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 39 блока 4(12, 21, 29) и записываются в его память. Кроме того, из второго выхода сигнализатора 36 на вход сигнализатора 37 частоты блока 4(12, 21, 29) поступает сигнал, который запрещает выдачу с его выходов сигналов логической "1" в связи с выдачей сигнализатором 36 имитированных сигналов нарушения входных цепей частотных датчиков.

После окончания записи сигналов из выхода сигнализаторов 36 и 38 в память операционного блока 39 последний снимает сигналы из своих выходов 39-1 и 39-2, что приводит к переводу сигнализаторов 36 и 38 блока 4(12, 21, 29) в режим контроля цепей частотных и аналоговых датчиков. После перевода сигнализатора 36 в режим контроля цепей частотных датчиков последний снимает запрещающий сигнал из сигнализатора 37 частоты блока 4(12, 21, 29), который обеспечивает сигнализацию наличия частоты от блока 2(10, 19, 27) формирователей.

В связи с тем, что контроль проводится перед запуском первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя сигналы от частотных датчиков не поступают, тогда на выходе формирователей блока 2(10, 19, 27) импульсы отсутствуют, а соответственно не поступают в сигнализатор 37 частоты блока 4(12, 21, 29) контроля датчиков и частоты и коммутатора 42 частоты блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код.

Отсутствие импульсов на входе сигнализатора 37 частоты, после снятия запрещающего сигнала из выхода сигнализатора 36, приводит к появлению на его выходе сигналов логического уровня "1", которые свидетельствует об отсутствии частотных сигналов от датчиков оборотов. Сигналы в виде логического уровня "1" из выхода сигнализатора 37 поступают в операционный блок 39 блока 44(12, 21, 29) для регистрации в его памяти.

После окончания записи контрольных сигналов в виде логической "1" в память операционного блока 39 блока 4(12, 21, 29) из выхода сигнализаторов 36, 37 и 38 операционный блок 39 блока 4(12, 21, 29) формирует на своем выходе контрольную кодовую посылку к контроллеру 53 блока 51-3(52-3) приема-передачи последовательного кода блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода. Контроллер 53 обеспечивает формирование на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-3(52-3) приема-передачи последовательного кода блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода контрольную кодовую посылку, которую принимает контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-2(52-2) приема-передачи последовательного кода блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает ее к операционному блоку 46 блока 5(13, 22, 30) и контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока блока 51-1(52-1) приема-передачи последовательного кода блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает ее к операционному блоку 6(23).

Принятая контрольная кодовая посылка операционным блоком 46 блока 5(13, 22, 30) запускает программу проведения самоконтроля, которая обеспечивает выдачу из операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) по цепи 46-1 к коммутатору 42 частоты и по цепи 46-2 к коммутатору 43 эталонов сигналов, например, логического "0", которые отключают входы коммутатора 43 от выходов блока 1(9, 18, 26) нормализаторов и подключают выходы блока 41 эталонов ко входу коммутатора 44 и отключают входы коммутатора 42 от блока 2(10, 19, 27) формирователей и подключают выходы блока 40 эталонной частоты к операционному блоку 46 блока 5(13, 22, 30).

При этом эталонные сигналы через коммутатор 43 поступают на коммутатор 44 и, следовательно, на его входе устанавливаются контрольные значения постоянного напряжения. Из выхода 46-3 операционного блока 46 на вход коммутатора 44 поступают сигналы, например, в виде двоичного кода, которые обеспечивают поочередное подключение контрольных значений напряжения из выхода коммутатора 43 через коммутатор 44 к аналого-цифровому преобразователю 45 блока 5(13, 22, 30), в котором постоянное контрольное напряжение преобразуется в двоичный контрольный код. После каждого подключения контрольного напряжения, а соответственно и после каждого его преобразования преобразователем 45 с интервалом времени, превышающим переходные процессы в коммутаторе 44 и аналого-цифровом преобразователе 45, операционный блок 46 записывает в свою память значения контрольного кода.

После преобразования контрольных сигналов из выхода коммутатора 44 и записи контрольных кодов в память операционного блока 46 снимается сигнал логического "0" и устанавливается сигнал логической "1" на выходе 46-2 блока 5(13, 22, 30), под действием которого коммутатор 43 отключает блок 41 эталонов и подключает блок 1(9, 18, 26) нормализаторов к коммутатору 43 блока 5(13, 22, 30) для обеспечения контроля аналоговых параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

Затем обеспечивается преобразование блоком 46 эталонных частот из выхода коммутатора 42 частоты блока 5(13, 22, 30).

Количество частотных входов операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) соответствует количеству контролируемых частотных параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

Операционный блок 46 последовательно, или параллельно, при наличии в его процессоре многоканальных преобразователей частота (интервал)-код, обеспечивает преобразование эталонных частот, поступающих из выхода блока 40 эталонной частоты через коммутатор 42 частоты в контрольный двоичный код. После каждого подключения контрольной частоты, при последовательном преобразовании, а соответственно и после каждого ее преобразования операционный блок 46 записывает в свою память значения контрольного кода.

После преобразования эталонных частот с выхода коммутатора 42 и записи контрольных кодов в память операционного блока 46 снимается сигнал логического "0" и устанавливается сигнал логической "1" на выходе 46-1 операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30), под действием которого коммутатор 42 отключает блок 40 эталонной частоты и подключает блок 2(10, 19, 27) формирователей к входам операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код для обеспечения контроля частотных параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

По окончании записи контрольных кодов, после преобразования эталонных аналоговых сигналов и эталонных частот, в память операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) формирует на своем выходе контрольную кодовую посылку к контроллеру 53 блока 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода. Контроллер 53 обеспечивает формирование на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода контрольную кодовую посылку, которую принимает контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает ее к операционному блоку 6(14, 23, 31).

Принятую контрольную кодовую посылку операционный блок 6(14, 23, 31) записывает в свою память.

Одновременно с проведением контроля функционирования блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода принимает контрольную кодовую посылку (имитация нарушения входных цепей) из выхода блока 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и передает ее к операционному блоку 6(14, 23, 31).

Принятую контрольную кодовую посылку с выхода блока 51-2 (52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода операционный блок 6(14, 23, 31) записывает в свою память.

Кроме того, с выхода операционного блока 6(14, 23, 31) через блок 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к блоку 51-4(52-4) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода также поступает контрольная кодовая посылка, которая обеспечивает проведение самоконтроля блока 7(15, 24, 32). Контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-4 (52-4) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода принимает контрольную кодовую посылку и выдает ее к операционному блоку 50 блока 7(15, 24, 32) для проведения контроля его функционирования.

После принятия контрольной кодовой посылки операционным блоком 50 блока 7(15, 24, 32) последний запускает программу проведения самоконтроля тракта приема одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 5(7, 12, 14)) первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 50 выдает сигнал на коммутатор 49 бортового напряжения для подключения бортового напряжения к коммутатору 47 одиночных сигналов.

Затем операционный блок 50 выдает на коммутатор 47 сигналы, которые обеспечивают коммутацию бортового напряжения по всем каналам коммутатора 47. Сигналы бортового напряжения, например плюс 27 вольт, поступают на блок 48 гальванической развязки блока 7(15, 24, 32).

Блок 48 предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-отображающей системы многодвигательной силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 48 бортового напряжения на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 50 блока 7(15, 24, 32).

Операционный блок 50 входные контрольные сигналы с выхода блока 48 записывает в свою память.

По окончании записи контрольных сигналов в память операционного блока 50 блока 7(15, 24, 32) операционный блок 50 блока 7(15, 24, 32) формирует на своем выходе контрольную кодовую посылку к контроллеру 53 блока 51-4(52-4) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода. Контроллер 53 обеспечивает формирование на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-4(52-4) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода контрольную кодовую посылку, которую принимает контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает ее к операционному блоку 6(14, 23, 31).

Принятую контрольную кодовую посылку операционный блок 6(14, 23, 31) записывает в свою память.

Затем операционный блок 50 блока 7(15, 24, 32) контроля одиночных сигналов снимает сигнал из коммутатора 49 бортового напряжения, который приводит к снятию бортового напряжения на входе коммутатора 47 одиночных сигналов. После снятия сигнала из коммутатора 47 операционный блок 50 переходит в режим контроля одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов первого(второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

Принятые и записанные контрольные кодовые посылки в память операционного блока 6(14, 23, 31) от блока 4(12, 21, 29) контроля датчиков и частоты, блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код, блока 7(15, 24, 32) контроля одиночных сигналов анализируются блоком 6(14, 23, 31) и, если они отвечают заданным контрольным параметрам, операционный блок 6(14, 23, 31) выдает сигнал исправности, если они не отвечают заданным контрольным параметрам, тогда операционный блок 6(14, 23, 31) выдает сигнал неисправности отдельно по каждому из блоков 4(12, 21, 29), 5(13, 22, 30) и 7(15, 24, 32) через блоки 8(25) и 16 многоканального приема-передачи последовательного кода к блоку 17 контроля.

Блок 17 контроля принятую информацию документирует и отображает на блоке 35 отображения информации, например, в виде протокола, по которому видно имеют место или нет нарушения в измерительных каналах системы.

Затем операционным блоком 6(14, 23, 31) из записанной в его памяти контрольной информации формируется кадр, который им же переписывается в соответствующие адреса эксплуатационного накопителя 3(11, 20, 28).

Как видно из вышеупомянутого, результаты проведенного самоконтроля измерительных каналов аналоговых, частотных и контроля одиночных сигналов системы регистрируются в эксплуатационных накопителях, которые затем, при необходимости, могут также считываться через операционные блоки 6, 14, 23, 31 и блоки 8, 25 и 16 многоканального приема-передачи последовательного кода с помощью пульта 17 контроля, который по запросу команды блока 34 через свой вычислитель 33 и блок 16 через блоки 8 и 25 на вход операционных блоков 6, 14, 23 и 31 выдает сигналы в виде последовательного двоичного кода, под влиянием которого операционные блоки 6, 14, 23 и 31 переходят в режим считывания накопленной информации из эксплуатационных накопителей 3, 11, 20 и 28 и передачи ее к вычислителю 33 блока 17 контроля.

Блок 17 контроля информацию документирует и отображает на блоке 35 отображения информации, например, в виде протокола, по которому видно имеют место или нет нарушения в измерительных каналах системы.

Такое построение системы позволяет с помощью блока 17 контроля непосредственно диагностировать отдельные блоки измерительных каналов системы, что позволяет, при наличии информации о неисправности, оперативно принимать решение о восстановлении функционирования системы и сократить бездействие авиационной техники.

Рассмотрим работу системы в режиме регистрации на эксплуатационных накопителях 3(11, 20, 28) и представление в реальном времени на экране блока 17 контроля текущих значений параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя от его запуска до останова, состояние цепей датчиков, а также сигналов (команд), которые поступают от датчиков-сигнализаторов на примере измерительного, накопительного и отображающего канала первого газотурбинного двигателя (в скобках будут указанны соответствующие блоки измерительного, накопительного и отображающего канала второго, третьего, четвертого газотурбинного двигателя).

После прокрутки и дальнейшем запуске первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки летательного аппарата сигналы от аналоговых датчиков (вход 2(4, 9, 11)) поступают в блок 1(9, 18, 26) нормализаторов, где преобразуются в заданный уровень постоянного напряжения, удобный как для аналого-цифрового преобразования преобразователем 45 блока 5(13, 22, 30), так и для использования сигнализатором 38 блока 4(12, 21, 29) контроля датчиков и частоты.

Каналы сигнализатора 38 отказа аналоговых датчиков блока 4(12, 21, 29) настраиваются на уровень напряжения ниже, чем уровень напряжения, которое соответствует, например, нулевому уровню давления в магистралях воздушных, топливных и масляных двигателя. Каналы сигнализатора 38 отказа аналоговых датчиков блока 4(12, 21, 29) подключаются к входным цепям системы (вход 2(4, 9, 11)) через блок 1(9, 18, 26) нормализаторов и при нарушении входных цепей или отказе соответствующего нормализатора блока 1(9, 18, 26) выдают сигналы к операционному блоку 39 блока 4(12, 21, 29), что обеспечивает формирование на выходе блока 51-3(52-3) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода кодовой посылки и дальнейшую передачу через блок 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к операционному блоку 6(23, 14, 31) для обеспечения регистрации в эксплуатационном накопителе 3(11, 20, 28), через блок 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к коммутатору блока 41 эталонов через операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) для обеспечения преобразования эталонного напряжения с выхода блока 41 с целью контроля функционирования измерительного канала аналоговых датчиков первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя и через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода на блок 17 контроля для отображения на блоке 35 блока 17 и принятия решения.

От частотных датчиков (вход 1(3, 8, 10)) переменный сигнал, пропорциональный частоте вращения турбин двигателя, поступает в блок 2(10, 19, 27) формирователей, который формирует, например, однополярные прямоугольные импульсы, которые через коммутатор 42 частоты поступают в операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код. Цепи частотных датчиков также подключены к блоку 4(12, 21, 29) контроля датчиков и частоты.

Каналы сигнализатора 36 отказа частотных датчиков при нарушении входных цепей выдают сигналы к операционному блоку 39 блока 4(12, 21, 29), которые обеспечивают формирование на выходе блока 51-3(52-3) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода кодовой посылки и дальнейшую передачу через блок 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к операционному блоку 6(14, 23, 31) для обеспечения регистрации в эксплуатационном накопителе 3(11, 20, 28) и через блок 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к коммутатору 42 частоты, через операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30), для обеспечения подачи эталонной частоты с выхода блока 40 эталонной частоты к операционному блоку 46 блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков первого(второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя, а через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода на блок 17 контроля для отображения на блоке 35 блока 17 и принятия решения.

Кроме того, при коротком замыкании во входных цепях частотных датчиков или отказе соответствующего канала блока 2(10, 19, 27) формирователей соответствующие каналы сигнализатора 37 частоты выдают сигналы к операционному блоку 39 блока 4(12, 21, 29), которые обеспечивают формирование на выходе блока 51-3(52-3) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода кодовой посылки и дальнейшую передачу через блок 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к операционному блоку 6(14, 23, 31) для обеспечения регистрации в эксплуатационном накопителе 3(11, 20, 28) и через блок 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода к коммутатору 42 частоты, через операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30), для обеспечения подачи эталонной частоты с выхода блока 40 эталонной частоты к операционному блоку 46 блока 5(13, 22, 30) преобразования постоянного напряжения и частоты в код с целью контроля функционирования измерительного канала частотных датчиков первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя, а через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода на блок 17 контроля для отображения на блоке 35 блока 17 и принятия решения.

Регистрация и отображение текущих значений параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя от его запуска до останова, состояние цепей датчиков, а также сигналов (команд), которые поступают от датчиков-сигнализаторов осуществляются в следующем порядке.

Операционный блок 46 с выхода 33-3 выдает сигналы, например, в виде двоичного кода к коммутатору 44 для поочередного подключения через коммутатор 43 блока 5(13, 22, 30) сигналов с выхода блока 1(9, 18, 26) нормализаторов, значения которых характеризуют физическое состояние параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя. Следовательно, сигнал с выхода блока 1(9, 18, 26) нормализаторов через коммутаторы 43 и 44 поступает в аналого-цифровой преобразователь 45 блока 5(13, 22, 30), где преобразуется в двоичный код.

С интервалом времени, который определяется быстродействием аналого-цифрового преобразователя 45, после поступления на его вход сигнала с выхода коммутатора 44, операционный блок 46 записывает в свою память, например, последовательный информационный двоичный код с выхода аналого-цифрового преобразователя 45 блока 5(13, 22, 30).

После преобразования всех аналоговых сигналов с выхода блока 1(9, 18, 26) и записи результатов преобразования в память блока 46 последний прекращает выдачу сигналов на коммутатор 45 блока 5(13, 22, 30) и начинает анализировать сигналы частотных датчиков первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

При отсутствии отказов в цепях частотных датчиков первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя на входе операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) присутствуют последовательности прямоугольных импульсов, которые поступают через коммутатор 42 частоты блока 5(13, 22, 30) от блока 2(10, 19, 27) формирователей, периоды которых пропорциональны числу оборотов турбин первого(второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

Операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) последовательно, или параллельно, при наличии в его процессоре многоканальних преобразователей частота (интервал) - код, обеспечивает преобразование последовательности прямоугольных импульсов, поступающих с выхода блока 2(10, 19, 27) формирователей в двоичный код, величина которого пропорциональна оборотам, например, турбин низкого и высокого давления первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

После каждого подключения входной частоты, при последовательном преобразовании, а соответственно после каждого ее преобразования операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) записывает в свою память значения двоичного кода, величина которого пропорциональна оборотам турбин первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя.

По окончании записи информационных двоичных кодов, после преобразования аналоговых сигналов из блока 1(9, 18, 26) нормализаторов и частот из блока 2(10, 19, 27) формирователей, в память операционного блока 46 блока 5(13, 22, 30) операционный блок 46 блока 5(13, 22, 30) формирует на своем выходе информационные кодовые посылки к контроллеру 53 блока 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода. Контроллер 53 обеспечивает формирование на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-2(52-2) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода информационные кодовые посылки, которые принимает контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает их к операционному блоку 6(14, 23, 31) для записи в его памяти и блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода для отображения информации в виде графиков, таблиц и текстовых сообщений на экране блока 35 блока 17 контроля.

Одновременно с преобразованием и записью в память операционного блока 6(14, 23, 31) информации о состоянии аналоговых и частотных параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя обеспечивается запись операционном блоком 6(14, 23, 31) в свою память, через блоки 51-3(52-3) и 51-1(52-1) кодовой информации из выхода блока 4(12, 21, 29) контроля датчиков и частоты, при наличия отказов в цепях датчиков или отказа каналов блока 1(9, 18, 26) нормализаторов и формирователей блока 2(10, 19, 27), и отображение информации о состоянии цепей аналоговых и частотных датчиков в виде таблиц и текстовых сообщений на экране блока 35 блока 17 контроля через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода.

Следовательно, одновременно с измерением и записью операционным блоком 6(14, 23, 31) в свою память аналоговых и частотных параметров и целостности цепей датчиков первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя и отображения указанной информации на экране блока 17 контроля блок 7(15, 24, 32) автономно проводит контроль наличия одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов (вход 5(7, 12, 14)) первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя. При этом операционный блок 50 выдает на коммутатор 47 блока 7(15, 24, 32) сигналы, которые обеспечивают коммутацию сигналов напряжением плюс 27 вольт по всем каналам коммутатора 47 от датчиков-сигнализаторов. Сигналы плюс 27 вольт поступают на блок 48 гальванической развязки.

Блок 48 блока 7(15, 24, 32) предназначен для гальванической развязки бортсети летательного аппарата и напряжения питания блоков и элементов накапливающей информационно-отображающей системы многодвигательной силовой установки летательного аппарата для обеспечения ее помехоустойчивости. При поступлении на входы блока 48 сигналов от датчиков-сигнализаторов на соответствующих его выходах получим нормализованные сигналы, например, в виде логической "1", которые поступают на входы операционного блока 50 блока 7(15, 24, 32). Нормализованные сигналы с выхода блока 48 принимает операционный блок 50 блока 7(15, 24, 32) и на своем выходе формирует последовательный информационный код, который поступает на вход контроллера 53 блока 51-4(52-4) который, в свою очередь, обеспечивает формирование на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-4(52-4) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода информационные кодовые посылки, которые принимает контроллер 53 через приемник-передатчик 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода и выдает их к операционному блоку 6(14, 23, 31) для записи в его памяти и блок 17 контроля через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода для отображения информации в виде таблиц или текстовых сообщений на экране блока 35.

Затем операционным блоком 6(14, 23, 31) из записанной в его памяти информации формируется кадр, который им же переписывается по соответствующим адресам в эксплуатационный накопитель 3(11,20,28). Блоком 6(14, 23, 31) кадр может формироваться из нескольких циклов измерения параметров, например секундный кадр.

Одновременно с регистрацией параметров о техническом состоянии параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя в эксплуатационном накопителе 3(11, 20, 28) блок 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода непрерывно выдает через блок 16 многоканального приема-передачи последовательного кода на блок 17 контроля информацию о техническом состоянии параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя для ее отображения в реальном времени на экране блока 35 в виде, например, графиков, таблиц, текстовых сообщений.

Этим и завершается цикл записи в блок 3(11, 20, 28) информации и ее представление в реальном времени на экране блока 17 контроля о техническом состоянии параметров первого (второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя, после чего цикл измерения, регистрации и представления в реальном времени информации, которая характеризует физическое состояние параметров первого(второго, третьего, четвертого) газотурбинного двигателя, состояние цепей датчиков, одиночных сигналов от датчиков-сигнализаторов повторяется согласно указанному выше алгоритму.

Операционные блоки 6 и 14(23 и 31) при взаимодействии с измерительными блоками первого (второго) газотурбинного двигателя и эксплуатационными накопителями 3 и 11(20 и 28) формируют на своем выходе кодовому информацию о своем техническом состоянии и записи информации в накопителе 3 и 11(20 и 28). Если появляются отказы в одном из накопителей 3,11(20, 28) или нарушено функционирование одного из операционных блоков 6,14(23, 31), на выходе одного из них будет сформирована кодовая посылка к контроллеру 53, который формирует на выходе приемника-передатчика 54 блока 51-1(52-1) блока 8(25) многоканального приема-передачи последовательного кода кодовую посылку, которая, в свою очередь, через блок 51-1(52-1) блока 8(25) принимается работающим операционным блоком 6 или 14(23 или 31), и информация о состоянии параметров первого и второго(третьего и четвертого) двигателя регистрируется на работающем эксплуатационном накопителе 3 или 11(20 или 28).

Кроме того, информация о техническом состоянии операционных блоков 6(14, 23, 31) и эксплуатационных накопителей 3(11, 20, 28), а также информация на каком эксплуатационном накопителе будет регистрироваться информация о техническом состоянии параметров газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки летательного аппарата поступает в блок 17 контроля для ее отображения и принятия решения о необходимости проведения разнообразных профилактических (ремонтных) мероприятий или дальнейшая эксплуатация газотурбинных двигателей и самой системы.

Продолжительность накопления информации, которая характеризует техническое состояние параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки, летательного аппарата может быть, например, 75 часов.

При завершении времени накопления информации в накопителях 3, 11, 20, 28 считывание любого массива накопленной информации обеспечивается с помощью блока 17 контроля. По командам блока 17 контроля операционные блоки 6, 14, 23, 31 переходят в режим считывания информации с накопителей 3, 11, 20, 28 и передачи ее к блоку 17 контроля для ее отображения и принятия решения о необходимости проведения разнообразных профилактических (ремонтных) мероприятий или дальнейшей эксплуатации газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки и самой системы.

Предложенное техническое решение за счет усовершенствования системы позволяет обеспечить:

- контроль параметров многодвигательной (три и больше двигателя) силовой установки летательного аппарата, который свидетельствует о расширении функциональных возможностей и области применения системы;

- расширение функциональных возможностей и области применения в связи с обеспечением регистрации параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки в одном из n эксплуатационных накопителей при отказе одного или нескольких эксплуатационных накопителей, но не большее чем n-2 (при наличии трех или четырех эксплуатационных накопителей) или не более чем n-3 (при наличии пяти или шести эксплуатационных накопителей) и т.д. с n эксплуатационных накопителей;

- возможность непосредственно диагностировать отдельные блоки системы, что также свидетельствует о расширении функциональных возможностей и области применения системы;

- высокую функциональную надежность в связи с возможностью регистрации параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки в одном из n эксплуатационных накопителей при отказе одного или нескольких, но не больше чем n-2 (при наличии трех или четырех эксплуатационных накопителей) или не больше чем n-3 (при наличии пяти или шести эксплуатационных накопителей) и т.д. с n эксплуатационных накопителей;

- регистрацию параметров газотурбинных двигателей на эксплуатационных накопителях и отображение параметров (в виде графиков, физических значений параметров и т.п.) каждого газотурбинного двигателя многодвигательной силовой установки в реальном времени;

- высокую надежность, помехоустойчивость и достоверность контроля параметров вследствие проведения контроля функционирования.

Как видно из вышеупомянутого, заявленное техническое решение имеет существенные признаки, которые позволяют расширить функциональные возможности, область применения системы, повысить эксплуатационные характеристики многодвигательной силовой установки, повысить контролепригодность системы, коэффициент использования оборудования, обеспечить надежную регистрацию параметров газотурбинных двигателей многодвигательной силовой установки на эксплуатационных накопителях, сократить простой авиационной техники и обеспечить эксплуатацию многодвигательной силовой установки по техническому состоянию.

Накапливающая информационно-отображающая система многодвигательной силовой установки летательного аппарата, которая содержит блок контроля, первый и второй эксплуатационный накопитель, первый и второй блок контроля одиночных сигналов, первый блок нормализаторов соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, первый блок формирователей по входу соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым входом системы, а его выход соединен с первым блоком контроля датчиков и частоты и первым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход первого блока нормализаторов соединен со вторым входом системы, второй блок нормализаторов соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, второй блок формирователей по входу соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и третьим входом системы, а его выход соединен со вторым блоком контроля датчиков и частоты и вторым блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход второго блока нормализаторов соединен с четвертым входом системы, первый блок контроля одиночных сигналов по входу соединен с пятым и шестым входом системы, второй блок контроля одиночных сигналов по входу соединен с шестым и седьмым входом системы, которая отличается тем, что в систему дополнительно введены n операционных блоков, n блоков многоканального приема-передачи последовательного кода, n-2 блока формирователей, n-2 блока нормализаторов, n-2 блока контроля датчиков и частоты, n-2 блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-2 эксплуатационных накопителя, n-2 блока контроля одиночных сигналов, входы-выходы первого и второго блока контроля одиночных сигналов, первого и второго блока контроля датчиков и частоты, первого и второго блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, первого и второго операционного блока соединены со входами-выходами первого блока многоканального приема-передачи последовательного кода, второй вход-выход первого операционного блока соединен с входом-выходом первого эксплуатационного накопителя, второй вход-выход второго операционного блока соединен с входом-выходом второго эксплуатационного накопителя, вход-выход блока контроля через второй блок многоканального приема-передачи последовательного кода соединен с последними входами-выходами первого и n-го блока многоканального приема-передачи последовательного кода, n-й блок нормализаторов соединен с n-м блоком контроля датчиков и частоты и n-м блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-й блок формирователей по входу соединен с n-м блоком контроля датчиков и частоты и n-м входом системы от частотных датчиков, а его выход соединен с n-м блоком контроля датчиков и частоты и n-м блоком преобразования постоянного напряжения и частоты в код, вход n-го блока нормализаторов соединен с n-м входом системы от аналоговых датчиков, n-й блок контроля одиночных сигналов соединен с n-м входом системы от датчиков-сигнализаторов n-го двигателя и n-м входом системы от бортовой сети напряжения, входы-выходы n-го контроля одиночных сигналов, n-го блока контроля датчиков и частоты, n-го блока преобразования постоянного напряжения и частоты в код, n-го операционного блока соединены с входами-выходами n-го блока многоканального приема-передачи последовательного кода, второй вход-выход n-го операционного блока соединен с входом-выходом n-го эксплуатационного накопителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов.

Изобретение относится к системам управления силовыми установками и может быть использована для регулирования работы установок со свободной турбиной, например, нагнетателей, гребных винтов, винтов вертолетов и т.д.

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ)

Изобретение относится к области газотурбинного машиностроения для наземных энергетических установок

Изобретение относится к системам автоматического регулирования газотурбинных двигателей и позволяет повысить надежность работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета

Изобретение относится к системам управления турбогенераторными одновальными установками, используемыми для производства тепловой и электрической энергии, а именно турбогенераторными одновальными установками с тиристорным преобразователем частоты (ТПЧ)

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД)

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях

Изобретение относится к области систем автоматического регулирования (CAP) газотурбинного двигателя (ГТД)
Наверх