Способ создания и сохранения сервовитных пленок во время работы подшипников и других пар трения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам и другим парам трения. Способ создания и сохранения сервовитных пленок в подшипниках и других парах трения заключается в том, что сервовитная пленка на деталях создается в процессе их изготовления и сохраняется при работе пары трения за счет соответствующих смазочных материалов, создающих условия для избирательного переноса ионов металла. Технический результат - значительное повышение рабочего ресурса подшипников.

 

Подшипники качения и скольжения нашли широкое применение в машиностроении.

Существенным недостатком всех видов подшипников является то, что при больших радиальных нагрузках они имеют недостаточную наработку на отказ.

Вместе с тем известен эффект безызносности подшипников скольжения и других пар трения, базирующихся на избирательном переносе ионов металла с одной поверхности пары трения на другую и обратно, позволяющий резко увеличить как нагрузки на подшипники, так и их долговечность.

На эффекте избирательного переноса работают десятки лет пары трения поршневого компрессора домашнего холодильника (подшипники скольжения, поршень-гильза цилиндра) [1].

Однако широкого распространения в машиностроении эффект безызносности не нашел, т.к. имеются трудности в образовании и сохранения на поверхностях пар трения сервовитных пленок.

Прототипом изобретения являются пары трения, не использующие эффект избирательного переноса и обладающие недостаточной наработкой на отказ [2, 3].

Предлагаемое изобретение направлено на создание сервовитных пленок и их сохранение на поверхностях пар трения.

Сущность изобретения состоит в том, что сервовитные пленки толщиной 2-2,5 мкм создаются при изготовлении деталей машин путем электрохимического покрытия.

При этом созданная сервовитная пленка не должна подвергаться обработке шлифованием или другими методами механической обработки.

Для нанесения на поверхность детали сервовитной пленки равномерной толщины во время электролитического процесса катод (деталь) или анод должны вращаться.

Во время работы пары трения с готовыми сервовитными пленками должны смазываться материалами, обеспечивающими избирательный перенос.

Пары трения в зависимости от назначения, материалов, из которых они изготовлены, и их устройств (открытые, замкнутые) могут смазываться смазкой ЦИАТИМ-201, глицерином, составами минеральное масло-фреон, масло-глицерин и т.д.

Предлагаемый способ создания и сохранения сервовитных пленок в парах трения практически делает их безызносными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркунов Д.Ч. Триботехника. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с.

2. Хелды М., Чечинадзе А.В. Справочник по триботехнике. Том 2. - М.: Машиностроение, 1990. - 411 с.

3. Снеговский Ф.П. Расчет и конструирование подшипников скольжения. Киев: Изд. «Техника», 1974. - 98 с.

Способ создания и сохранения сервовитных пленок в подшипниках и других парах трения, отличающийся тем, что сервовитная пленка на деталях создается в процессе их изготовления и сохраняется при работе пары трения за счет соответствующих смазочных материалов, создающих условия для избирательного переноса ионов металла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения (подшипникам и направляющим), работающим в условиях граничной, полужидкостной и жидкостной смазки.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу получения износостойкого покрытия на рабочей поверхности опор скольжения, например на поверхностях гидростатических подшипников, работающих в жидкостях с механическими примесями.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству антифрикционных материалов, изготовляемых методом порошковой металлургии и используемых в различных отраслях промышленности.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. .

Изобретение относится к машиностроению, судостроению и судоремонту и может быть применено для изготовления и восстановления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ремонту роторных машин, и может быть использовано в насосах, компрессорах и оборудовании, в котором используются подшипники скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к технологии изготовления слоистых изделии, и может быть использовано для производства подшипников скольжения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. .

Изобретение относится к вкладышу подшипника скольжения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам восстановления узлов трения двигателей внутреннего сгорания с использованием триботехнического состава.
Изобретение относится к триботехнике и может найти применение в машиностроении при обработке узлов трения нового оборудования для продления межремонтного периода, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ на изношенном оборудовании без его разборки
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления подшипников скольжения для применения в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам и устройствам для нанесения антифрикционных покрытий из самосмазывающегося материала на текстильной или нетканой основе на радиальные, радиально-упорные и шарнирные подшипники скольжения

Изобретение относится к самоустанавливающемуся подшипнику качения, по меньшей мере, с одним первым рядом тел качения и соседним с первым рядом тел качения вторым рядом тел качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении вкладышей опорного подшипника скольжения
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для применения, в частности, в автомобильной промышленности, в оборудовании для пищевой промышленности, а также в судоремонтном и железнодорожном оборудовании в качестве смазки в узлах трения
Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу формирования прочного износостойкого пленочного покрытия в узлах трения топливных, гидравлических, прецизионных систем, зубчатых и цепных передач, систем с циркуляционной смазкой, применяемых в автомобильной и в других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления колодки упорного подшипника скольжения (подпятника)
Наверх